Советский врач

            К 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции
 
               

         Я не думал писать данный материал, но неожиданно для меня самого вдруг сами собой сложились воедино два пазла. И я понял, что из этого может что-то получиться. Остальное – дело техники сложения новых пазлов.
          Первый пазл – советский художественный фильм, даже гражданская кинокомедия, «Семь нянек».И если быть совсем точным, то «картина не маслом» стала дебютом кинорежиссёра Ролана Быкова. С чем он очень успешно справился и вписал новую яркую и незабываемую страницу в советское киноискусство.   
        Об одном только не перестану никогда сожалеть. Ролан Быков готовился поставить художественный фильм по «Калевале» и даже сыграть злую старуху Лоухи. Но, к великому сожалению, звёзды не сложились. Видимо, сердечные раны, которые он приобрёл на трудной стезе советского кинорежиссёра, не вовремя дали о себе знать. И Ролан Быков умер в больнице, так и не приступив к съёмке фильма, о котором он мечтал. А то, что это стало бы новым замечательным творением в киноискусстве, я почему-то нисколько не сомневаюсь. Уверенность в этом мне придаёт и кинодебют Ролана Быкова.
             Я не буду исследовать кинокомедию «Семь нянек», она сама за себя говорит, обращать ваше внимание на многочисленные творческие и оригинальные находки автора. Позволю только не согласиться с аннотацией на данный фильм, который перекликается с повестью М.Булгакова «Собачье сердце» и даёт зрителям убедительно понять: для того, чтобы сформировать нового советского человека мало одного советского романтизма,мало одного советского коллективизма, мало быть только «ударником коммунистического труда», даже «золотой бригадой» и показывать во всём личный пример общественного поведения. Для этого надо хотя бы иметь  мало-мальское представление о педагогике и андрагогике,а также о психологии в целом и психологизме в художественной литературе, в частности.
               Кстати, против последнего почему-то резко выступал… М. Зощенко и противопоставлял психологизм народности.
                «Золотая бригада» потерпела сокрушительное фиаско в перевоспитании «трудного» подростка из колонии по многозначительной фамилии Полосухин, роль которого так талантливо сыграл С.Морозов. По детской наивности молодые люди думали, что им легко,  и без всяких  там педагогических ухищрений, удастся то, что не смогли сделать в специализированной детской колонии для  несовершеннолетних. Если «сын полка» состоялся, то сын даже «золотой бригады» так и остался у семи нянек без глазу.
                И вот здесь-то мне бы как раз и хотелось обратить ваше внимание на очень мудрые и даже символические слова директора колонии, которые он с горечью выговаривает Полосухину, когда они возвращаются в колонию после неудавшегося эксперимента по перевоспитанию «трудного» подростка:А ведь ты-слепой!Тебе двери откроют,а ты в стенку лбом. Где я найду Филатова,чтобы он тебе другие глаза вставил.
                Этот неутешительный вывод создаёт новый идейный образ фильма и даёт возможность по-новому переосмыслить содержание картины. И не только. Слова директора колонии можно и нужно вообще вынести за рамки фильма.
                Вспоминается, например, такое высказывание А.Фета по поводу романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»: «А небось чуют они все, что этот роман есть строгий, неподкупный суд всему нашему строю жизни. Чуют, что над ними есть глаз иначе вооружённый, чем их слепорожденные гляделки. То, что им кажется несомненным, честным, хорошим, изящным, завидным, оказывается тупым, грубым, бессмысленным и смешным»
                Как мы видим, поэт А.Фет противопоставляет «слепорожденным гляделкам» людей - глаз Божий. Всевидящее око. Как говорится в народе, Бог – не Микитка, всё – видит! Всё учитывает!
                Слова директора колонии также возносят нас к вечной исторической проблеме «отцов  и детей».
                И вот теперь я плавно перетекаю ко второму пазлу-рассказу Галины Преториус «Слепой дождь».Обратите внимание на само название рассказа, которое может многое рассказать вдумчивому читателю о больших художественных достоинствах произведения и творческих возможностях автора. Это  произведение вообще заслуживает отдельного художественного исследования, несмотря на свой малый объём. Приведу только одни факт, точнее предложение:В нашем доме Серёжку звали Гомером. Как тонко и вместе с тем, не побоюсь этого слова, гениально просто сказано. А дальше уже - сотворчество читателя с автором, игра воображения, художественное мышление, знание и опыт. Прелесть рассказа – в недосказанности. В умолчании.
                И что интересно, фамилия Филатова в рассказе вообще остаётся за кадром. И в то же самое время она невольно присутствует тем не менее в названии города Одессы.И на протяжении всего произведения  отождествляется с творцом, который даёт человеку ни с чем не сравнимое удивительное счастье видеть окружающий мир и в полной мере наслаждаться этим простым человеческим, но  волшебным счастьем, подаренным чудесными руками доброго волшебника и мага-чародея. 
                Хотел бы познакомить читателя с этим  жизнеутверждающим рассказом.


                «Слепой дождь»
Сережка жил рядом. Наши балконы находились так близко, что, протянув руку, можно было дотронуться до металлического прутика соседнего балкона. В нашем доме Сережку звали Гомером. Он писал стихи о добрых и умных дельфинах, о море и солнце, которое он никогда не видел. Море он узнавал по горько-соленому вкусу, а солнце — по теплым лучам.
Сережка очень любил слепой дождь. Когда блестящие, словно вылившиеся из чему-то до слез рассмеявшегося солнца, капли падали на песочные пирожки; когда горластые мальчишки, протягивая небу ладошки, кричали: «Дождик, дождик, посильней — будет травка зеленей!» — мы, по нерушимому договору, спускались с Сережкой вниз, чтобы побродить под теплым дождем. «Какой удивительный дождь! Странно, почему его люди называют слепым. Ведь так светит солнце!» — говорил он. А мне всегда было почему-то стыдно и страшно, когда он произносил это слово —  слепой. Но Сережка, словно пальцами читая, видел и по-новому заблестевшие листья, и светлые заплаты асфальта, куда не проникли дождинки. Он стоял и говорил о том, что видела я, но видела по-другому, не замечая множества изменений на знакомой аллее. Он поднимал голову к солнцу, а яркие лучи вместе с редкими каплями скользили по черным очкам, по тонкой трости...
Осенью Сережка уехал. Он очень долго был в Одессе: уже успели растаять в песочницах снежинки, высохнуть лужи, а его мама все еще передавала приветы от сына.
Но вдруг однажды летом в комнату ворвался сумасшедший звонок. «Настя, ну что же ты, ведь там слепой дождь!» — крикнул мальчишка с огромными, по-детски восхищенными и удивленными глазами, и мы побежали к солнцу и дождю. Солнечному дождю…

Рецензия на «Слепой дождь» (Галина Преториус)

Не эта притча Вас вдохновила на рассказ?
"Пожилой мужчина с взрослым сыном вошли в вагон поезда и заняли свои места. Молодой человек сел у окна. Как только поезд тронулся, он высунул руку в окно, чтобы почувствовать поток воздуха и вдруг восхищённо закричал:
— Папа, видишь, все деревья идут назад!
Пожилой мужчина улыбнулся в ответ. Рядом с молодым человеком сидела супружеская пара. Они были немного сконфужены тем, что взрослый уже человек ведёт себя, как маленький ребёнок.
Внезапно молодой человек снова закричал в восторге:
— Папа, видишь, озеро и животные… Облака едут вместе с поездом!
Пара смущённо наблюдала за странным поведением молодого человека, в котором его отец, казалось, не находил ничего странного.
Пошёл дождь, и капли дождя коснулись руки молодого человека. Он снова переполнился радостью и закрыл глаза. А потом закричал:
— Папа, идёт дождь, вода трогает меня! Видишь, папа?
Не в силах больше себя сдерживать от того, чтобы вмешаться, пара, сидящая рядом, спросила пожилого мужчину:
— Почему вы не отведёте сына в какую-нибудь клинику на консультацию?
Пожилой мужчина ответил:
— Мы только что из клиники. Сегодня мой сын первый раз в жизни обрёл зрение…"

Кирилл Ивницкий   16.09.2016 15:46   
 
Кирилл, спасибо Вам большое, за эту интересную притчу.
К сожалению, до сегодняшнего дня не знала про неё.
Всего Вам самого доброго

Галина Преториус   16.09.2016 17:10   

И в завершение о самом Владимире Петровиче Филатове.
 
Филатов Владимир Петрович (1875-1956) – профессор, офтальмолог.
 
 
Жизнь академика Филатова – красноречивый пример того, как, не будучи одесситом по рождению, можно не только стать одним из самых уважаемых ее граждан, но и навечно войти в историю города.
Владимир Петрович родился 27 февраля 1875 года в селе Михайловка Протасовской волости Саранского уезда Пензенской губернии. Набор этих топонимов свидетельствует о глубоко русской составляющей его биографии, значительная и важнейшая часть которой связана с Украиной, с Одессой. С детства будущий корифей медицины впитал гуманистические традиции земских врачей – его отец и дядья оказывали помощь самым бедным и незащищенным. Знаменательно, что Владимир учился в Симбирской гимназии, директором которой был отец А.Ф. Керенского. Это же учебное заведение закончили (в разное время) и будущий глава Временного правительства, и Владимир Ульянов, впоследствии – В.И. Ленин. В отличие от земляков Филатов выбрал не политику, а медицину. В 1892 году поступил в Московский университет, где специализировался в области глазных болезней, что стало делом всей его жизни.
Талантливого выпускника Филатова оставили на кафедре, а с 1903 года и до последних дней жизни (1956) его медицинская и научная деятельность связана с Одессой. Здесь в 1908 году защитил докторскую диссертацию, затем стал профессором, разработал и применил на практике уникальную методику пересадки донорской роговицы больным, страдающим от бельм и других тяжелейших недугов. Он впервые обосновал и внедрил применение биостимуляторов и препаратов в тканевой терапии. В научных справочниках и учебниках подробно рассказывается о новациях академика Филатова и его учеников. С 1939 года в нашем городе работает Одесский НИИ глазных болезней и тканевой терапии, созданный Владимиром Петровичем. Уже много лет – это международный центр офтальмологической науки и практической медицины.
В годы Великой Отечественной войны тысячи фронтовиков и мирных граждан были спасены от слепоты благодаря филатовцам. Со всего света съезжались в Одессу люди, связывавшие надежду на выздоровление именно с нашими специалистами. И сегодня здесь проходят представительные конференции, издаются научные труды.
 
Владимир Петрович был не только выдающимся ученым и врачом, но и человеком многих дарований. С юности он писал стихи, увлекался живописью – его работы я видел у академика Н.А. Пучковской – ученицы и преемницы Филатова, есть они и в его институтском Музее-кабинете.

Увенчанный научными и государственными наградами (Герой социалистического труда, орденоносец, лауреат), Владимир Петрович, будучи директором крупнейшего института, никогда не отступал от моральных принципов своей семьи и учителей. Он и в советские атеистические годы оставался верующим человеком, передавал церкви на Французском бульваре пожертвования, был ее прихожанином. Еще в детстве, увидев слепого, Володя Филатов сказал отцу: “Каждый человек рожден, чтобы видеть Солнце”.
Этому он посвятил всю свою жизнь.
 
 
Умер Владимир Петрович 30 октября 1956 года в Одессе.
Институт, который создал В.П. Филатов, и одна из одесских улиц носят его имя.
На одном из зданий института, на здании установлена мемориальная доска, а на территории комплекса – бюст В.П. Филатова.
 
Феликс Кохрихт, журналист
"Всемирный клуб одесситов" и студия “Нулевой километр”
Copyright WCO & 0km © 2015. All Rights Reserved.


Рецензии