СтатьяоАСПушкине
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в дворянской семье. Еще мальчиком он начал писать стихи. Во время пребывания в лицее, он принимал участие в рукописных лицейских журналах, помещая там свои стихотворения. В 1814 году, когда Пушкину было всего лишь пятнадцать лет, в одном из журналов печатается его первое стихотворение.
В одном из своих стихотворений Пушкин сравнивает поэта с эхом. Поэт, как и эхо, отзывается на «всякий звук», то есть на все неисчерпаемое разнообразие и богатство жизни. Эта огромная широта охвата жизненных явлений и чувств составляют отличительную особенность лирики Пушкина.
Через всю лирику Пушкина проходит основной бодрый, оптимистический тон утверждения жизни. В стихотворениях «Вакхическая песня» или «…Вновь я посетил», Пушкин выступает как певец радостного, здорового приятия жизни. Пушкин умел в своих стихах передавать большие чувства – любовь, ненависть, тоску, здоровое наслаждение жизнью, муки творчества.
Результатом глубоких размышлений над современной ему жизнью явился роман «Евгений Онегин», поэтическое произведение великого поэта. «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни», времени, в которое жил и творил поэт. В романе изображены все слои русского общества этой поры, отразились все общественные и культурные проблемы 20-х годов 19 века. С большим мастерством в романе Пушкин показал и провинцию, и столицу; в мельчайших деталях рассмотрел жизнь дворянской интеллигенции, представителями которой в произведении выступили Евгений Онегин и Владимир Ленский. Образ Онегина – это обобщение всего того, что Пушкин стремился воплотить в героях своих предыдущих произведений: человек, прекрасно образованный, уставший, несмотря на молодость, от жизни и неудовлетворенный действительностью, презирающий людей и все подвергающий сомнению. Ленский – напротив верит в любовь, дружбу, здравый смысл жизни – во все, в чем Онегин разочаровался.
Лучшие черты женщин своего времени и своего окружения Пушкин воплотил в образе Татьяны.
Изображая героев романа, Пушкин коснулся всех сторон их внутреннего мира, их психологической и нравственной жизни, передал их мысли и переживания.
«Повести Белкина» - наиболее реалистическое произведение русской прозы пушкинского времени. Оно состоит из нескольких повестей, связанной тематикой любви, но, в то же время, разнообразных по содержанию. В «Барышне-крестьянке» изображены картины дворянского быта, в «Станционном смотрителе» Пушкин затронул тему «маленького человека». В «Выстреле» и «Метели» автор рисует романтические ситуации и их необычное решение. Объединив несколько повестей в один цикл, Пушкин стремился ответить на проблемы и вопросы современной ему жизни. Сами сюжеты приписываются отставному полковнику Белкину, который записал услышанные им истории.
После завершения «Бориса Годунова» Пушкин в 1826-1827 годах задумывает ряд новых небольших драматических произведений, которые он сам называл «маленькими трагедиями». Во время знаменитой «болдинской осени» 1830 года поэт их написал. Первая – «Скупой рыцарь» переносит читателя во Францию эпохи средневековья. Ее герои – старый барон и его сын Альбер, который полон мыслями не столько о подлинных воинских подвигах, сколько о победах на придворных турнирах и успехе у светских красавиц. Его отец - человек более цельный: сильная, несгибаемая натура. Но старый барон – безжалостный ростовщик и скупец.
Во второй трагедии – «Моцарт и Сальери» - перед нами Австрия 18 века. Пушкин воспользовался здесь получившей широкое распространение на западе и в России легендой о смерти великого австрийского композитора Моцарта, отравленного будто бы из зависти своим другом, итальянцем Сальери. На основе этого предания Пушкин построил глубокую философскую драму.
Третья «маленькая трагедия» - «каменный гость» - написана Пушкиным на сюжет старинной испанской легенды о ловком и искусном обольстителе женщин Дон-Жуане, жестоко наказанном за свое дьявольское искусство.
Последняя из «маленьких трагедий» - «Пир во время чумы» - гениальная обработка отрывка из пьесы английского драматурга-романтика Д. Вильсона. Действие происходит в средневековой Англии. На фоне жестоких лишений и бедствий города, пораженного чумой, Пушкин рисует два противоположных характера – мягкой, задумчивой Мери и сильного душой, вдохновенного Вальсингама, который смело, смотрит в глаза смерти и готов помериться с нею силами.
К «маленьким трагедиям» примыкает «Русалка», которая также была задумана Пушкиным в Михайловском в 1826 году, осуществлена в 1829 – 1832 годах. «Русалка» - опыт русской народной драмы, написанной на сюжет фольклорного характера. Героиня пушкинской драмы с ее глубокой нравственной чистотой, верностью и силой чувства – гениальное поэтическое обобщение тех черт характера русской женщины, которые поэт сумел тонко почувствовать в народной песне и сказке.
В большом литературном творчестве Пушкина «Капитанская дочка» занимает не последнее место. Повесть, написанная в 1836 году, интересна тем, что на фоне жестокого пугачевского бунта расцвела чистая нежная любовь двух молодых людей – Гринева и Маши. Но если рассматривать глубже это произведение, то смысл повести состоит не в том, чтобы заниматься историческими конфликтами эпохи. А в том, чтобы внутри себя, своего народа, своей русской традиции обнаружить желание служить добру – не за страх, а за совесть (образы Гринева, Маши, Савельича).
Свидетельство о публикации №216121101071