Удивительный человек Александр Чичкан

А сейчас я хочу рассказать об Александре Сергеевиче Чичкане, жизнь и судьба которого, пожалуй, неотделимы от уже неоднократно упоминавшейся мною в прежних моих публикациях, школы-интерната для слепых детей № 33, что находится в моём родном городе Новочеркасске. Это - удивительнейший человек!
Зрение Александр Сергеевич потерял ещё будучи ребёнком, когда попал под бомбёжку во время войны. Война кончилась. Надо было где-то учиться. Сам Александр Сергеевич, вспоминая об этом, рассказывает так:
-Родители говорят: «Тебя надо в школу». Понятное дело, что надо, да только где ж её взять?! Но вскоре узнали, что открылась такая школа в Новочеркасске. Мы тогда жили в сельской местности, и, по-правде говоря, в такой глуши, что узнали об этом довольно поздно, и потому приехали сюда не в сентябре, как надо бы, а в феврале.
Когда Александр Сергеевич, а тогда – просто мальчик Саша, оказался здесь, в школе уже существовало два первых класса: «А» и «Б». Но тогда же начал формироваться, как, шутя, замечает сам Александр Сергеевич: «третий первый класс».
Именно туда, говоря точнее, в первый класс «В» и был он тогда зачислен. В первый «В», в отличие от уже сформировавшихся и полностью укомплектованных «А» и «Б», принимали всё новых и новых учеников, которых всё продолжали и продолжали привозить из отдалённых уголков области. Туда привозили новеньких фактически до самого конца начавшегося учебного года. Даже в апреле в классе ещё появлялись новенькие.
Александр Сергеевич рассказывает, что после окончания первого класса, поехал домой, даже не зная, переведён ли он во второй. А о том времени своей жизни он говорит:
-Поначалу мне очень трудно давалась система Брайля. То точки сливались, и ничего не мог разобрать по отдельности. То, наоборот, казалось, что они стоят слишком далеко друг от друга, и не получалось понять, какова же связь между ними, что они обозначают вместе. Но где-то через месяц разобрался. Дело пошло. Начал читать, читать… Потом и писать начал. Что касалось стихов, то я знал наизусть много стихов. Хотя, на самом деле, это были только те стихи, что задавали учить в школе моей старшей сестре. Она была на два года старше меня и училась в обыкновенной школе. В первом классе была контрольная работа, и я её написал вполне нормально. А когда 1го сентября я вновь приехал сюда, то оказалось, что из нашего 1го «В» во второй класс был переведён только я и ещё один мальчик. А учился я здесь до восьмого класса, поскольку тогда это была восьмилетка. Тогда же здесь уже существовали кружки разные. Я ходил в хоровой кружок. Потом пришёл баянист. Я у него занимался. Был оркестр баянистов. Я в том оркестре играл. Ездили мы на конкурсы, на смотры. Я ещё и в шахматы играл. Получил второй разряд. В первом классе, конечно, отличником не был. Во втором – тоже. А с 4го был отличником. И в пятом, и в шестом, и в седьмом - тоже. До сих пор храню похвальные листы.
Александр Сергеевич окончил школу-интернат № 33 в 1955 году. Тогда же он узнал от директора о том, что существуют и школы-десятилетки для слепых, что есть они в Москве, в Куйбышеве, и в Кисловодске. Решил посоветоваться с родителями. Они посчитали, что лучше будет в Кисловодске. Именно туда Александр Сергеевич и поехал, впоследствии окончив там школу с золотой медалью. Но сразу после окончания десяти классов учиться дальше не пошёл. Как он сам вспоминает:
-Я решил сначала пенсию заработать. Дело вот в чём. Это сейчас дети-инвалиды сразу пенсию получают. В школе учатся, а пенсия им уже идёт. А тогда так не было. И я решил пенсию для себя заработать. Вернулся в Новочеркасск, где пошёл на предприятие ВОС. Был там слесарем-монтажником. Скажу откровенно: работа была не очень трудная. Мы собирали фильтры для воды. Жил в общежитии. Учился в вечерней музыкальной школе. Была и такая. А как заработал пенсию, так сразу поехал в Нальчик. Почему именно туда? – Там были мои одноклассники по Кисловодску. Они-то мне и написали, мол, так и так, здесь есть хорошее музыкальное училище, и общежитие тоже имеется. Приехал я туда. Хоть и был медалистом, но в том году вышел приказ о том, что медалисты должны поступать на общих основаниях. Экзамены сдал. Хотя конкурс был 6-7 человек на место. Проучился четыре года. Вернулся в Новочеркасск. Здесь женился. Кстати, с женой мы познакомились на предприятиях ВОС, когда я там пенсию зарабатывал, о чём уже сказал. Потому-то я сюда и вернулся. А потом работал в музыкальной школе имени П. И. Чайковского. Там проработал пятнадцать лет. Потом позвали на предприятие ВОС, работать в клубе. А в 1987м году директор моей родной школы-интерната № 33 Михаил Петрович Мухаев позвал сюда. Но по совместительству я здесь начал работать даже чуть раньше. А связь со школой у меня была фактически всегда. Здесь был шахматный кружок. Директор часто приглашал поиграть с учениками в шахматы. Часто приглашали выступить перед ребятами, рассказать им про то, как начинать учиться. В 1968 приглашали готовить с ребятами выпускной вечер. Я к ним в тот год весной приходил. Расспрашивали они, как я поступал в училище, как в общежитии жил, как с другими студентами отношения складывались? Я говорил, что если желаешь рассчитывать на помощь со стороны других студентов в каких-то делах, надо, чтобы и они сами были заинтересованы в тебе. А для того необходимо отлично учиться. Тогда ты сможешь помочь в чём-то и другому. У меня именно так и было. Ко мне часто обращались за помощью. Потому я пользовался авторитетом. Мне в моих просьбах не отказывали. Обычно это были просьбы что-то почитать. А по гармонии даже преподаватель меня, бывало, просил позаниматься с тем или иным студентом.
Когда Александр Сергеевич пришёл работать в школу-интернат, здесь уже существовал кружок баянистов. Посчитав, что это хорошо, но недостаточно, он предложил создать музыкальную студию, которая существует и сейчас. В студии изучают фортепиано, баян, аккордеон, сольфеджио, музлитературу. Те же ребята, что посещают занятия студии, участвуют и в оркестре народных инструментов, и в хоре, и в эстрадном ансамбле. Некоторые из них, после окончания школы, поступили в Курское музыкальное училище (это специализированное училище), некоторые поступили в Ростовское-на-Дону культпросвет училище (обычное). Многие уже работают.
Александр Сергеевич говорит:
-Есть среди них те, кто неплохо устроились в этой жизни, есть те, кто и не очень хорошо устроился, а есть – если честно – и такие, кто вообще не смог устроиться никак. Сложный это вопрос. Тут от очень многих факторов всё зависит.
Не могу удержаться от того, чтобы спросить:
-Наверно, и от того, образно выражаясь, как карта ляжет?
Александр Сергеевич, на минуту задумавшись, отвечает:
-Пожалуй, Вы верно подметили. Парадоксально, но от этого тоже зависит сегодня очень многое.
Известно, что некоторые из ребят, окончивших вышеупомянутые училища, потом поехали в Кисловодск. Там есть специализированное медицинское училище. Слепые и слабовидящие имеют там возможность приобрести специальность массажиста. Те, кто его окончил обычно пользуются большим авторитетом и бывают на хорошем счету. У них всегда есть работа. Кто-то поступает и в университет. Но после его окончания, опять же, «как карта ляжет».
Автору этих строк довелось присутствовать не репетиции Александра Сергеевича и одного из его питомцев-баянистов Димы Лисина, вместе с которым готовят они выступления для предстоящей декады инвалидов, проводимой традиционно с 1го по 10е декабря. Задушевно, прочувствованно играет Александр Сергеевич. И Дима не отстаёт. А ещё Дима при помощи системы Брайля (вообще-то предназначенной для того, чтобы по ней писать) не столь давно нарисовал баян, на котором играет.
-Один был у нас парень, - рассказывает Александр Сергеевич, - в 90х годах кончил нашу школу. Играл на баяне, но так музыкантом и не стал. Окончил училище в Кисловодске. Но теперь и по этой специальности тоже уже не работает. Зато руководит компанией, занимающейся грузоперевозками.
Завершая рассказ об Александре Сергеевиче Чичкане, скажем ещё об одной стороне его жизни и деятельности. Это касается международного искусственного языка эсперанто, стоит заметить – весьма популярного в среде незрячих.
В школе-интернате для слепых и слабовидящих детей № 33 Александр Сергеевич вёл кружок эсперанто ещё до того, как сам здесь начал работать. Тогда он пришёл к выводу, что начинать следует с младших классов. В 3, 4, 5 и 6 классах занимались все, что называется, без разбора. Но в старших классах занимались уже только те, кто сам хотел продолжить.
-В конце каждого года, - отмечает Александр Сергеевич, - наш кружок отчитывался. Читали стихи, пели песни. В 90х побывали в Кисловодске. Там очень было серьёзное мероприятие. Во время той поездки совершили экскурсию в Пятигорск. Потом переписывались с той школой, что в Кисловодске находится. После того побывали в Самаре. Там были дети из разных городов, в том числе – и наши знакомые из Кисловодска. Каждый там показывал свою программу.
-Сейчас, увы, сократились наши внеклассные мероприятия, - сетует Александр Сергеевич, - В первую очередь потому сократились, что значительно урезали их финансирование. Да и детей стало меньше. То было более ста, а сейчас – лишь девяносто человек. Сами понимаете, чем детей больше, тем больше возможностей выбрать из них наиболее талантливых. Но, тем не менее, всё то, чем мы занимались, сохранилось. Мы и дальше продолжаем всеми этими делами заниматься. Хотя, и не в таком объёме как прежде.


Рецензии