ПУД
Разыскивается мигрирующий из года в год и из личности в личность представитель университетского дискурса – по аббревиатурной кличке ПУД. Он вооружён традиционными знаниями, а потому опасен для любого вида новаций.
Особые приметы:
1. ПУД вырос из ПШИКа (плода школьного интеллектуального консультирования), который, в свою очередь, зародился на территории ДЕСАДа (детского сада).
2. ПУД не особо нервничает, если представитель(ница) противоположного пола опаздывает на свидание. Ждать ему не привыкать. Да что там, он всю жизнь проводит в режиме подспудного ожидания конца урока, лекции, рабочего дня, брака…
3. ПУД немного надменен, ибо уверен – полученное им государственное образование является интеллектуальным потолком. (На самом же деле истинность вузовских знаний не вызывает у него перспективных сомнений по причине символического уподобления преподавателя Отцу, из-за чего любые доводы наставника воспринимаются почти как догматы). ПУД, конечно, знает, что его потолок для кого-то – пол, но это его не пугает, так как совсем необязательно подниматься на верхний этаж, на чердак, на крышу, на небо. ПУД периодически недоумевает, почему его образование не позволяет понять случайно попавшийся на глаза научный (религиозный, философский, художественный) отрывок. Однако ригидный ПУД так умело пользуется игнором, доставшимся ему от самообмана, что недоумение просто не успевает перерасти в осознание причины.
4. ПУД хорошо знает, что, например, такая общеизвестная страна, как Швейцария, славится своими банками, часами, шоколадом, сырами, горами, лыжными курортами, а её столицей является либо Цюрих, либо Женева, либо Лозанна, ну, на худой конец, Базель. А что ещё? Та же ситуация и с Австралией, которая потому так известна, что в хорошем смысле имеет кенгуру. И там ещё есть этот оперный театр… заострённый такой… Столицей Австралии может быть только Сидней. Кстати, вот как раз в Сиднее Олимпиада была… в каком-то году…
5. Как правило, ПУД на обывательском уровне знает один иностранный язык (чаще всего – английский), но этого мало для констатации набатной разницы между кратко-ёмкими подлинниками иностранной литературы и их громоздкими переводами. Либо наоборот.
6. ПУД уверен, что знает о Фрейде достаточно: он основатель психоанализа, изучал сны, либидо и что-то там ещё. ПУДу невдомёк, что труды Фрейда были кардинально пересмотрены основателем уже структурного психоанализа Жаком Лаканом, позиции коего тоже пересмотрены, а также взгляды и самих пересмотревших – вплоть до антифрейдизма. ПУД не знает и не желает знать ни про какой там символический строй и желание Другого как некоего миража, но не в силу мировоззренческого омерзения к материалу, а по причине эрудитарной неготовности его отторгнуть.
7. Между двумя Некрасовыми ПУД выбирает того, который не Всеволод. Если кто-то в беседе ссылается на имажизм, ПУД назидательно поправляет невежду: «Не имажизм, а имажинизм!»
8. Поэтический вкус ПУДа всегда ориентирован на прошлое; нередко – на серебро цветаевских стрел-тире, потому что даже ПУД с ужасом осознаёт – Золотой век хоть и наше, но ещё не всё. ПУД твёрдо убеждён – лучшее уже написано, а качество современного искусства можно оценивать лишь с точки зрения соответствия традиции. Кто больше соответствует, тот и имеет право получить великое звание последователя. Да, художественный вкус ПУДа ориентирован на творчество начала прошлого века, но не на это:
А не то… Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом1.
и не на это:
Трясущимся людям
в квартирное тихо
стоглазое зарево рвётся с пристани.
Крик последний, –
ты хоть
о том, что горю, в столетия выстони!2
и даже не на это:
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь3.
и уж точно не на это:
Дред
Обрядык
Дрададак!!!
аx! зью-зью!
зум
дбр жрл!.. жрт!.. банч! банч!!
фазузузу -
зумб!.. бой!.. бойма!!
вр! драx!..
дыбаx! д!
вз-з-з!..
ц-ц-ц!..
Амс! Мас! Кса!!!4
ПУД вообще считает заумь сумасшествием и ни о каком там расширении возможностей языка слышать не хочет да и не может.
9. ПУД предпочитает стихи так называемого поверхностного типа, то есть те, которые рассказывают либо об узнаваемом, либо о предполагаемом, либо о неизвестном, но посредством ветхой стиховой ткани. Иными словами, ПУДу нужны фокусы, а не чудеса неподвластной поэзии стихий, ибо они вышибают его из седла, согретого грузным задом академизма. ПУД не может смириться с тем, что лучшая реакция читателя на произведение заключена во фразе «а что это такое?».
10. ПУД склонен к редукционизму и часто прибегает к сарказму и шапкозакидательству в ситуациях недоумения, вызванного каким-нибудь новаторством, которое своей грацией тщетно подбивает толстые журналы сесть на диету.
11. ПУД всё время говорит о духовном без Духа, ибо его идеологизированной образованности хватает для скепсиса, но мало для понимания святоотеческого наследия. Под духовностью ПУД подразумевает нравственность, то есть благовидное поведение. Помышления же при этом остаются в епархии его величества Ego.
12. ПУДу вполне под силу основать партию с неизбежным названием «Пудизм». Пудисты совершали бы вылазки в низшие учебные заведения, а также в заведения как таковые ради пропаганды чего угодно, ибо знания ж позволяют. На любых самых строгих выборах (даже на подтасованных) пудисты непременно набирали бы наибольшее число голосов за счёт процветания пудизма и в партиях конкурентов.
13. ПУД чаще всего прячется в авторах текстов, которые его разоблачают.
Если кто-нибудь видел ПУДа в других или в себе, просим сообщить об этом на электронный адрес: yurij.rydkin@yandex.by
Не беспокойтесь, мы не причиним ПУДу вреда; мало того, – усадим за стол, на который взвалим и его ноги. Единственное, что мы запретим ему делать, так это настраивать оптику вашего мировоззрения и художественного вкуса.
__________________________________
1 Ахматова А. А. Отрывок из стихотворения «Приговор» (поэма «Реквием»).
2 Маяковский В. В. Отрывок из поэмы «Облако в штанах».
3 Есенин С. А. Отрывок из поэмы «Чёрный человек».
4 Кручёных А. Е. Отрывок из текста «Боен-Кр».
Свидетельство о публикации №216121201112