Статья о творчестве М. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) – выдающийся русский поэт и писатель 19 века.
«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ («Тамань») и разбирал бы как разбирают в школах – по предложениям, по частям предложения… Так бы учился писать» - писал о творчестве Лермонтова  А.П. Чехов.
Писатель родился в Москве 15 октября 1814 года. В детстве жил у бабушки Елизаветы Арсеньевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной) в селе Тарханы Пензенской губернии. С детских лет Лермонтов познакомился с Кавказом, куда бабушка его возила. Кавказ стал одной из страниц в биографии и поэзии Лермонтова.
В 1828 году Лермонтов поступил в Московский университетский благородный пансион, а затем в 1830 году был принят в Московский университет на «нравственно-политическое отделение». В годы учебы поэт формировался как творец и мыслитель, утвердились и прочно закладывались основные темы его творчества и главная из них – тема познания добра и зла.
В 1832 году Лермонтов уходит из Московского университета и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1834 году. До 1837 года поэт служил в лейб-гвардии гусарском полку, одновременно занимался поэтической работой. В знаменитом стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов явился перед миром во всей славе и силе своего гения и сразу встал рядом с первыми поэтами России.
Лермонтовское познание мира, его «пророчества» и «предсказания» имели всегда своим предметом практическую устремленность человека и служили ей. Познание и действие – вот два начала, которые воссоединил Лермонтов в себе и в своем герое. Его герой – всесильный и почти всемогущий. Его Ангел и Демон носят одно имя – Лермонтов. Здесь и разорванность души поэта, и целостность контрастных черт его духовного облика. Здесь все кричит и взывает, здесь все в отчаянной борьбе и ошибках, в неуловимости переходов одного в другое – здесь Ангел летает над бездной, а Демон воспаряет к горним высотам, чтобы оттуда вместе с Ангелом низвергнуться в бездну.
Весь литературный опыт поэта отразился в романе «Герой нашего времени». В последние года жизни Лермонтов стремился постичь суть человеческого характера. В предисловии к «Журналу Печорина» он писал: «История души человеческой, хотя бы и самой мелкой, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей, написанных в разных жанрах и объединенных сложной композиционной структурой. В повести  «Белла» рассказывается о любви европейца к горской красавице, «Княжна Мэри» представляет собой лирический дневник светского человека, а «Фаталист» ближе к фантастической прозе. Все повести объединяет стремление автора исследовать духовный мир современного героя. В романе последовательно анализируются представления Печорина о любви, дружбе и всех качествах личности. Лермонтов показывает героя в различных ситуациях: естественной («Бэлла»), романтической («Тамань») и светской любви («Княжна Мэри»), в дружбе («Бэлла», «Максим Максимыч», «Княжна Мэри»).
Если бы не такая ранняя и нелепая смерть на дуэли, творчество юного русского гения могло развиться с еще большей силой, но этому свершиться было не суждено.


Рецензии