Автобиографофобия...

Меня спрашивают, почему я не напишу свою собственную биографию. Я отвечаю на это, что с точки зрения биографической я не представляю никакого интереса. Я никогда никого не убивал. Со мной не случалось никаких событий, наоборот, я сам бывал событием, и все мои события принимали форму книг и пьес. Прочитайте или посмотрите их, и вся моя история будет перед вами; остальное – это лишь завтраки, обеды, сон, пробуждение и туалет, распорядок точь-в-точь такой же, как и у всех остальных. Бернард Шоу. // Мемуары – удел знаменитых убийц и актёров. Альфред Нобель. // Какая забота великим поэтам, узнает ли потомство историю их жизни? Вся она – в славе их произведений. Пьер Беранже. // Я отказываюсь что-либо и когда-либо писать о своей жизни, ибо автобиографии походят обыкновенно на старушек, у которых лица нарумянены, волосы накладные и зубы вставные. Генрих Гейне. // У меня болезнь: автобиографофобия. Читать про себя какие-либо подробности, а тем паче писать для печати – для меня это истинное мучение. Антон Чехов, на просьбу об автобиографии. // Ничто так не ранит, как обломки воспоминаний. Безымянный автор. // Встречаться с прошлым совсем не легко. Галина Кравченко. // Есть такие воспоминания, с которыми не хочется дальше жить. Виктория Токарева. // Воспоминания – нечто столь тяжкое, страшное, что существует даже особая молитва о спасении от них. Иван Бунин. // Для меня воспоминание равносильно страданию, и даже чем счастливее воспоминание, тем более от того и мучаешься. Фёдор Достоевский. // Говорить о себе – тонкое искусство, я не обладаю им. Максим Горький. // Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника...» у меня ничего не получается. Фаина Раневская. // Бодлер и Стендаль утверждали, что ни в коем случае не согласились бы писать мемуары, обнажать перед читателем своё сердце и продавать его на франки с публичных торгов. // Вот написал первый том мемуаров, напечатал в «Знамени», а дальше не пишется, и не знаю, нужно ли. Нет уверенности. Но главное – не пишется. Может быть, всё и закончится детством и отрочеством. Булат Окуджава. // Я попытался рассказать о себе, как будто я уже не нахожусь в живых, а из другого мира оглядываюсь на свою прошлую жизнь. И не скажу, чтобы это представляло для меня какие-либо затруднения, потому что жизнь моя почти прожита. Чарльз Дарвин. // Кто пишет мемуары, тот конченый писатель. Бенито Муссолини. // После мемуаров, согласно логике, должен следовать некролог. Но я надеюсь, что в промежутке ещё чего-нибудь будет. Владимир Войнович.


Рецензии
Христос - Путь, истина и жизнь.
Не жизнь, как перемучиваемое явление, а как устремление, которое ведёт, и которое интересно вспомнить, как осмысленное действие.
Из сонма цитированных товарисчей, никто не увидел в собственной жизни Явления себя миру и Мира в себе, оттого и мучаются - для них собственная жизнь - снотворящий урок. А сами - присутствующие сторонними.

Примером таким - Бердяев с книжкой "Самопознание".
Цитата велика, но она возражение безцельным вспоминакам...

"Я не собираюсь публично каяться. Я не хочу писать воспоминаний о событиях жизни моей эпохи, не такова моя главная цель. Это не будет и автобиографией в обычном смысле слова, рассказывающей о моей жизни в хронологическом порядке. Если это и будет автобиографией, то автобиографией философской, историей духа и самосознания. Воспоминание о прошлом никогда не может быть пассивным, не может быть точным воспроизведением и вызывает к себе подозрительное отношение. Память активна, в ней есть творческий, преображающий элемент, и с ним связана неточность, неверность воспоминания. Память совершает отбор, многое она выдвигает на первый план, многое же оставляет в забвении, иногда бессознательно, иногда же сознательно. Моя память о моей жизни и моем пути будет сознательно активной, то есть будет творческим усилием моей мысли, моего познания сегодняшнего дня. Между фактами моей жизни и книгой о них будет лежать акт познания, который меня более всего и интересует. Гёте написал книгу о себе под замечательным заглавием «Поэзия и правда моей жизни». В ней не все правда, в ней есть и творчество поэта. Я не поэт, я философ. В книге, написанной мной о себе, не будет выдумки, но будет философское познание и осмысливание меня самого и моей жизни. Это философское познание и осмысливание не есть память о бывшем, это есть творческий акт, совершаемый в мгновении настоящего. Ценность этого акта определяется тем, насколько он возвышается над временем, приобщается ко времени экзистенциальному, то есть к вечности. Победа над смертоносным временем всегда была основным мотивом моей жизни. Книга эта откровенно и сознательно эгоцентрическая. Но эгоцентризм, в котором всегда есть что-то отталкивающее, для меня искупается тем, что я самого себя и свою жизненную судьбу делаю предметом философского познания. Я не хочу обнажать души, не хочу выбрасывать во вне сырья своей души. Эта книга по замыслу своему философская, посвященная философской проблематике. Дело идет о самопознании, о потребности понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу. Так называемая экзистенциальная философия, новизна которой мне представляется преувеличенной, понимает философию как познание человеческого существования и познание мира через человеческое существование. Но наиболее экзистенциально собственное существование. В познании о себе самом человек приобщается к тайнам, неведомым в отношении к другим. Я пережил мир, весь мировой и исторический процесс, все события моего времени как часть моего микрокосма, как мой духовный путь. На мистической глубине все происшедшее с миром произошло со мной. И настоящее осмысливание заключается в том, чтобы понять все происшедшее с миром как происшедшее со мной"...

Анатолий, жизнь каждого человека под лозунгом христианским - "Я.. (Я лично, вперив палец в собственную грудддь!!!), есмь путь, истина и жизнь", пожалуй достойная тема, хотя найдутся ли цитаты?

Владимир Рысинов   10.12.2016 17:52     Заявить о нарушении
Понравилась цитата. Очень.

Алексей Кривдов   10.12.2016 18:05   Заявить о нарушении
Владимир, благодарю тебя за столь серьёзное дополнение.

Анатолий Шуклецов   11.12.2016 00:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.