Удивительный педагог Т. Б. Тимофеева

Татьяна Борисовна Тимофеева – заместитель директора по коррекционной работе в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей № 33, в городе Новочеркасске, Ростовской области, о которой я уже неоднократно писал. Как рассказывает она сама:
- В мои обязанности входит всё, начиная от уроков и заканчивая воспитательными часами. То есть – весь день школьника. Причём, именно с точки зрения коррекционной работы.
Есть специальные коррекционные предметы, которые тоже входят в состав коррекционной работы. Это – организация социально-бытовой ориентировки, организация уроков мимики и пантомимики, организация уроков пространственной ориентировки, далее – развитие мелкой моторики и коррекция недостатков развития. Предметов очень много. Они разнообразны. Они специфичны. Сюда же входит и музыкальная студия – со всеми, как говорится, вытекающими последствиями. Всё это – подготовка детей к дальнейшей жизни. Лозоплетение тоже относится к коррекционным предметам. В общем, достаточно обширный круг моей деятельности получается.
Многие предметы – чисто индивидуальны: преподаватель работает с ребёнком один на один. Есть групповые предметы, такие, как, скажем, уже упомянутая социально-бытовая ориентировка – она проводится со всем классом в его полном составе на протяжении всех двенадцати лет обучения в нашей школе.
Конечно, в нашей школе разработаны специальные методики, специальные программы, по которым мы работаем. Таких программ у нас четырнадцать. Половина из них одобрена Министерством Образования Ростовской области. То есть – министерский гриф нами получен. Но, затем сложилось так, что эта комиссия перестала существовать, и только в связи с тем, что её в данном случае нет, мы не можем получить гриф «Допущено» на остальные предметы, которые тоже достойны того, чтобы быть допущенными.
-Но, Вы их используете?
-Мы их используем. В 2005м году нами был выпущен целый цикл программ. Он у нас в книгах. После того, поняв, что слишком мало методической литературы, мы начали издавать свои методические рекомендации, которые одобрены и профессурой Москвы, и профессурой Санкт-Петербурга – то есть, это не кустарная работа, это работа выполненная на довольно высоком уровне. И в настоящее время, в 2010м году, были выпущены две методические книги, которые разошлись по всей стране. Их выпустило издательство «Феникс». Они посвящены именно тому, как работать с незрячими детьми, как организовывать и проводить коррекционную работу.
-Кто финансировал выход этих книг?
-Издательство «Феникс».
-Насколько я знаю, благодаря Вам лично, Татьяна Борисовна, и Вашим делам, связанным с Интернетом, были осуществлены на практике многие интересные идеи. Не могли бы Вы рассказать об этом?
-Мы, действительно, много общаемся с Интернетом. Для каких целей? Как Вы сами понимаете, не для развлечений. Например, идут детские конкурсы. Допустим, есть такой конкурс «Святые Заступники Руси». Это конкурс, который организован Епархией и нашим правительством. В этом конкурсе мы принимаем участие уже второй год. В первый год у нас было четырнадцать грамот. Во второй год – у нас ещё четыре грамоты. Но это только один конкурс. В настоящее время проходит ещё ряд конкурсов. Мы вышли и на международный конкурс. И тоже, благодаря Интернету. Это – международный конкурс-фестиваль детей с ограниченными возможностями. На третьем международном конкурсе у нас было десять дипломов. И вот – буквально вчера – была отослана ещё одна заявка – регламент таков, что нужно было именно вчера отослать – на участие в четвёртом конкурсе. Есть у нас опыт участия во всероссийских конкурсах. Это тоже осуществлено, благодаря Интернету. Там участвовали наши дети.
Точно так же мы поступаем и с преподавательским составом. Уже много лет работы наших преподавателей публикуются в рамках фестиваля педагогических наук «Открытый урок», проходящего под эгидой организатора Соловейчика – это публикации фактически международного уровня. Бывает, что до двадцати пяти статей в год наши преподаватели публикуют в рамках именно этого фестиваля.
-Это электронные публикации?
-Да. Мы можем сейчас открыть и увидеть авторов и хронологию, и сами тексты. Это уже пять лет продолжается. Это, что касается Интернета. Тем не менее, хочу ещё кое-что отметить.
В прошлом году, в связи с Годом Учителя, очень много педагогических инициатив было объявлено через Интернет. Допустим, конкурс заместителей директоров. Я стала лауреатом этого всероссийского конкурса.
-Поздравляю!
-Спасибо. Таким же образом проходил и первый всероссийский конкурс директоров, на который было отправлено шестьсот шестьдесят семь работ со всей России, и в десятку лучших вошла работа Михаила Петровича – нашего директора.
-Простите, понимать следует так: одна работа – один директор?
-Да. Именно так. Требовалось написать эссе, в котором на определённом количестве страниц нужно было описать свою деятельность за определённый период времени. Наш директор занимает этот пост уже тридцать лет – вот ему и следовало описать свою деятельность за эти годы. Как только что было сказано, он попал в десятку лучших.
А на тот конкурс, где я стала победителем, тысячу пятьсот семьдесят семь работ было отправлено – тоже со всей страны.
Помимо сказанного, через Интернет у нас были публикации в рамках научно-практической конференции «Наша новая школа» - это было в прошлом году.
Есть у нас дипломы, полученные за публикации в рамках упоминавшегося фестиваля «Открытый урок». Есть они и у меня. А в принципе – у каждого учителя есть своя папка с дипломами. Каждому есть, что показать и есть, чем гордиться.
Когда мы делаем какие-либо конференции, связанные именно с тифлопедагогикой, мы выставляем весьма значительный стенд публикаций, которые есть не в Интернете, а в Южном Федеральном Округе – у нас достаточно много работ именно в книжных изданиях, вышедших в Ростовской области. Конечно, нам Интернет значительно помогает. Кстати, попутно отмечу здесь и про лозоплетение.
Татьяна Борисовна показывает эти удивительнейшие вещи, сплетённые из лозы (о самом лозоплетении ещё будет сказано на этих страницах), стоящие в её кабинете – это сплетённое из лозы солнце, ракета, тоже сплетённая из лозы, (да такая высокая ракета!, гораздо выше стола, за которым сидит Татьяна Борисовна!) и точно также сплетённая из лозы летающая тарелка.
-Вот эти работы, - отмечает Татьяна Борисовна, - отправятся в Москву, на конкурс, связанный с 50тилетием полёта Ю. А. Гагарина. Уже и документы готовы. Об этом конкурсе мы тоже узнали из Интернета. Он называется «От терний к звёздам!». Это – всероссийский конкурс.
-Кто автор этих прекрасных работ?
-Ротов Илья и Абдурахманов Эльдар – они авторы ракеты. Маринова Ира и Шелудько Галя – авторы летающей тарелки. И третья работа – солнце – её авторами являются Тарасова Александра и Шагинян Карина. Руководитель – как Вы знаете – Татьяна Николаевна Становова (о ней тоже ещё будет сказано – авт.). Каждую работу делали вдвоём. Таким образом, ещё шестеро детей отправляют свои работы на конкурс. Сейчас наши сотрудники поехали в фирму «Эльдорадо» на поиски подходящей коробки, в которой можно бы было выслать эти изделия. А то, та коробка, что мы нашли – явно не подходит.
-Побольше б именно таких проблем.
-Согласна с Вами.


Рецензии