Апология Facebook

Книга Жомарта Ертаева «Мир нашему дому» сколочена из заветных дощечек, с любовью выкроена его любимой супругой (сам автор об этом и не подозревал), из записей, которые Жомарт оставлял друзьям в Facebook. Не знаю это первая перепечатка из соцсетей, ставшая самостоятельной книгой, но уж точно не последняя. Ведь больше чем читать, наш народ (пусть и бывшие граждане единой страны), любит писать. И в основном о себе любимых. Знаю, читал Facebook. Сейчас из предосторожности даже не захожу в подобные соцсети, которые стали снастями для бдительных ловцов на любителей посудачить на вольные темы. Тем не менее банкир Ертаев еще успел вкусить глоток свободомыслия. И надо заметить, что его цитаты, заметки, рассуждения казахского банкира и легкая критика политики, которую проводит Казахстан, вызывают уважение. Некоторые высказывания и вовсе можно отнести к шедеврам независимой мысли. Человек начитанный и перечень произведений, которым он отдает предпочтение тому доказательство, тем самым подтверждая старую истину, уже не помню кем сказанную: «Человек перестает мыслить, когда перестает читать».
Банкир Ертаев не только здраво мыслит, но и делает это в непринужденной и веселой, чуть-чуть ядовитой форме: будь-то тюремные будни, зарисовки о детях и семье или о банковском деле. К примеру, верно подмечено: «Мне казалось, что вместе с развалом СССР в прошлом остались кухонные разговоры. Отнюдь. Они снова в тренде». Присутствует и критика – пожелание с налетом романтики тем госпрограммам, которые буксуют со страшной силой: «Давайте поговорим даже не об успехе, - пишет автор -  а об эффективности. Ведь, чтобы Казахстану попасть в топ  50-ти  стран  мира  по  уровню  экономического  развития,  мы  просто  обязаны  быть эффективными.  А  в  основе  эффективного  общества,  как  мы  понимаем,  лежит  некий общественный  договор.  То  есть,  мы  все  вместе  договариваемся,  что  хотим  жить  лучше  и приложим для этого все усилия. Тут все просто и понятно. Однако ни для кого не секрет, что это не  работает.  Может  быть,  дело  в  том, что мы не определились с понятийным аппаратом? И, соответственно, говорим на разных языках (точнее – язык один, а смысл разный)?
Кстати, он изменил мое представление о банкирах, как о сухарях и расчетливых меркантильных клерках. Хотя он и не скрывает, что во главу угла ставит деньги и богатство. Детские воспоминание о съеденных апельсинах на дне рождении у друга звучит, как укор и приговор бедности. Но и не видит ничего трагического, когда обстоятельства заставляют начинать жизнь с нуля.
Конечно, было бы замечательно и читабельно, если бы «скомканные», прыгающие, как кузнечики заметки о жизни имели причесанный вид. Хронологический порядок и объяснение тех или иных поступков. Они же появились в несколько растрепанном виде, что существенно снижает литературную ценность. Между прочим, у него есть замысел написать полноценную книгу. Будем ждать. А вот из Facebook он ушел и объянил свой уход (а вернее бегство) очень просто: «Перед закрытием аккаунта я написал, что достиг лимита френдов, что рассказал практически всё, о чем мог рассказать, что донес свою точку зрения до тех, кому это было интересно, и пришел к пониманию: если останусь на этой площадке, то это будет популярность ради популярности».
Людям свойственно лукавить, а для банкиров это профессиональная черта. Поэтому не только боязнь «популярности ради популярности» стало причиной ухода со странички в Facebook . Причина лежит на поверхности. Всё дело в том, что казахские власти приравняли пользователей соцсетей к журналистам. И уже есть прецеденты, когда на людей высказывавших свою точку зрения подавали иски в суд, а некоторые простые граждане за свои независимые высказывания в данное время отбывают реальный тюремный срок.
И все-таки закончим рецензию небольшим авторским рефреном:  «Банкиры  бывают  разные  –  добрые  и  злые,  умные  и  не  очень,  веселые  и  мрачные,  с портретами Че и с портретами Путина, сидящие, отсидевшие, трясущиеся; бывают и беглые, а бедные встречаются?  Друзья, все профессии хороши, однако выбирайте профессию правильно»!


Рецензии