Оркестр слепых детей

Я уже неоднократно писал о школе-интернате для слепых и слабовидящих детей № 33, находящейся в моём родном городе Новочеркасске Ростовской области. Теперь же хочу рассказать рассказ о Вячеславе Алексеевиче Паненко, имя и дела которого неотделимы от музыкального воспитания в школе-интернате № 33. Работает он здесь с 1973го года. (Его жена - Нина Фёдоровна - кстати, тоже работает здесь учителем физики и астрономии.)
Вячеслав Алексеевич показывает стенды, где запечатлены выступления его учеников – здесь и ансамбль, и оркестр.
-Мы очень активно выступали, - говорит Вячеслав Алексеевич, - грамот у нас много. Среди ВОСовцев тоже выступали, вообще – среди спецшкол. Выезжали в Волгоград. Но, это – в былые времена. Сейчас, увы, так вышло, что наш оркестр распался. Те, кто в нём участвовали, уже школу закончили, а новые – пока ещё не подросли. Так, что пока – радовать нечем. Но, думаю: это не навсегда. У нас вполне приличные инструменты. Оркестранты наши продолжают выступать. А было так, что и ансамбль существовал, и оркестр. Я руководил и тем, и другим.
Вячеслав Алексеевич показывает грамоты и дипломы составляющие довольно увесистую кипу, отмечая не без гордости:
- Выступали даже на областном фестивале «Играй, гармонь!», проведением которого руководил знаменитый Геннадий Заволокин – это было в 1993м году.
- Это – основные моменты нашего творческого пути, - поясняет Вячеслав Алексеевич, - есть у нас и многие, многие другие дипломы и грамоты.
 А сколько же всего стоит за этим! Сколько всего!
-Дети в кружке слабовидящие, - рассказывает Вячеслав Алексеевич, - есть полностью незрячие. Нужно, чтоб были хорошие музыкальные данные. Набираем в кружок примерно с шестого класса – нужно, чтобы к тому времени уже пальчики окрепли, и на струну чтоб мог нажать с нужной силой, чтобы щипком мог из струны извлечь звук. Переходя из класса в класс, дети потихоньку растут. И они растут, и их музыкальное развитие – вместе с ними. Приходится изучать лады наощупь. Музыкальную грамоту в её привычном виде они изучать не могут – я им начитываю. Диктую мелодию. Гриф они изучают. Потом я им диктую, да и сам же показываю. И таким образом мы учимся. С нотной грамотой только знакомимся. Они-то знают, что такое ноты, представляют, как их написать, но у меня для этого не отведено часов.
В этом году (записано в 2011м году – авт.) в нашем ансамбле восемь человек, оркестра, как уже было сказано, в этом году нет. Когда было и то, и другое, то более подготовленные ребята, в основном – из тех, кто постарше, шли в оркестр, где играли более сложные произведения, даже – с вариациями.
Однажды, на областном смотре творчества инвалидов играли мы мелодию из кинофильма «Цыган», снятого по роману нашего земляка А. В. Калинина. Сыграли – в зале тишина. Только жидкие хлопки. Оказалось, в зале – половина слабовидящие и ещё половина – глухонемые. Они руками тоже соответствующие движения делают, но хлопков не издают. А мы испугались: думали, что нас не поняли. Оказалось, напрасно испугались. Это в Ростове было. Это было на смотре спецшкол. Вообще всех спецшкол. Глухонемые руками машут, нас приветствуют. Причём, именно после того, как мы отыграли. Они ведь поняли, что мы уже закончили играть – это для нас было сильным потрясением.
В конце каждого года у нас бывает отчётный концерт. Дети тянутся к музыке. Им это интересно. Но, у нас теперь много кружков – чего только нет среди них… А когда-то я был один. Представляете? Тогда бывало даже так, что ко мне дети приходили, а у меня и инструментов для них не было. Так они приходили поносить инструмент, с тем, чтобы я их потом взял, как только возможность появится. Детям же отдушина нужна.
Сейчас у нас и аппаратура достаточно хорошая есть. Но ребята как раз школу окончили, пока остался из них только один – на клавишных играет. Но подрастает им, думаю, достойная смена. Вместе с теми восемью, о которых я уже сказал, у меня, таким образом, занимаются в настоящее время девять человек. Но, в будущем году, надеюсь, ситуация улучшится. Да, и новеньких много. Это обнадёживает. Те, кто ко мне приходят – все остаются, никто не разочаровывается. Хотя, бывает и так, что и пальчики поболят. С пальчиками свои сложности.
Мы и для телевидения, кстати, ролики снимали. И было это совсем недавно – в 2010м, но уже в этом учебном году. К нам и из Москвы приезжали, приезжало и «ТВ Южный регион», и наш городской 37й телеканал – не ударили мы лицом в грязь.
Вячеслав Алексеевич показал красочный поздравительный плакат, изготовленный в его честь учениками: «33 года в 33й школе-интернате» - значится на том плакате.
-Сейчас уже на пять лет больше, - уточняет Вячеслав Алексеевич.


Рецензии