Не всё сказывай, что вспоминается...

Воспоминания на следующее утро – это как похмелье, от них болит голова. Их надо откладывать на будущее, после того, как сделаешь генеральную уборку и выметешь весь мусор. Эдит Пиаф. // Когда берёшься за мемуары слишком рано, почти невозможно сохранить объективность. Валери Жискар д’Эстен. // Мы изображаем себя верно только из дали воспоминаний. Луиза Аккерман. // В этом отдалении от предмета рассказа есть свои неудобства, но есть также и хорошие стороны. В туманных далях исчезает, быть может, много подробностей, которые когда-то выступали на первый план, в более близкой перспективе. Но зато самая перспектива расширяется. То, что сохраняется в памяти, выступает на более широком горизонте, в новых отношениях. Владимир Короленко. // Когда проходит много времени, мы оглядываемся и видим всё, что было, гораздо пристальнее, а многое становится нам понятнее, чем тогда, в уже прошедшем. Кажется, жизнь была очень короткой и промелькнула незаметно. А когда начинаешь оглядываться, то оказывается – это бесконечная петляющая дорога, которая уходит далеко за горизонт. Елена Кузьмина. // Нам казалось – мы кратко блуждали, нет, мы прожили долгие жизни. Александр Блок. // О, какое большое время уложилось в жизни каждого из нас. Его хватило бы на несколько поколений, а приняло его – одно. Ольга Берггольц. // Если бы кто захотел изобразить нам целую жизнь человека, ему и надобно было бы писать её целую жизнь. Жан Поль. // Не всё сказывай, что вспоминается. Владимир Даль. // Всё, что дорого, – длится недолго, всё не вспомнится, да и зачем? Вероника Долина. // Если кадр за кадром воспроизвести жизнь большинства из нас от первого до последнего вздоха, фильм не вызвал бы никаких иных чувств, кроме скуки и отвращения. Словно бы на плёнке был не живой человек, а почёсывающаяся обезьяна. Вам нравится, когда друзья показывают после ужина фильм о собственном ребёнке или о своей последней поездке? Тоска смертная, правда? Скотт Фицджеральд. // Про одного писателя говорили, что, рассказывая о себе, он интересен, но если бы его можно было захлопнуть, как надоевшую книгу, то он стал бы совершенен. Нина Берберова. // Неумение отделить значимое от незначимого – бич мемуаристов. Михаил Веллер. // Одна из трудностей, которые ждут человека, пишущего автобиографию, – это обилие тем, которые просятся на язык. Нужно ограничить себя одной, но как на это решиться, если на тебя набрасывается не меньше двадцати? Однако это необходимо, и ты берёшь одну-единственную с горьким сознанием, что девятнадцать других, быть может, навек потеряны, – больше они не вернутся, никогда не придут тебе на ум. Марк Твен. // И забыто – не забыто, да не время вспоминать. Александр Твардовский.


Рецензии