Александрийский меридиан

Республика Крым,  Кара-Даг,  14.02.2012 г.
(http://karadagoblojka.blogspot.ru/p/blog-page.html - здесь со всеми иллюстрациями)

               
   Мы все, ещё в школьные годы, изучали географию.  И не просто изучали эту науку. Физическая география для всех нас, во многом  была и остаётся любимым предметом. Именно физическая география, то есть описание Земли, всех её материков, морей, океанов и т. д. Это потом мы, в старших классах, узнали, что есть ещё география экономическая, политическая (эту разновидность географии ещё называют геополитикой) и так далее. Но когда мы слышим это хорошо знакомое нам ещё с детства слово, то нам, прежде всего, представляется география физическая.
   Так вот, существует ещё одна география,  -  сакральная. И вот эта дисциплина наидревнейшая. Она предшественница всех остальных.  С неё берут своё начало не только все другие географии, но и вся человеческая цивилизация как таковая. Это безо всякого преувеличения, и со всеми, вытекающими из этого факта, выводами.

   Очень и очень давно, со времён обретения человеком огня (то есть в эпоху Прометея), людям были даны космические законы в виде заповедей. Это было необходимо не просто для того, чтобы правильно сосуществовать друг с другом, но элементарно выживать в природе и в обществе. Без законов жить нельзя, это понятно. Сам контакт «с богами», то есть с нашими космическими учителями, которые всех нас создали, происходил в особых местах, - заповедниках, -  и отмечены они особой печатью. Когда возник язык, как форма общения, и люди научились говорить, то, как раз именно от этой глагольной формы «заповедати» и произошло понятие  «заповедник», - особая табуированная территория где нельзя охотиться и удить рыбу, строить дома, воевать и т. д.  Это место почитания высших сил.
   Разметка территории Земли вот такими «местами силы» или святыми местами, а также пути-дороги между ними, по которым ходят паломники, и составляет суть сакральной географии. Но мы не будем спешить с определением настоящего священного предмета, а лучше всего вначале поговорить о нём подробнее.

   В настоящей работе, уважаемый читатель, мы познакомимся с Александрийским Меридианом как элементом сакральной (священной)  географии нашей прекрасной Земли.  Это не просто интересно, но и необходимо для лучшего понимания нашего собственного непростого бытия в той части пространства, что дана нам для жизни.
   Современный нулевой меридиан, его ещё называют Гринвичским, потому что он проходит как раз через Гринвичскую обсерваторию в Лондоне, является, поэтому начальной точкой отсчёта всей градусной сетки Земли.  Любой современный школьник знает об этом хорошо, не говоря уже о календарной службе, службе геодезии и картографии, аэрофотосъёмки, космической съёмки и так далее и тому подобное.  Но такие важные и необходимые институты и все представления, связанные с ними, сложились в самые последние столетия, добросовестно обслуживая нашу жизнь.  А все тысячелетия до этого как было, как решались необходимые задачи?  Задачи решались в силу насущной необходимости, но было всё совсем по- другому.
   Вычисление  александрийского  меридиана  Эратосфеном
   «Александрийский  меридиан»  получил своё название от имени города Александрия, основанного великим Александром Македонским и надолго ставшим столицей всего учёного мира со времён античности и эллинизации.  Уже давно сожжена варварскими нашествиями знаменитейшая александрийская библиотека и давно якобы забыт сам меридиан, а задачи решаются другими институтами (вплоть до космических аппаратов).  Но сам город чудом сохранился, по понятным причинам утратив своё прежнее величие и блеск, а Александрийский Меридиан всё же живёт, не умирает, и также успешно выполняет свои задачи.               
   Замечательные свои качества Александрийский Меридиан приобрёл от того, что древнегреческие учёные, вводившие его в оборот мировой науки (это звездочёт Гиппарх, географ Эратосфен и некоторые другие)  полагали, будто устье Днепра, с древними святилищами Скифии, а также устье Нила с городами Александрия  у самого моря и городом Мероэ (Эфиопия)  в его верховьях  расположены  вдоль  этого  меридиана (Страбон, I, 4, 1; II, 5, 7).

   Современный человек снисходительно улыбнётся, узнав такое. Но не спешите с выводами. Дело в том, что современная наука наконец-то получила в своё распоряжение данные о черноморском потопе (около 5,5 - 6 тыс. лет назад), который некоторые серьёзные специалисты считают прообразом мифа о библейском потопе, породившем обширную литературу на разных языках.  Сегодня устье Днепра и устье Нила довольно приблизительное, но до потопа оно было точным.  Именно  точным в самом настоящем смысле физической географии.  Современная морская геология, подкреплённая самыми последними данными исследований черноморского шельфа специалистами Украины, России, США, Румынии, Болгарии  дали чёткую картину русел палеорек, поглощённых современным  шельфом Чёрного моря. Эта картина реально существовала  с  15 000  до  5 000  лет  тому назад (по шкале исчисл. до н.э.), когда вновь ушла под воду. В центре этой картины,  -  палео-Днепр. Он делал крутой поворот на юг близ нынешней Одессы и струил свои обильные воды ещё  200 км  по шельфовой зоне (понятно, надеюсь, что тогда эта зона не была шельфом).  Все эти данные дают потрясающую возможность совершенно нового прочтения античных текстов. И те непонятные места в них, упорно мучившие специалистов последние  200-250 лет, вдруг стали понятными, потому, что описывают состояние вещей как раз до потопа. Особенно рассказы Платона о существовании и исчезновении Атлантиды.  Современные учёные, всё-таки догадались каким образом и почему знаменитые Геракловы Столбы, воздвигнутые на Боспоре, очутились далеко на западе, у Гибралтара, где их никогда не было.      
               
   Александрийский  Меридиан и все институты с ним связанные, созданные гением Гиппарха и Эратосфена, тем более ценны, прежде всего тем, что дают возможность изучения перемещений целых народов и связанных с ними культур с глубочайшей древности. В античном мире господствовало широтное разграничение мира, а меридиональное  -  явление более позднее. Для нас это важно из-за того, что распространялось на народы Севера, которые уже намного позже стали именоваться скифским миром. Именно это направление открывало путь мощнейшим культурным импульсам, идущим от Египта и Палестины, от государств Двуречья к северным речным торговым путям, к будущим городам Киевской и Московской Руси.
    Южный участок меридиана, в тогдашнем цивилизованном античном мире, был известен лучше и совпадал с течением Нила. Как известно Александр Великий после завершения своего похода намеревался вернуться в созданную им Александрию, а затем посетить Мероэ, столицу Эфиопии. После ранней, внезапной и загадочной смерти великого полководца его собственная мифология (не умирающая никогда)  пошла значительно дальше своего кумира. Согласно этому баснословию Александр посетил Мероэ, встретившись с Кандакией, - царицей Эфиопии, сохранив, таким образом, верность меридиану. А в северном направлении обозначенный меридиан «прощупал» его верный соратник и полководец Зопирион, дошедший до Ольвии и реки Борисфен (Днепр).  Не в состоянии двигаться дальше из-за совершенно ему непонятной тактики «скифской войны», которая неодолима даже сегодня современной военщиной (тактика глубоко законспирированных партизанских отрядов в тылу врага на оккупированной территории), Зопирион воздвиг здесь алтари в честь Александра. Древние землепроходцы, от Геракла до Александра Македонского, отмечали крайние пределы известной им Ойкумены памятными камнями, специально возводимыми для такой цели. Именно такой смысл, а не какой другой, носили пресловутые «Геракловы столпы». Для нас очень важно, что такие «столпы» существовали также и на Днепре,  и  их изображение сохранилось. Всё это элементы намного более древней традиции, которая восходит ещё к эпохе мегалитов.

    Для человека античной эпохи северное направление Александрийского меридиана стало активно разрабатываться с возникновением Скифии. Согласно Геродоту Геракл, странствуя в этих краях, встретил странное существо женского пола,  -  полудеву-полузмею, которая заставила его на себе женить. От этого брака родились дети,  -  будущие родоначальники скифских племён. Существует ещё краткое, но выразительное упоминание о последнем странствии здесь Одиссея и это также отразилось на топографии Боспора Киммерийского.  Участник Троянского Погрома очутился в этих краях по весьма странному стечению обстоятельств. Настолько странному, что многие авторы не желают считать, что он вообще здесь был, ограничивая его путь только Восточным Средиземноморьем. Но он здесь всё-таки был, и вот когда он посетил Аид, то услышал пророчество мудреца Тиресия: «Будешь странствовать с веслом на плече, покуда не придёшь в земли, где не видели моря.  Тебя там спросят: - чужеземец, что за лопату ты несёшь?»  Нет никаких сомнений, что Одиссей добрался до сухопутных обитателей глубинных областей Северного Проичерноморья, тех самых, которых Геродот называл «скифос-георгос», то есть скифы-земледельцы или скифы-пахари.  Только лишь земледелец, живущий далеко от моря,  мог принять весло за лопату.
   Северное направление меридиана чётко захватывает Таврический полуостров, легендарную Тавриду, где согласно представлениям тех же античных греков располагался «детский сад богов». По горизонтали  -  это самая восточная часть всего античного Средиземноморья в эпоху эллинизации, а по вертикали  -  самая южная часть северных земель, уцелевших после того самого Потопа, поглотившего огромные, хорошо обжитые просторы Северного Причерноморья. Всё это, а также ряд других обстоятельств, обусловило особую роль «чудного острова» в связях с древневосточными цивилизациями Двуречья, Малой Азии и Египта. В этом же контексте развивается и получает свои законные импульсы популярное, и даже модное, выражение  «Крым  -  перекресток народов и культур».  И как раз пересечение меридионального и широтного направлений Александрийского Меридиана, о чём мы ещё будем говорить, формирует тот самый пресловутый «Крест Пространства».  В точке перекрестия,  -  Крым.  Но это настолько обширная и многоплановая тема, что до сих пор не нашлось автора, осветившего её всецело и полностью. Поэтому мы не будем в неё углубляться, не отвлекаясь от задуманного.

    Древнейшее деление мира по  Меридиану в пределах Причерноморья прошло прямо по центру его, рассекая на две части,  -  Европу и Азию.  Линия раздела пролегла по реке Танаис (Дон) и Азовскому морю, а затем далее через Боспор Киммерийский. Ещё далее к югу через город Синоп, реку Галис (по этой реке  вся Малая Азия делилась на две большие области: западная часть считалась европейской Азией, а восточная,  -  это собственно Азия.  Крым, согласно этому разделению, очутился в Европе, Кавказ  -  в Азии.  В чём смысл этого разделения?  Таким вопросом задавался ещё Геродот, но ничего не выяснив честно в этом признался.  Великий «отец истории» досадливо, при этом, заметил, что он не понимает смысл такого разделения, и кто и когда всё это придумал.
   Выдающийся географ-философ XIX ст., современник и единомышленник Вольфганга Гёте, Карл Риттер обоснованно считал, что смысл разграничения этих двух частей света в том, что Азия,  -  это  «страна богов» (асов), страна Солнца, а Европа  -  «страна людей», страна Луны. Когда письменная история  впервые  приоткрывает занавес над народами северной части Меридиана, то вместо безымянных археологических культур чётко проясняются имена этих народов. Уже в Библии мы находим их упоминания: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Тубал (Фувал), Мешех (Мосох) и Тирас (Фирас) (Быт., 10:2).  По мнению большинства исследователей это киммерийцы, скифы, мидяне (персы), ионяне (малоазийские греки).  Все эти выводы очень чётко обосновал в своей книге «Введение в европейскую историю народов, обитавших на Кавказе и у берегов Понта до Геродота»  Карл Риттер, изданную в 1820 году. Эти древнейшие сведения перекочевали в греческую мифологию, где матерью Прометея названа богиня Азия, а весь регион был поделён на две страны, которыми правили цари-братья: Персей и Ээт.  Персей,  -  царь Тавриды,  а  Ээт,  -  царь Колхиды. Страны населены одним народом, который потом, из-за тех же греков, стали называть таврами. Народ этот плотно заселял земли вокруг моря, данные им богами по праву и само море от этого получило название,  -  «море асов» или Азовское море. Азия  -  богиня-мать, отсюда второе название моря,  -  Меотида, то есть мать-дающая или мать-кормящая, а сами тавры, из-за этого стали ещё называться меотами (т.е. материнскими, рождёнными матерью или имеющие мать). Культ богини-матери в этих краях продержался дольше всего, здесь родились и отсюда вышли все мифы о амазонках, так нетерпимых греками с их культом верховного бога-отца, который они не в состоянии были истребить за тысячелетия  бесконечных  войн.

    А II-IV в.в. обозначены в истории региона как «готский взрыв»,  -  это переселение настоящих племён с севера на юг, с Балтики  к Чёрному морю, а затем и на запад в Ломбардию и Испанию, что привело к образованию одноимённых королевств. По какому-то непостижимому наитию этот взрыв растёкся по пресловутому «Кресту Пространства» и это же движение готов покончило с Римской империей, вокруг остатков которой (Византия) возник целый ряд средневековых королевств.  «Пребывание готов в Причерноморье,  -  ключевой момент в их истории, делящий её пополам во временном и пространственном отношении (IV-V в.в.)  между первым упоминанием о готах (I в.)  и их исчезновением со страниц истории (VIII-IX в.в.); а также середина пути между Скандинавией-низовьями Вислы и концом пути  -  Северной Италией, Южной Францией, Испанией.  Готский «взрыв» и миграции стали причиной гибели Римской империи и возникновения на её руинах раннесредневековых варварских королевств… Своим присутствием готы отметили крайние точки Европы: от Скандинавии до Крыма, от Пиренейского полуострова до Северного Кавказа. Наконец готы охотно, быстро и плодотворно стали осваивать античную культуру, хотя это же обстоятельство привело их к быстрому растворению в романской культуре» (Топоров В.Н. Древние германцы в Причерноморье: результаты и перспективы //Балто-славянские исследования, - М., 1983. – стр. 227-263).
   Часть готов вступила в союз с Византией, основав Крымскую Готию или Капитанство Готия в Таврике. Всё это хорошо освещено летописями, а также целым рядом других европейских хроник под именем страны Дори, с центром в городе Доросе (он же Феодоро). Большая часть исследователей локализует эту столицу на плато-останце Мангуп в северо-западном Крыму. Ключевая роль перекрёстка широтного и меридионального направлений «Креста Пространства» в северной части Александрийского Меридиана в перемещении культурных парадигм, волею судьбы, выпадает именно Феодоро-Мангупу.  Так волею Божественного Провидения, как говорили в старину, скала-крепость Мангуп стала символическим и реальным вместилищем-средоточием «креста пространства», прочерченного через Таврику и так выпукло обозначенным вплоть до сегодняшнего дня.

   В «Повести временных лет»  Александрийский  Меридиан образно представлен в виде маршрута апостола Андрея Первозванного. Главная идея этого описания  -  освоение и одухотворение пространства между Византией и северо-восточной Европой, вплоть до Балтики. В этой легенде киевский летописец видел символ исторического места и значения Древней Руси в мировой цивилизации.
   Вот почему сегодня петербургские историки, основываясь на данных русских летописей, скандинавские саги  и  т. д.,  называют Ладогу  «первой столицей Руси». Теперь это подтверждено археологическими данными (10.XII.2001 г.,  -  в этот день был подписан указ президента России о праздновании 1250-летия Старой Ладоги в 2003 году):
    Многовековые перемещения по просторам «Европейской Скифии»: Ладога – Рюриков городок – Киев – Владимир – Москва – Санкт-Петербург,  -  вернули Россию, волею Петра, в исходный регион Приладожья. Спор этих столиц Руси не закончится никогда, потому что явно отслеживает перемещения вдоль Александрийского Меридиана, освящённого странствием Андрея Первозванного, открытой направленности на Север и одновремённо на Юг, к цивилизационным истокам.
   Великая историческая миссия народа (народов)  поначалу незаметна. Масса простых людей, со своими вождями мало думают о том, что о них будут говорить или писать через века будущие летописцы-учёные. Но решая свои повседневные проблемы, все люди являются частью более глобальных исторических процессов, начала которых затеряны в глубине веков, а конечная цель непредсказуема.
   Доподлинно известно, что у ряда античных авторов есть упоминания о потопе и допотопных временах. Понятно, что это всё основывается на древнейших источниках, не дошедших до нас, но бывших вполне доступными всем «этим римлянам и грекам, сочинившим тома для библиотеки».  О допотопных городах, царях и династиях, к примеру, говорит Плиний старший в своей «Естественной истории» (Кн. VI, XXI, 5), и всё это в пределах Александрийского Меридиана, в том числе на берегах Чёрного моря, которое тогда выглядело не так как сегодня или во времена автора «Естественной истории».

   До нас дошли рассказы о допотопных Афинах в местности Аттика или страны Акте (Акта) и множество неопровержимых подробностей указывают, что это была Таврида. «Библиотека» Диодора Сицилийского содержит самый большой набор вот этих самых географических анахронизмов, воспринимавшимися как «ошибки» многими современными исследователями, испытывавшими, таким образом, затруднительное положение от незнания тогдашнего положения вещей, раскопанными позже палеогеографами и морскими геологами.  Рассказывая о легендарных походах амазонок, Диодор чётко указывает: «…переправившись через Киммерийский Боспор», бесстрашные девы-воительницы напали на город Афины в Аттике и захватили его. Такое они проделывали неоднократно, проходя зимой по замёрзшему льду пролива. Все эти сведения, для современного читателя, доступны благодаря гению В.В. Латышева, опубликованных в его знаменитых «Известиях…». Ещё при жизни труды этого выдающегося исследователя стали всемирно известными, а его имя стало символом добросовестности и скрупулёзности собираемых сведений, не давая шанса сомневаться даже самым  закоренелым  скептикам,  в  сделанных  выводах.
   Допотопная топография Боспора Киммерийского была хорошо известна античным путешественникам, географам и писателям, несмотря на то, что жили они через тысячи лет после обозначенной геокатастрофы. Подобного рода явления, в силу своей грандиозности, оставляют глубокий след в сознании народов Земли любого уровня развития, вплоть до смены календарных систем и коренной перестройки общественно-экономической формации. Вот почему, пересказывая и переписывая рассказы о подвигах Геракла, походе Аргонавтов, странствиях Одиссея в этих краях и т. д., приводя имена и названия, существовавшие при жизни античных учёных,  добросовестнейшим образом обязательно указывались имена и названия этой же местности каковые были «до того». К глубокой доолимпийской архаике восходят змеиные культы, связанные с поклонением Земле. Гомер рассказал о «буйном племени гигантов», которое также было змееногим. Скифская богиня Апи, Ехидна, родившая от Геракла будущих родоначальников династий скифских царей, Медуза Горгона и другие Форкиды,  -  это всё змеиные роды, змеиное племя, с которыми безуспешно воевали греки. Даже побеждая, на каком-то этапе (истребляя змеиный род), олимпийцы, в конечном итоге, оказывались неизбежно в проигрыше, что не укладывалось в их голове.

  Несмотря на выдающиеся достижения греческих колонистов в Причерноморье все эти культы им были непонятны, а ставшая родной земля, горела под ногами. Тысячелетия общения с «скифским народом» ни к какому союзу с ними не привели, более того, становится понятным, почему далёкие предки античных греков уходили искать своё счастье в других землях, сменяя название страны, которая наконец-то стала им настоящей полноценной родиной (Афины из Тавриды, то есть страны Акте, были перенесены в Аттику Пеллопонеса, откуда греки уже в античную эпоху, упорно возвращались на свою «историческую родину» от невозможности сопротивляться своей генетической памяти, неуничтожимой в принципе). Этим и только этим объясняется неодолимая тяга греков в священную Тавриду, перенесении сюда их Ифигении для священнодействия, переселения душ умерших героев своих эпосов, и наконец-то узнавания в якобы чужой таврской Деве своей Артемиды, со всеми вытекающими с этого факта выводами. Здесь, и только здесь, их священный «детский сад» своих, родных богов.
   «Кекропс был автохтоном с телом человека и дракона. Он стал первым царём в Аттике, прежде называвшейся Актой. Потом произошёл потоп, связанный с именем Девкалиона. После потопа земля была названа в честь его дочери Аттиды».  Настоящее сообщение Аполлодора с его «Мифологической библиотеки» дополняет Павсаний из своего  «Описания Эллады»: «Рассказывают, что первым царём в Аттике был Актей (по имени страны).  После смерти его власть принял Кекропс, женившись на дочери Актея…  Затем власть принял Кранай и у него, среди других дочерей,  была Аттида, и по её имени стали называть всю эту страну, а прежде она называлась Актеей».  Змееногий Кекропс будто-бы скопирован со змееногой Ехидны скифов, с которой совокупился Геракл, и всё это многократно изображено на бесчисленных вазах и барельефах поздними потомками древнейших греков,  -  уже значительно более цивилизованными  потомками  сыновей  Эллады  времён  античности.
   Таврида издревле находилась под покровительством лунной богини.  Имя её Геката (для греков «далеко разящая»), которое, в свою очередь, восходит к египетской Гекте и чётко соответствует хеттской  Хекте.  «Оплодотворение» мистериальных практик религиозным культом настоящей богини всего Восточного Средиземноморья и Понта восходит ещё к прадавне-допотопным временам создания пирамид и Сфинкса в стране Кеми (древнейшее название Египта).  Современные филологи, с помощью санскритского ключа, сумели расшифровать это загадочное слово  aktu,  и означает оно  «лунное сияние».  Извечная борьба солнце-  и  луно-поклонников,  которая кажется будто существует от сотворения мира, а конца ей не видно,  проходит красной нитью через все мировые эпосы. Не зная этого, невозможно понять «Ригведу»,  «Авесту»,  «Махабхарату»  и  «Рамаяну». Даже более знакомая и близкая многим Библия становится трудночитаемым и малопонятным документом, где очень сложно разобраться в хитросплетении несовместимых и, почему-то, тесносплетённых сюжетах мифологий множества разных народов, племён, которые, казалось бы, ничего не умеют как только отчаянно воевать друг с другом на протяжении многих тысячелетий. Это составляет суть всей мировой истории.       Что это?!      Ответить мудрено.
    Актеон  подсматривает  за  купающейся  Артемидой:
   Актеон,  -  житель страны Акте, под этим же именем должны выступать также и все другие коренные обитатели этой благословенной, священной страны. Действительно, по берегам Чёрного моря, повсюду разбросаны такие названия: актинцы, Ахтияр, Актин, Актио и так далее с корнем  aktu.  Прямыми наследниками актинцев -автохтонов на территории Крыма стали пресловутые и загадочные тавры, их Дева,  -  самая настоящая лунная богиня.

   Афиняне ещё называли себя «пеласги кранаи», в память о царе Кранае.  Платон утверждал, что они произошли от одного из племён, спасшихся после гигантского потопа, уничтожившего Атлантиду. Геродот даже называет остров, где жили спасённые, таким образом, будущие греки-основатели Афин в стране Акте.  Это Эрифия («красный»)  близ «Геракловых Столпов», то есть в Киммерийском Боспоре.  Сейчас там, а также рядом, на Северном Кавказе, находится довольно обширная зона активно действующих грязевых вулканов, периодически на протяжении тысячелетий, уничтожающих острова-земли и создающих новые. Отсюда же, по вполне понятным причинам, выходят устойчивые, постоянно подкрепляемые наглядными примерами, мифологические образы Аида (Ада),  -  входа в потусторонний загробный мир,  -  сильнейшим образом  впечатлявший  религиозное  сознание  древнего  человека.
 Афины,  -  Athena, «Атена»  в  греческой огласовке,  -  как древнее местное название вовсе не редкость на берегах Понта Эвксинского. Такое название существует на Кавказе, в Болгарии и т.д. А в Крыму был город Афинеон (Атенион), на его месте потом возник древнеславянский Сурож, которого также уже нет. Сейчас это Судак, но современные жители его хорошо знают все предыдущие исторические названия своего любимого города.  Сурож основали согдийцы, выходцы из страны Согдиана в Средней Азии, активно выступавших на исторической арене ещё во времена Александра Македонского. Эта цепочка названий указывает на скифо-иранский след. Всё те же неутомимые филологи и здесь раскопали доиранский след в названии Сурож,  -  это древнеиндийский Сурья  -  бог Солнца.  «Солнечный город», «Солнечная страна»,  -  это звенья очень древней сакральной традиции об идеально устроенном обитании по типу рая на Земле, извечной мечте человечества о счастливой жизни в светлом солнечном краю, где все довольны и никто не воюет ни с кем, где нет голода и болезней, где нет несчастливых людей. «Велесова книга» даёт название города Сурож  как  «Суренж», то есть через  юс большой , в носовой огласовке.  Так говорили в Древней Руси, позднее эта особенность речи была утрачена русичами, но сохранилась в некоторых современных славянских языках (пример: польский). Ещё сохранилось это носовое произношение в целом ряде других названий местностей,  в других странах и языках: Сурент, Соренто …  В летописях Стефан Сурожский назван Сурентийским.  Суррент южнобережья Чёрного моря переименован был  в  Сорентион  близ  Трапезунда.
     Уважаемый читатель может законно задать вопрос, почему мол пишущий эти строки так утомляет «малопонятными древностями» нашей Таврики, которые даже не всеми специалистами пускаются в оборот в ходе соответствующих рассуждений?     Внимай читатель,  будешь  доволен. 

     Среди древних названий Таврического полуострова широко известна Феодосия («Богом данная»). И также хорошо известны другие древние, ещё догреческие и негреческие названия этого города: Ардавда и Каффа (Кафа, Кефе).  Давным давно доказано, что название Кафа («Капа») автохтонное, туземное. Когда в XIII – XIV в.в. сюда прибыли венецианские и генуэзские колонисты-работорговцы, обуреваемые жаждой наживы, то они застали здесь селение местных рыбаков, ничего не помнивших об античной Феодосии.  И потому называвших свой порт привычным, хорошо знаемым всеми местными жителями, никогда не покидавшими свою родину, названием Кафа. Древность города и его жителей, чудом уцелевшим после потопа, засвидетельствовал Плиний старший. Еврейские раввины почему-то считают, что праотец Ной жил в Кафе и здесь же строил свой ковчег (недалеко от Феодосии, на территории Керченского полуострова существует небольшая гора с названием Арарат. Все учителя географии в местных школах старательно обходят этот вопрос, не в состоянии объяснить откуда здесь появилось такое название, но его фиксировали ещё античные географы).  Ещё в I веке нашей эры тогдашние учёные отметили идентичность слова  кафа  египетскому слову  куфа, копты.  Так до сих пор называют современных потомков нынешних  египтян, а это означает, что имя-название Кафа восходит ко временам египетской колонизации Причерноморья, то есть временам до Потопа.

     Следуя вдоль Александрийского Меридиана далеко на юг можно обнаружить это название в верховьях Нила (на территории современной Эфиопии), а также целый ряд до боли знакомых всем нам, уже давным-давно ставших родными, других названий-имён, сформированных здесь исторически.  В конце XIX столетия австрийский путешественник Фридрих Бибер посетил и описал к востоку от Белого Нила богом данное и богом забытое архаичное царство, ревностно хранившее свои исторические традиции в именах и названиях (F. Bieber, Kaffa. Ein Altkuschitisches Volkstum in Inner-Afrika, Bd I, Munster i. W., 1920. S. 19-20). Потомки Ф. Бибера продолжили его дело, нанеся все это топонимическое чудо на карту. Названия местности, селений, городов, надо полагать, соответствовали названиям народов-племён. Так водится издревле. И вот что господин Бибер нанёс на свою карту: Гофа (готы, готфы),  Шуро (ашшур, ассирийцы),  Дауро (страна Дори, Даурия, Таурия-Таврия),  Гимири (киммерийцы),  Гера (Герры как у Геродота в Скифии)  и так далее в продолжение знакомого нам ряда, всего более десятка названий-имён.   Что это?

     Обложка книги об этом путешествии
   Теперь мы уже можем ответить на этот вопрос, хорошо знакомый античным географам и историкам, а потому прочно вошедший им в привычку. Этот самый Потоп, породивший огромную литературу и даже названый Всемирным, разбросал народы по просторам Земли, тех кому удалось выжить. Но своих богов, имён и традиций, завещанных предками, люди не забывали и это было главным условием выживания. А ведь когда-то жили вместе, на берегах допотопного Понта и жили достаточно долго, чтобы оформить свою генетическую и историческую память. И вот потому, в разных частях Земли, на разных языках, у, давно ставших чужими, народов, существуют имена и названия,  совпадающие до буквы и восходящих к одному источнику.  И вот, в данном случае, переселенцы-понтийцы, следуя (бессознательно!) направлению Александрийского Меридиана перенесли точную копию-модель своей горячо любимой, навсегда утраченной от катаклизма, черноморской прародины, на новую родину в верховья Нила. 
  На беду несчастных переселенцев на их новой родине, которую они так бережно и с любовью оформили своими родными названиями, произрастали деревья с ценными плодами.  Будущие (уже новые, более хищные и наглые) колонизаторы назвали его по имени страны  словом  кофе, слегка исказив своими языковыми особенностями как это делают всегда все чужеземцы. Напиток, изготовляемый с плодов кофейного дерева, пришёлся всем по вкусу и мгновенно завоевал рынок, принося солидную прибыль своим торговцам.  Несчастные туземцы, вместе со своими традициями были безжалостно истреблены, чтобы освободить место под плантации такого ценного дерева, а название их бывшего царства трансформировалось в название растения и напитка кофе, столь горячо любимого во всём мире.  Миллиарды простых людей, обывателей, погружённые в свои повседневные заботы и не представляющие свою жизнь без этого напитка, понятия не имеют откуда  он  взялся  и  почему  так  называется,  одинаково  звучащий  на  всех  языках.



  14  февраля   2012 год,   А.И. Дидуленко,
  экоклуб «Кара-Даг» ,   didulenko@mail.ru
   
 


Рецензии