Памяти Надежды Пушкарёвой

В настоящей заметке хочу сказать несколько слов о покойном ныне педагоге школы-интерната для слепых и слабовидящих детей города Новочеркасска Ростовской области № 33 Надежде Владимировне Пушкарёвой.
Это был удивительный человек. Если говорить о том, что каждому присущ тот, или иной эпитет, то к Надежде Владимировне наиболее подходит эпитет «тёплая».
Надежда Владимировна пришла на работу в школу для незрячих детей тогда, когда она только открылась. Работая учительницей в начальных классах, она ежедневно являлась в школу, как на праздник. У Надежды Владимировны не было своих детей, и всю любовь она перенесла на детей, потерявших зрение в результате несчастных случаев, можно сказать, трагических случаев, чаще всего на детей, детство которых было опалено войной. Надежда Владимировна учила незрячих детей читать, писать, преодолевать жизненные трудности. С ней никогда не было скучно. Она умела наполнить время обучения радостью, превратить в радость сам процесс обучения, сам процесс познания. Надежда Владимировна учила любить жизнь, находить позитивные стороны даже в самых трудных ситуациях.
По воле обстоятельств (её мужа – военнослужащего – перевели служить в Рязань) работу в школе пришлось оставить. Очень было тяжёлым – и для неё, и для детей – это расставание.
После смерти мужа (сказались раны, полученные в годы Великой Отечественной Войны) Надежда Владимировна вернулась в Новочеркасск, чтобы вновь вернуться на работу в школу для незрячих детей – это было в 1965м году.
Как раз в это время для школы по типовому проекту было построено новое здание, находящееся в районе городских дач, где школа-интернат № 33 пребывает и по сей день. Надежде Владимировне в то время исполнился 51 год. Её приглашают в школу на должность воспитателя в первый класс. Вместе с детьми и сотрудниками школы она принимает участие в создании сада вокруг школьного здания. Через пять лет школа превращается весной в цветущий, благоухающий рай: обильно цветут яблони, груши, вишни, черешни, высоко в небо устремились пирамидальные тополя, перед школой цветут каштаны, жасмин, а с другой стороны школы – великолепнейшая плантация роз, вокруг – скамейки для отдыха! Дети вместе с воспитательницей придумывают романтические названия: «Тополиная Аллея», «Аллея Влюблённых», «Яблоневый Рай», «Каштановая Аллея» и другие.
Надежда Владимировна была страстно увлечена педагогикой великого А. С. Макаренко. Она активно переносила его идеи в свою воспитательную практику, делая жизнь незрячих детей необычайно интересной.
Ходила с детьми в многодневные походы. Осенью и весной, по вечерам, под её руководством разводились пионерские костры с песнями и весёлой программой. На теплоходе «Баргузин» дети вместе с Надеждой Владимировной отправляются в Волгоград к местам боевой славы и везут «привет» из Новочеркасска в виде голубых незабудок и синих васильков, чтобы возложить их на могилы павших героев.
Надежда Владимировна довела своих питомцев до выпускного бала, своими стараниями превратив его в праздник, который сохранится в памяти на всю оставшуюся жизнь.
Ушла Надежда Владимировна из школы вместе со своими учениками. Но те дважды в год приезжали в гости к своей названной маме. А теперь, после того, как она оставила сей бренный мир, продолжают и сегодня приезжать и привозить цветы на её могилу, отдавая дань памяти этой весёлой, никогда не унывавшей женщины с седыми волосами и вечно молодыми, огромными, необыкновенно синими глазами, посвятившей свою жизнь детям-инвалидам по зрению.
В этой школе, на протяжении всей её истории было много замечательнейших педагогов, но другого такого человека, который бы так безраздельно любил детей и отдал бы им всю свою жизнь без остатка – не было.


Рецензии