Удивительный музей в школе слепых

Хочу сказать несколько слов о необыкновенном музее, открытом в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей  № 33, в городе Новочеркасске Ростовской области совсем недавно. Правильное его название, значащееся на табличке, прикреплённой к входной двери: «Кабинет коррекции недостатков развития сенсорной сферы». Так оно, в сущности, и есть. И написанное на той табличке – правда. Но, фактически – это музей. И это тоже правда.

Составляют музейную экспозицию чучела животных, птиц и пресмыкающихся, подаренные школе-интернату ростовским зоопарком – одним из крупнейших зоопарков нашей страны, являющимся участником в общей сложности 38ми программ по сохранению редких и исчезающих животных.

Теперь дети, обучающиеся здесь, будут знать, как выглядит каждый из подаренных им представителей живого мира. Ведь тем, кто не имеет зрения от рождения, трудно представить, как выглядит тот или иной зверь.
На первом стенде музея – различные виды приматов, обитающих в Африке, в Индии и на Мадагаскаре. Второй стенд занимают пресмыкающиеся. Среди них – и удавы, и варан, и гадюка. Далее следует стенд с хищниками. Первым из них встречает Дальневосточный леопард, отличающийся длинным мехом. Он занесён как в Международную Красную Книгу, так и в Красную Книгу России. Хищников здесь всего семь. Белый медведь тоже есть. Из парнокопытных представлены антилопа и олень. Всю левую часть музея занимают пернатые, среди них есть и удивительная птица Секретарь, и устрашающий гриф, и фламинго, и многие, многие другие.

Есть в этом удивительном музее и свой экскурсовод – это ученица школы-интерната № 33 Юля Хворостенко.

Создавался музей с главной целью – познакомить незрячих детей с фауной Земли. При изучении географии, зоологии или – если речь идёт о начальных классах природоведения, очень полезны будут эти экспонаты, когда каждое чучело птицы, зверя, ящерицы или змеи можно будет исследовать руками. Скажем, изучая по географии Африку, изучить здесь же и африканских обитателей. Директор школы – Михаил Петрович Мухаев – рассказывает, что подобные посещения музея будут сопровождаться ещё и видеофильмами соответствующего содержания, и тогда ученик будет выходить отсюда, имея уже тактильное (основанное на восприятии на ощупь) и слуховое (хотя бы потому, что в фильме будут слышны звуки, издаваемые зверями, птицами или змеями) восприятие того, с чем он здесь познакомился.


Рецензии