Нити судьбы

Глава – 6

- Я была на кладбище, начала теть Аза свой рассказ, а я сел на стул и гладил гриф гитары, словно это была рука той, которая сейчас мне раскрывала тайну нашего знакомства…
         Для нас в 80- ые годы было всеобщей трагедией, когда привозили груз - 200. Молодые мальчишки, которые ни так давно смеялись, шутили, учились, строили планы, мечтали, влюблялись, бегали на свидание и просто Жили,  теперь бездыханными лежали в цинковых гробах. Это было время всеобщего горя. Ведь в советские времена мы знали чуть ли не всех учеников столичных школ. Пересекались на олимпиадах, спартакиадах, соревнованиях, пионерских лагерях. Родители учеников не оставались в стороне и всегда старались поддержать Матерей и Отцов убитых горем героев - Афганцев. Совсем не обязательно было лично знать погибшего солдатика, чтобы почтить его память…
        Именно по этой причине теть Аза пошла на кладбище, когда кто – то ей сказал о том, что погиб ещё один паренёк, и которого сегодня будут хоронить всей школой. Она успела, похороны только начались. Рядом с учителями и учениками вокруг могилы, стоял военный. Он тихо отвечал на вопросы ребят, но одна его фраза прозвучала как – то особо сухо, дежурно:
-Они были на задании, попали в засаду, их окружили  «душманы» и начался бой. Ребята погибли в том неравном бою, по геройски и отдали свои жизни за Родину, за СССР…
И всё, больше не единого слова. Так хотелось подойти к нему, и спросить в упор:
-А ты сам был там? Или тебе поручили  сказать эти слова? Ты видел тот бой?
Но он не был виноват и я не собираюсь его осуждать. Видно вся эта война, кровь, гибель друзей  и командировки с грузом 200 сделали его таким, немногословным и как – бы отрешенным, без эмоций…
-Я смотрела на всё это, продолжила Цыганка, и будто потеряла чувство реальности, будто уснула. Пришла в себя от крика:
-Есть у моего племянника друзья?! Тут мужики есть, или все бабы?!
-А потом… Когда я подошла чуть ближе, из могилы выполз ты! Как же это было жутко! Мне казалось, говорила Цыганка, и её глаза были открыты широко и в них ощущался ужас от прожитого, что тот солдатик ожил и что это он вылез из могилы! Но все молчали, и не реагировали, а потом стали тебя оттряхивать от пыли, пожимать руки, похлопывать по плечу, и я поняла, что это ты помогал хоронить друга…
-Теть Аза, проговорил я удивлённый, помните Кароматулло Курбанова? Певца, которого расстреляли боевики?
-Да, конечно же, я помню его. Я его песни слушала и слушаю.
-Дело в том, ответил я, что точно такая же ситуация произошла со мной и его Отцом! Охренеть! Я подошел к Папе Каромата, обнял его и начал выражать соболезнования, а он как вздрогнет и как закричит! У нас были похожие черные двубортные костюмы. Ему показалось, что Каромат ожил, вылез из могилы и обнимает его! Представляете?! Там у всех был шок! Он так закричал! Прямо во время похорон. Сотни артистов, друзей и родственников его были тому свидетелями! Об этом даже говорили много в Душанбе.
      Нити судьбы. И тут они дёргали то так, то эдак. Ход их мыслей, цель и причину никому не дано понять. Но для чего – то ведь это происходило?! Кому – то или чему – то это ведь было нужно?! В чём смысл?! Цель в чём?! А причина?! Моя голова начала гудеть, даже думать стало больно. Голос Цыганки меня вернул к реальности:
-Вот это да! А почему ты мне раньше об этом не говорил? Это на кладбище «Сариосиё»?
-Да, там, именно. А я откуда знаю? Не говорил и всё. Просто жутко было. Я старался забыть тот случай. Теть Аза, что происходит со мной а? Может, вы знаете? Объяснить сможете?
-Знаю, но не так много. Порой вижу урывками, как в старом кино. Но лишь небольшие эпизоды. Я ведь не всемогущая. С тобой у меня как – то само получается. Видно мы с тобой как – то связаны. Пока разбираюсь…
-Так, а что дальше  было – то? Я про похороны Тохи.
-В другой раз, Акбар. Как ни – будь в другой раз, обещаю. А сейчас тебе вроде предстоит путь? Я права?
Ну вот, опять мистика. Я ведь словом не обмолвился про очередную поездку!
- Да теть Аза. В Алма – Ату собираюсь поехать. Вернее полететь. На «Тамашу» Ух там круто! 6 концертов. Платят как министрам. Казахи щедрый народ. И публика там благодарная. Привезти бы мне все те букеты в Душанбе, я смог бы тут цветочный магазин открыть. Вот об этом и хотел посоветоваться с вами. Лечу на военном борте. Переживаю…
-Не переживай. Я смотрела, твой путь чист, удачен и тебе повезёт. Карты не врут. Тебя будет опекать один человек. Видно военный. Как сына тебя полюбит…
     В 1994 году Казахская телекомпания ТАН будет снимать документальный фильм «Годы цвета хаки» о гражданской войне в Таджикистане. Я и моя семья будем сниматься в данном фильме, так как они знали меня и моё творчество по телевизионным показам моих выступлений. В частности по «Тамаше», которую крутили по многим Казахским каналам.  Вся съёмочная бригада, военные журналисты и сопровождающее делегацию руководство данного телеканала будут гостить в моём доме. А знаете, какие подарки принесли мне мои гости? Хлеб… Буханок 10. С хлебом в Душанбе была напряжонка. Лучшим подарком, когда вы шли в гости, в те годы был обычная буханка хлеба. Я примерно год выпекал сам буханки в алюминиевых формах, когда была мука. Узнав о том, что меня снова пригласили на «Тамашу», мои новые друзья предложат мне вылететь с ними на военном борту, бесплатно...
     Командиром военного борта АН – 26  был Полковник Александр Абашин. Когда мы приземлились в Челябинске, на дозаправку, было решено переночевать и лететь в Алма – Ату утром следующего дня. Абашин всех нас пригласил в баню лётного состава. Стол был накрыт богатый в предбаннике. Мы парились, купались, и потом собирались за столом. Сам Абашин ухаживал за гостями, лично. Никакого пафоса и гордыни. Ну, есть такая порода людей, настоящие они. А потом меня попросили спеть. Гитары не было. Я спел песню Розенбаума «Казаки»
Только пуля Казака во степи догонит,
Только пуля Казака с коня собьёт…
      В предбаннике эхо помогало украсить мой голос. Абашин налил водки в пару стаканов, подошел ко мне, протянул мне один стакан, мы чокнулись, выпили. Он крепко пожал мне руку, поблагодарил, а потом обнял со словами:
-Уважаемый Акбар, вы и правда талантливый артист. Когда мне про вас рассказали, я, признаться, грешным делом не особо и поверил. Подумал, что из очередных новоявленных, так сказать. Вы только не обижайтесь, но вы Таджик, а так спели на Русском языке! А голос… До мурашек! Рад знакомству! Я Полковник Александр Абашин. Командир эскадрильи КМС ( коллективные миротворческие силы) Казахстана. Всегда буду рад помочь вам, если когда ни-будь ещё соберётесь на гастроли к нам в Казахстан!
Мда, тут нить судьбы направила меня правильно. Слова теть Азы сбылись. С Абашиным мы стали друзьями и не редко перезванивались. Однажды, когда меня в очередной раз пригласили в Алма – Ату, я позвонил ему домой. Мне нужно было везти музыкальные инструменты и полный комплект ударной установки, барабаны. Когда я спросил Абашина, может ли он помочь мне в этом, прозвучал ответ:
- 5 тонн!
-Не понял… Вы про что? Какие 5 тонн?
- Акбар, вы можете рассчитывать на перевозку пяти тон  груза. Это вам говорю я, Абашин!
           В Алма – Ате  я почти всегда останавливался у моего близкого друга, заслуженной артистки Казахстана  Нагимы Ескалиевой, когда приезжал на гастроли. Сейчас она Народная Артистка, Профессор, зав кафедрой эстрады Алма – Атинской консерватории. Нагима угощала меня и других гостей своим фирменным «бешпармаком» (национальное блюдо Казахов), а я готовил плов. Так было смешно смотреть со стороны, когда мы уплетали за обе щеки предложенные блюда. То есть Нагима ела мой плов, а я её бешпармак с мясом конины. Казахи гостеприимный и хлебосольный народ. Среди гостей Нагимы был знаменитый композитор Тлес Кажгалиев. Мы стали петь по очереди. Ох и дала же жару Нагима! Голос у неё великолепный! Потом дошла очередь до меня. Я начал петь под гитару, и вдруг, зазвучало пианино. С ходу музыкант попадал в ноты, «поймал» гармонию, украшал своей игрой и дополнял импровизациями. Потом он пригласил меня к пианино, и начал «щупать» меня и мой голос. Это был композитор Кажгалиев. Оказалось, что я не дурён как исполнитель.
-Нагима, сказал Тлес, ты почему прятала такого замечательного певца?
- Да никого я не прятала, ответила Нагима. Просто ты редко стал бывать у меня. Появляйся чаще, вот и будешь в гуще событий, и начала смеяться своим необычным смехом, который знают многие Казахи. Нагима человек – праздник. Она драйв. Не смотря на все свои звания и регалии, она очень проста, добра и весела. Хороший человек, именно такой человек, каких я люблю и уважаю…
            Тлес предложил написать песню для нас с Нагимой, дуэт. Мы были рады этому неимоверно, ибо песни, которые писал Тлес, были знамениты. Да и не писал он их кому попало. Но… Нашли тело Тлеса случайно, в коридоре его квартиры. Его не стало, инфаркт. Так мы и не смогли спеть его песню. Нить его судьбы была прервана…
     Когда мне пришла пора возвращаться домой, Нагима повела меня к Командующему ВВС Казахстана, генерал майору Алтынбаеву. Очень хорошо он нас встретил с Нагимой. Она попросила Алтынбаева помочь мне с возвращением домой. Алтынбаев выслушал нас, вник в проблему и тут же позвонил в КМС. Моё имя и фамилию вписали в список тех лиц, кому было разрешено лететь военным бортом КМС Казахстана в Душанбе.  Я был в списке  борта на АН 26, с Абашиным…
            Если мои друзья приезжали в Душанбе, они прямиком направлялись ко мне домой. Никаких гостиниц. Даже если меня не было дома, ключи от моей квартиры моим гостям передавала моя Мама. Об этом будут говорить много лет мои Казахские, Киргизские и Узбекские друзья, которые будут моими гостями. Однажды, в моей двушке, будут жить 28 человек. На концерт памяти погибшей Наргис Бандишоевой приедут все знаменитые артисты Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Туркмении. Главным режиссёром данного вечера памяти будет легендарный Лукпан Есенов. Создатель «Тамаши» и тот, кто стоял у истоков шоу бизнеса в Казахстане. В истории эстрады Таджикистана ещё ни разу не было такого, чтобы в один день два концерта проходили под  мега аншлагом. Об этом концерте говорят по сию пору. Лукпана Есенова уже нет с нами, а память о нём жива. И «Тамаша» тоже…


Рецензии