Холодный путь

Бывали ли вы когда-нибудь в поездах? Не тех, что нынче привык видеть наш глаз, а тех, других, которые сейчас кажутся частью давно утерянной сказки. Те, кому повезло прокатиться на таком поезде, знают какое наслаждение человек получает от такой поездки.
Черный могучий корпус, разгоряченный мотор, периодически сбрасывающий пар, свистки кондукторов и гул сотен пассажиров. Остекленные вагоны первого класса блестят будто изготовлены только что.
Двадцать третьего декабря тысяча девятьсот двадцатого года именно такой поезд отправлялся со станции Паддингтон в сторону Ливерпуля. На платформе царила невообразимая суматоха. Общество, которое только-только начало оправляться от разрушительной войны, спешило насладиться минутами мирной жизни. Мальчишки во все горло кричали на весь вокзал, пытаясь продать побольше газет. Мелкие лавочники и торгаши, пытаясь их перекричать только действовали всем на нервы.
Отмахиваясь от этих самых мальчишек и нищих, просящих милостыню, в сторону вагонов первого класса вдоль путей шел пожилой джентльмен. Он был одет в черный пиджак и теплое пальто, которое было застегнуто всего на одну пуговицу. Шел он медленно и важно, грациозно передвигая свою трость со старого места на новое. Вид у нег был такой, будто бы те вещи, которые сейчас на нем были, одели на старого усохшего фермера, не знавшего никакой другой еды, кроме кукурузы и яиц.
Он дошел до своего вагона и постучал тростью о стекло.
- Я долго буду ждать? Что это за безобразие, позвольте узнать? – его голос бы немного низким и охрипшим от курения, но, все же, довольно громким. – Кто пустил на вокзал весь этот сброд?
На звуки возмущающегося старика тут же выбежало несколько кондукторов. Они поспешили опустить лестницу и помочь старику подняться, надеясь выудить пару монет чаевых.
- Простите, сэр, вы же понимаете нынешнее положение дел… - начал аккуратно один из кондукторов, взгромождавших старика в вагон.
- С какой это стати, я, черт побери, должен его понимать? Я уже спокойно дойти до своего посадочного места не могу, а я привык ехать на правой стороне. Что было бы, если бы я опоздал, и этот брюзга Стивенс занял бы мое место? – раздражительно выпалил старик.
- Я тоже рад вас видеть, мистер Гридс. – неожиданно о из-за спины проговорил мистер Стивенс, ожидавший возможности подняться в вагон.
- И не думайте, Стивенс, я пришел первым! – старик в одно движение оказался в вагоне.
- Ради Бога, я не претендую. Мне почему-то кажется, что места во втором классе для меня будут даже более комфортными. – язвительно бросил мистер Стивенс и, развернувшись, пошел в сторону вагонов второго класса.
Следуя своим старческим инстинктам или просто боясь опоздать, мистер Гридс оказался в вагоне на сорок минут раньше положенного срока. Он вопросительно смотрел по сторонам, возмущаясь про себя тем, что такой человек как он вынужден ждать сотню едва ли ни нищих людей, чтобы, наконец, тронутся с места.
Время тянулось для него будто река Нил, длинная и медленная. Когда все были на борту, проводник сообщил, что поезд отправляется, и они тронулись. После этих слов мистер Гридс испытал невиданное облегчение, не только потому, что его ожидание, наконец, закончилось, но и потому, что из всех людей, которые вошли в вагон первого класса, никто не сел напротив него, избавив его таким образом от ненужной ему лицемерной светской беседы.
Поезд выехал из Лондона через двадцать минут, и старик уже успел немного расслабиться, достав из пальто свою газету и максимально раскрыв ее, пряча свое лицо от попутчиков. То и дело, отводя глаза от газеты, наш герой смотрел в окно, где тихой крупицей шел небольшой снег. Путь предстоял не очень близкий, поэтому мистер Гридс уже готовился сомкнуть глаза, когда прямо напротив него ни с того ни с сего присел молодой джентльмен.
- Брайан Нести, очень приятно. – улыбнувшись произнес парень, протягивая руку старику.
- Гарри Гридс. – после небольших двухсекундных раздумий и оценки внешнего вида незнакомца, старик тоже протянул руку в ответ.
- Едете в Ливерпуль, да? – воодушевленно спросил молодой человек, снимая пальто. – Дивная нынче погода стоит. А вид то, просто сказка! Ох уж эти заснеженные сосны.
- Это экспресс, этот поезд не делает остановок, конечно я еду в Ливерпуль, куда же еще? – раздраженно ответил старик и попытался отвернуться от своего собеседника.
- Не переживайте, мистер Гридс, я вас не потревожу, это было просто приличие. – мужчина выдавил из себя улыбку, которая говорила: «Будь ты хотя бы на два десятка лет моложе, то конечная остановка у тебя была бы прямо здесь».
Устроившись друг напротив друга оба джентльмена притихли. Брайан смотрел в окно, а мистер Гридс прилагал все усилия, чтобы не показать то, как он раздражен этим неожиданным попутчиком.
- А вы кто такой, позвольте узнать? – спросил старик, прищуривая глаза.
- Я всего лишь слуга своего народа, мистер Гридс. – уклончиво ответил мужчина, все так же продолжая смотреть в окно на удивительную дорогу.
-  Да что вы… Слуга говорите, значит… Хорошо, в чем же состоит ваша служба? – не унимался старик, который теперь увидел в этом мужчине свое путевое развлечение.
- Плачу налоги, мистер Гридс, как и вы.
- Я? Еще чего, будто бы государство и так с меня мало сдирает! Просто нужен толковый бухгалтер, но и тому важно не переплатить, а то еще завысит себе цену, легче будет налоги платить.
- А я вижу, что вы бизнесмен? Чем же занимаетесь? Еда? Хлопок? Оружие? Может быть производите обувь? – ответил нескромностью на нескромность Брайан Нести.
- Я занимаюсь своим делом… А это главное в наше время. Если вы понимаете, о чем я, мистер Нести.
- О… Безусловно, конечно понимаю. – Брайан снова отвернулся в окно, наблюдая за соснами, проносящимися перед его глазами, он тихо продолжил, - Так что? Наверное, оружие…
- Мистер Нести! – злобно воскликнул старик.
- Мистер Гридс! – ловко передразнил его мужчина.
- Это неслыханное безобразие! Как только вас пустили в вагон для приличных людей? Вы что не в курсе, что это место для тех, кто хоть что-то из себя представляет!
- В таком случае, мистер Гридс, не понимаю, почему вы тут занимаете чужое место. – Брайан явно нарывался на неприятности, но похоже его это только веселило.
- Чужое? Чужое? Да я могу купить весь этот поезд вместе с пассажирами и не продам даже и одного процента акций своего оружейного завода. – он сказал это и тут же осекся. – Черт…
- Ага! – обрадовался мистер Нести, - Я так и знал! Что ж, вы можете собой гордиться, вы попались на самую простую уловку из всех, что только существуют в этом мире.
- Радуйтесь, мистер Нести. Очень ловко, признаю. Но теперь ваша очередь открыть мне что-нибудь о себе.
- Что ж… Наклонитесь поближе. Еще ближе… - старик наклонился и уже почти касался своего попутчика. – Вчера я обнаружил, что у меня порвался один носок… И я его не выкинул, а отдал на штопку…
Лицо старика Гридса просто побагровело от ярости. Никто и никогда еще не смел так с ним разговаривать. Он взял свою трость, с решительным намерением встать и позвать кондуктора, чтобы он вывел этого грубияна. Брайан же закатился хохотом и вытирал слезы, идущие из его глаз.
- Не обижайтесь, мистер Гридс, прошу вас. Я бывший военный, теперь в отставке, на фронте я приобрел плохую привычку из всего делать шутку. Ведь знаете, когда каждый день видишь лишь горе, только несерьезное отношение ко всему этому помогает хоть как-то не сойти с ума.
- Должно быть вам оно не помогло… - язвительно заметил старик и уселся обратно, в то время как Брайан хохотал с его шутки.
- А вы, как я вижу, еще не совсем потеряны для общества! Так держать, мистер Гридс, так держать…
На этом их беседа прервалась. В ушах остался лишь звук идущего поезда, а в глазах бегущие мимо пейзажи. Ничто не может быть лучше зимней природы не тронутой индустриальной цивилизацией человека. Белый пушистый снег, ровной гладью лежащий между вековыми соснами, на ветвях которых тоже красовались блестящие снежные шапочки. Лишь очень внимательный путник мог бы заметить на снегу следы зверей, то там, то тут мелькавшие по дороге.
Снег начинал усиливаться, и картина за окном стала еще более красивой. Казалось, что будто все живое сейчас погрузилось в ленивый сон. Звери запрятались в своих норах, свернувшись клубочком, поедая то, что они успели запасти себе на зиму. Эта картина создавала у людей в поезде необычайную атмосферу. Все чувствовали приближение Рождества. Люди радовались и смеялись, чувствовали в себе тепло, которое они принесут в дом своей семье. Кто-то мечтал о подарках, а кто-то понимал, что подарки еще предстоит купить.
Лишь у одного человека в поезде не было настроения. Гарри Гридс сидел, скукожившись в своем пальто, злобно поглядывая на своего попутчика, который вместе со всеми разделал это Рождественскую атмосферу, так раздражавшую старика. И он никогда бы больше не заговорил со своим попутчиком, если бы не кондуктор, который к ним подошел.
- Господа, мы скоро будем в месте прибытия. Я прошу вас сделать небольшие рождественские взносы, которые мы направим в фонд «Вдов и сирот войны». – сказал учтиво кондуктор.
- Какой еще такой взнос? – недоуменно спросил старик. – Почему об этом не предупреждают до того, как человек сел в поезд.
- Вы бы взяли с собой больше денег? – улыбнулся мистер Нести.
- Я бы воспользовался другой транспортной компанией. – грубо ответил мистер Гридс.
- Простите, сэр, но эта политика всех транспортных компаний на сегодняшний день. Мы должны подарить рождество людям, которые лишились своих кормильцев на войне. Они воевали за нашу свободу, за вашу, в том числе.
- Вы слишком много себе позволяете! Ничего я не буду платить, даже не надейтесь. Я купил билет, что вам еще нужно?
- Пятьдесят центов. Это все, что нам нужно, сэр. Вы поможете ими нуждающимся. Сделайте благое дело. – кондуктор улыбнулся, явно через силу.
- Я заплачу за него. – вмешался мистер Нести. – Возьмите пять долларов, надеюсь, что они кому-то помогут.
- Спасибо вам большое! Да благословит вас Господь за вашу щедрость! – сказал кондуктор и пошел к следующим пассажирам.
- Вы совершили невиданную глупость, мистер Нести. – засмеялся старик, которого очень позабавило то, что Брайан за него заплатил.
- Вы так думаете? – улыбнулся мужчина.
- Несомненно, на эти деньги вы не только смогли бы купить билет обратно в Лондон, но и небольшой подарок для своей возлюбленной. – мистер Гридс кивком указал на обручальное кольцо.
- О, не волнуйтесь, мистер Гридс. Я никогда бы не стал покупать своей невесте подарок за два доллара. Но я удивлен тем, что вы не захотели пожертвовать какие-то пятьдесят центов в фонд «Детей и сирот войны». Мне кажется, что это немного неправильно. Неужели вы не задумываетесь о своей душе?
- Эх… Юный, глупый несмышленыш. Какой душе, мистер Нести? После нас с вами в могиле останутся одинаковые кости. Разница лишь в том, как мы проводим свою жизнь. Мы должны наслаждаться ей, пока она идет, вы понимаете? Потому что потом разницы не будет, будет все равно…
- Мне кажется, что это немного жестоко. Все же пятьдесят центов это не такая уж и большая сумма.
- Скажите, мистер Нести, как вы заработали свое состояние?
- В каком смысле как я его заработал?
- Ну сами или вам оно досталось от родителей?
- Конечно сам. – гордо ответил мужчина.
- В такому случае, вы должны меня понимать. – удивился старик. – Я никогда не смог бы открыть свой первый завод, если бы каждому кто просил у меня денег, я отдавал бы пятьдесят центов.
- У вас есть дети, мистер Гридс?
- Нет…
- Может жена?
- Нет…
- Друзья?
- Да, конечно есть. У меня есть друзья! – обрадовался старик, казалось что-то осознавая.
- Это настоящие друзья, мистер Гридс? Или те, что за вас не дадут и пятидесяти центов? – спросил мужчина и посмотрел ему прямо в глаза.
- Да как вы… Как вы смеете? – возмутился старик.
- Вы не правы, мистер Гридс, разница есть… Пусть кости наши будут одинаковы, но на мои придут поплакать, а на ваши придут плюнуть… - сказал мистер Нести, и встал. Поезд доехал до конечной станции.
- Да как вы смеете меня оскорблять? То, что у вас есть состояние, это не значит, что вам все позволено!
- Какое состояние, мистер Гридс? Те пять долларов, что я отдал – вот мое состояние. Больше у меня ничего нет. Но у тех людей не было и этого, поэтому я их отдал, для меня человечность важнее, чем личные трудности. В вагонах не было места, поэтому меня пересадили сюда. Приятно было познакомиться. Крос стрит двенадцать, мистер Гридс, заходите, мы с женой будем вам рады. – сказал мужчина и вышел из вагона. 
  Мистер Гридс остался ошарашенным сидеть на своем месте. Выйдя из оцепенения, он увидел в окне проходящего мистера Нести, и громко постучал о стекло тростью. Заметив, что старик хочет с ним поговорить, Брайан остановился и, улыбнувшись, жестом пригласил мистера Гридса идти с собой. С этого момента жизнь старика изменилась.
Важно, чтобы люди понимали, меняться никогда не поздно, если вы хотите измениться в лучшую сторону. Если человек это заслужит, то в конце даже самого холодного пути он найдет свое тепло…


Рецензии