О грехе...

       Люди всегда хотели понять откуда и почему среди них всегда появляются  плохие люди. Откуда берутся неправильные, нехорошие люди? Ведь вроде все дети рождаются хорошими? 
       Нельзя ли обойтись без плохих людей? Ведь никто из родителей не учит детей плохому! Или - это точно неизбежное зло, как написано в Библии и этого никогда избежать нельзя! Подонки, преступники, лжецы, мерзавцы, нарушители правил поведения - всегда были и будут среди людей!?
       В религиозной литературе придумали концепцию "грехов" - мол в людях изначально есть пороки, которые приводят их к неправильному поведению. Человек априори, от рождения грешен.
       Как ослушался Бога, ещё будучи в рае,  послушав  змея и женщину, съев яблоко, так и стал человек нехорошим на всю жизнь. Безвозвратно!
       Литературно-исторически выделяют семь или восемь основных (главных) страстей человека ведущих к греху.
       Есть ещё представление о самом главном грехе - смертном - тяжёлом грехе, влекущим за собою возможность потерю спасения души.
       Евагрий Понтийский в конце IV века изложил учение о грехах в сочинении "О восьми злых помыслах".
       Суть учения о главных грехах сформулирована следующими словами: "Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него - блуда, третий - сребролюбия, четвёртый - печали, пятый - гнева, шестой - уныния, седьмой - тщеславия, восьмой - гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти, или не приводили, — это зависит от нас".
       В католической традиции выделяется семь главных грехов, которые в западном христианстве ввёл папа Григорий I Великий. Эти грехи были включены в катехизис церкви  в сочинении под названием «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» (Expositio in librum Iob sive Moralia).
       Из восьмеричной схемы он объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордыней и добавил зависть. Он также изменил последовательность грехов, поставив на первое место гордыню, затем - другие "душевные" грехи, а "плотские"  грехи поставив в конец. В результате список семи грехов папы Григория получил следующий вид:
Superbia (гордыня)
Invidia (зависть)
Ira (гнев)
Acedia (уныние)
Avaritia (алчность)
Gula (чревоугодие)
Luxuria (похоть, блуд)
       Поэт Данте Алигьери в поэме Божественная комедия (ок. 1307-1321), во второй её части,  описывает семь кругов чистилища в порядке, соответствующем этому перечислению семи грехов папой Григорием.
        Несложно видеть, что так называемые "грехи" по своей сути представляют  проявление обычных, естественных желаний,  потребностей человека только  в увеличенной, гипертрофированной, чрезмерной степени.
        Человеку необходимо кушать, одеваться, размножаться, растить детей, обеспечивать себя и свою семью благами цивилизации, иметь отношения с другими людьми...
       Человек хочет, чтобы его ценили,  уважали, любили, гордились им. Человеку хочется получать удовольствия...
       Человек расстраивается,  если это не получается в достаточной степени...
Если этого мало, то человек переживает и даже совершает поступки, которые рассматриваются как преступления против тех, кто человеку препятствует достичь цели...
       И вот когда что-то делаемое человеком для удовлетворения своих желаний оказывается не в меру, которая принята в данном конкретном обществе,  то деяния  человека   называются "грехом",  человек с точки зрения общества совершает   грех.
       А мера, норма,  чувство меры определяются данным конкретным обществом и вкладываются в человека посредством воспитания,  веры в правильность именно этого,  уровнем его обучения и  знаний.
       Так что  в основе совершения любого греха лежат естественные потребности человека, которые выходят за рамки принятых норм общества. Человек либо этого не знал - невежество, - либо сознательно пошёл на их нарушения из-за своих гипертрофированных  желаний. Невежество и желания  порождают все человеческие пороки. Человек не знает как и что можно или нельзя делать. Или ему очень хочется сделать то, что общество запрещает!
       От невежества и эгоизма  в человеке возникает много чего нехорошего: глупость, пошлость, деформация совести, ненависть, неуважительность к другим людям, заносчивость, высокомерие, презрение, ханжество, зазнайство, чванство, щегольство, авантюризм, демагогия...
        Невежество и неразумный эгоизм приводят человека  к совершению ошибок, преступлений, к разочарованиям, переживаниям, к горю, к болезни и к смерти, тюрьме...
        Так что невежество, которое и порождает гипертрофированный эгоизм, можно считать основным пороком человека!
        Люди, учите своих детей! Хотя...

        "Змей внутри нас?" http://www.proza.ru/2016/12/02/1973
        "Первородный грех. Провакация Бога.  http://proza.ru/2018/11/15/2033


Рецензии