На краю села

             В школе прозвенел звонок. Последний урок окончен. Учащиеся стали расходиться по домам.
               
                Котов Костя, ученик третьего класса, жил на краю села с бабушкой Олей. Мама- «одиночка» вышла замуж и уехала к мужу в город. Дедушка погиб на войне. Всё бы хорошо, но весьма  длинный путь до школы и со школы каждый раз предстоял третьекласснику. Общественный на селе транспорт отсутствовал.

                В то время, как одноклассники и одноклассницы отдыхали уже от уроков дома, Котов только-только  попал на свою длинную улицу. Сразу же остановился: ему показалось, что сидящие на проводах грачи, смеются с него за то, что получил по математике «двойку». Не смог сосчитать тех самых грачей в саду на ветках согласно условиям задачи. Положив портфель на землю,  начал собирать на ней камушки и бросать в противных птиц. Те перелетали с места на место, а «двоечник» их преследовал. Пока они не скрылись из виду.

                Вернувшись на прежнее место, не обнаружил своего портфеля. Подняв голову, увидел, как портфель «убегал» на чей-то огород, по осени не до конца убранный. Схватив первую попавшуюся на глаза палку, Костя погнался за козой. Стал преследовать её на чужом огороде. Чем бы закончилась погоня – неизвестно, но послышался выстрел из охотничьего ружья. Это стрелял в воздух дед, хозяин огорода. Испугавшись, мальчишка убежал, а коза с  «трофеем» стояла неподвижно.

                Пришлось в тот же вечер бабушке Кости идти к тому дедушке-«охотнику» за портфелем внука и «выкупать» его с помощью литра самогона.

                Тёплая сентябрьская неделя для третьеклассника прошла без приключений. Однако в понедельник днём прошёл в селе дождь. Пруд, расположенный в центре, не выдержал напора всевозможных ручейков: его лишняя вода устремилась в искусственно образованный канал с выходом за населённый пункт. Всё бы ничего, но  находился тот на пути домой Котова. В обычные дни он его обычно перепрыгивал за неимением какой-либо переправы.

               Наш герой долго стоял перед несущейся вдаль водой и думал, как ему поступить. Сначала бросил портфель, не рассчитав силу броска: при полёте он раскрылся,  книжки и тетрадки "помахали ручкой". Уплыл и сам портфель. Не растерявшись, Костя побежал вдоль канала с палкой, пытаясь достать хотя бы его. Сухая толстая ветка в итоге сломалась. Пришлось прыгать в воду самому. Домой он явился как «мокрая курица». Бабушка на ночь затопила печь, чтобы одежда внука к утру высохла.  « С тобой, внучек, не соскучишься!»- только и сказала она утром, одев его в выстиранную и выглаженную одежду. «Бабуся, я больше не буду тебя расстраивать», - отчеканил Костя и побежал в школу.

              Нынешняя осень больше напоминала весну. Только снег отсутствовал. Ручейки после дождя точно также бежали по сельским улицам, как и весенние.

              За партой Котов сидел с белокурой девочкой. Она жила с родителями на одной с ним улице, но в другом конце.
              - Слушай, Зося, - шёпотом произнёс сосед по парте,-  снова за окном идёт дождь. Появятся ручьи. Ты умеешь делать бумажные кораблики? Если нет, то я научу.
              - А зачем тебя, Костик, это нужно?
             
              - Мне надоело ножками бегать к тебе домой и списывать домашнее задание. Когда не бегу  (не всегда охота), то  от Нины Анатольевны получаю «заслуженную» двойку. Будешь мне его отправлять корабликами. Пока идут дожди. Будешь?
              - А куда мне деваться? Ты же от меня не отстанешь? Пока ручьи не повернут в обратную сторону. Но это вряд ли случится. Выходи сегодня со двора в шесть часов вечера. Пропустишь кораблик, другого не жди.

             Взяв бабушкин будильник, ученик в указанное время сидел на скамейке у ворот. Однако «домашнее задание» никак не прибывало в "пункт назначения". «Придётся снова идти самому», - подумал он. Спустя минуту, улыбаясь, Костя прервал путешествие по улице бумажного кораблика. И побежал в дом переписывать задание в свою тетрадь по математике.

             На следующий день учительница хвалила своего ученика, который, по её словам, когда захочет, может хорошо учиться. О том, кто за него решал задачи, знала только подруга  Зоси, проживающая на середине их улицы.
            - Снова к тебе приходил списывать этот «отличник»? - спросила Катя подругу на перемене. Разбаловала ты его, Зося. Надо бы маленько и проучить.
             - Не могу,  его дедушка спас во время войны моего дедушку, а сам погиб в неравном бою.
             
               Одноклассница ничего не ответила, но задумалась. Посмотрев в окно, увидела там  тучи и заулыбалась.
               
               Утром первым уроком была не всеми любимая математика. Проверив домашние задания учащихся, Нина Анатольевна, остановившись у парты Котова, спросила его:
                - Костя, а что ты делаешь в моём третьем классе? Тебе минимум надо сидеть сейчас в пятом?
               
               В классе раздался  смех. Смеялись все, кроме его самого и соседки Зоси. Последняя никак не могла понять, что тот натворил с её выполненным заданием. Она считалась отличницей в классе и никогда не ошибалась в решении задач. Понято, что за это задание учительница «влепила» ученику «двойку». До неё, наконец-то, дошло: Котов просто у кого-то списывает. А на  этот раз, по всей вероятности, списал не то, что надо. Не вникая в суть списанного. О своём «открытии» никому говорить не стала. Хотела проверить, у кого он списывает: у Зоси или у Кати? Обе проживают на одной с ним улице.

            Как ни старалась, Нина Анатольевна, но Шерлока Холмса из неё не получилось. Ответить на волнующий  вопрос, так и не смогла: Зося перестала давать списывать домашние задания Косте. Поскольку тот, не разобравшись, её здорово обидел за то неудачное задание. Что случилось на самом деле, она узнала позже от подружки. Катя тогда взяла заранее выполненное задание по алгебре своей сестры- пятиклассницы, списала его и поменяла  в момент следования "кораблика" по улице мимо своего дома.

           Заканчивался 1970-й год. Со следующего года Костя Котов решал задачи уже сам. Под контролем бабушки. Репетитором  она наняла ... его одноклассницу Зосю.

11.12.2016 г.

Фото из Интернета

         


Рецензии
Полвека прошло с тех пор...
Как бежит время!
И чем больше проходит лет, тем больше согревают воспоминания.
С Новым годом, Петр!
Здоровья Вам и близким!
С уважением,

Виорэль Ломов   26.12.2020 14:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.