Кластеры в творческом секторе экономики

На фоне сырьевой экономики призывы к развитию постиндустриальной инновационной экономики звучат многообещающе. Но когда их начинают расшифровывать, оказывается, что инновационная экономика включает, во-первых, финансовые и бизнес услуги, а во-вторых, научно-технические разработки. Творческие индустрии в этом контексте вообще не упоминаются.
           Но в действительности, творческие индустрии – это третья составляющая инновационной экономики. Во всем мире эти три направления развиваются в комплексе: услуги для бизнеса, научно–технические разработки и творческие индустрии.
Вероятно, настало время исправить эту политическую риторику и ясно сказать, что творческие индустрии являются приоритетом развития России как современной страны, которая может уверенно смотреть в будущее благодаря не только природным, но и творческим ресурсам.
          Структурная модернизация развивается государством с использованием различных инструментов, среди которых особое место занимает кластеризация, результатом которой является появлении в экономике территорий  деловых сетевых структур нового типа  - кластеров.
С 2010 года Министерство экономического развития РФ, в рамках финансирования стимулирования малого бизнеса, на конкурсной основе выделяет субсидии на создание и развитие Центров кластерного развития (ЦКР). ЦКР представляет собой организацию, инициируемую представителями региональных органов исполнительной власти с целью формирования и стимулирования роста кластеров в конкретном регионе.               
Термин «кластер» в настоящее время является одним из наиболее популярных инструментов в развитии экономики территорий. Но практически любой разговор об этом виде интеграции начинается с констатации факта, что общепризнанное определение кластера отсутствует.
В классическом смысле кла;стер (в переводе в английского слова «cluster» — кисть, пучок, гроздь, куст, сгусток, скопление) — объединение нескольких однородных элементов, самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами; сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу; группа компаний, которых объединяет территориальное соседство и общность деятельность. 
В секторах услуг, связанных осуществлением творческой деятельности, получают распространение творческие кластеры. Предпосылкой возникновения творческих кластеров стало соединение понятий «культура» и «индустрия» в результате появления новых технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства — фотография, репродукция, звукозапись и т. д.
С одной стороны, индустрия делала произведение доступным широкому кругу людей, с другой — обращала его в предмет массового потребления и коммерциализации.
Определение творческих индустрий было сформулировано Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».
К творческим индустриям относятся секторы: реклама, архитектура, ремесла, дизайн мебели и одежды, кино и видео, графический дизайн, программные приложения (компьютерные игры), живая музыка и студии звукозаписи, исполнительские искусства и сфера развлечений, теле- и радиовещание, Интернет, визуальные искусства и антиквариат, писательское и издательское дело, (музеи и наследие).
При этом сфера «музеи и наследие» в этом определении заключена в скобки, а театры, концертные залы, центры современного искусства и т. д. вовсе не упомянуты. Творческие индустрии соединяют бизнес-навыки и культурные практики, основой которых является творческая, интеллектуальная составляющая.
Творческий кластер (creative cluster) — понятие,  предложенное  Саймоном Эвансом, куратором программы ЮНЕСКО Creative Cities. В его понимании творческий кластер — это сообщество творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории; скопление мест для творчества и его презентации на одной территории; наиболее эффективная форма территориального взаимодействия творческих индустрий.
Ученый утверждал, что творческие кластеры необходимы не только для работы, но и для жизни, для общения и для генерирования общих идей.
Творческий кластер — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных творчески-ориентированных индивидуумов и организаций: поставщиков ресурсов, инфраструктуры, институтов и других учреждений, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом.
Творческие кластеры можно идентифицировать как группу фирм-участников рынка услуг, объединившихся на основе средне- и долгосрочных контрактов с целью эффективного использова¬ния ресурсов и специфических преимуществ для совместной реализации предпринимательских проектов. Используя преимущественно горизонтальные связи, специализацию и допол¬няя друг друга, они получают возможность для достижения более высоких экономических и социальных результатов.
Творческий кластер дает духовное и экономическое развитие не только участникам объединения, но и окружающему сообществу. Это реализуется благодаря приданию бывшей производственной инфраструктуре нового вида с сохранением ее историко-архитектурной   ценности.
Прозрачность территориальных и финансовых границ позволяет определить творческий кластер как локализованную систему с нечеткими границами
Творческие индустрии сегодня призваны размыть границу между культурой и бизнесом.
Именно кластеризация создает для взаимодействия творчества и коммерции особые условия, предоставляя весьма благоприятные условия развития и одного и второго.
Креативный кластер представляет собой объединение производителей продуктов в творческих индустриях. Возникновение креативного кластера имеет своей целью создание результатов творческого труда, а также их последующую реализацию.
Важно отметить, что при создании творческих продуктов в кластере существует особый этап работы, связанный с тем, что называется индустрией. В процессе реализации творческого мастерства, таланта появляется произведение как итог творчества, которое доступно либо в момент его исполнения, либо предназначено для небольшой аудитории. Однако, творения дизайнеров, художников, музыкантов и многих других носителей креативных идей могут быть коммерчески успешными.
Возможность выхода за рамки творчества ради творчества рождает эффект креативной индустрии, который возникает в результате маркетинговых стратегий, обработки информации с помощью мультимедиа (что приводит к тиражированию), при налаженном взаимодействия с менеджерами, с партнерами, спонсорами и пр.
Производство и потребление результатов творческого труда становятся звеньями одной цепи, и это открывает новые перспективы как для сферы культуры, так и для экономки.
Среди творческих индустрий традиционно выделяют секторы: мода, дизайн, реклама, архитектура, декоративное искусство и ремесла, музеи и культурный туризм, кино- и видеоиндустрия, мультимедиа и компьютерные игры, музыка и звукозапись, исполнительские искусства и сфера развлечений, литература и издательское дело.
Возникновение творческих кластеров  во многом зависит от наличия и особенностей региональных культурных ресурсов. Так, существуют кластеры, которые направлены на поддержку визуального искусства, другие основаны на музейной коммуникации, третьи предполагают акцент на декоративно-прикладных искусствах.
Существуют в мире и такие креативные кластеры, которые имеют мультикультурные характеристики.
Творческие индустрии объединяют предприятия и предпринимателей, «продукция которых несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».
К творческим индустриям относят деятельность в области визуальных и исполнительских искусств, ремесел и дизайна, кино и телевидения, Интернет, компьютерных технологий и медиа; а также галерейный бизнес, моду, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, культурный туризм, индустрию досуга, IT-технологии.
Творческие индустрии соединяют бизнес-навыки, техническое изобретательство и культурные практики, основой которых является творческая, интеллектуально насыщенная деятельность.    
Широта объектов анализа творческого кластера позволяет осуществить их видовую классификацию по признакам:
а) географический, в свою очередь разделяющийся на: межстрановой (интернет, кино и телевидение, компьютерные технологии), региональный (визуальные и исполнительские искусства, монастыри, церкви, спортивные и культурно-развлекательные сооружения), общегородской (издательское дело, архитектура, индустрия досуга), районный (галерейный бизнес), внутригородской (кремли, музеи, киностудии, реклама, дизайн)
б) по видам деятельности: кластеры культурного наследия (Ярославово городище в Новгороде), этнокультурные кластеры (вепсы, культура и традиции), культурно-развлекательный кластер (ярмарки), арт-инкубаторы (Торжок, сохранения традиций золотого шитья, распиши, поделок из камня, дерева, кости).
Понятие «творческий кластер» позволяет по-новому оценить значение того, что состояние объекта определяется не только ее качественными характеристиками, но и её экономического окружения. Такое понимание кластера означает, что у него не внешняя, экзогенная, а внутренняя, то есть эндогенная природа.
Творческие кластеры — крупные или компактные, расположенные в мегаполисах или осваивающие промышленные районы в прошлом индустриальных городов — объединены нацеленностью на изменения в экономике, социуме и раскрытие творческих способностей отдельных людей. Эти задачи не лежат только в плоскости культуры или исключительно в области социальной политики. Креативные индустрии как синтетическое явление, тесно связало свободный творческий поиск художников, экономические рецепты успешного бизнеса и решение социальных задач.
Творческий кластер – не «дом культуры нового типа», который предоставляет площади организациям, ведущим инновационную деятельность. С этой точки зрения кластер создается не территориальным единством или соседством, а экономическим партнерством участников, нередко включающим не только сотрудничество, но и конкуренцию. Общность места – лишь один из факторов, стимулирующих технологическое взаимодействие предприятий творческих индустрий.
Отдельный аспект в определении творческих индустрий составляют «ширина» и «глубина» понятия. Энди Пратт указывал, что «ширина» в определении культурных индустрий важна, когда речь идет об оценке потенциала занятости в креативных индустриях. Важно учитывать (или не учитывать) людей, которые выполняют техническую работу в театрах, кино, на музыкальных площадках, тех, кто занят в изготовлении продуктов, их архивации и тренингах.
Э.Пратт отмечал, что этот подход дает новую институциональную структуру, которая «невидима» в большинстве политик. Британский департамент культуры, медиа и спорта, впрочем, сделал эту структуру «видимой», включив понятие «культурного сектора» во многие недавние документы. А «креативные индустрии» рассматриваются как субсектор в этом более широком секторе.
Используя «широкое» определение, необходимо иметь в виду, что большинство включенных в него типов деятельности имеют слабое отношение к форме и содержанию культурного продукта.
Непосредственное производство DVD-плееров – это принципиально другой тип деятельности, чем производство фильмов или программ. Кроме того, музыкальная индустрия имеет тенденцию объединения с другими индустриями, такими как издательское дело.
Задачей творческих индустрий является создание и реализация творческого продукта: книги, дизайн-проекта, фильма, сувенира и т.д. Иными словами, в результате подобной деятельности происходит коммерциализация идеи, что и приносит определенную прибыль.
Творческие индустрии базируются на способностях людей, которые совместно с менеджерами и технологами создают культурные товары и услуги. 
               
 Список используемых источников:
1. Адамова К.З. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики // Вестник Саратовского государственного технического университета, № 38. 2009.- С. 176.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М: Медиум, 1995.
3. Болтаевский А.А.и др. Социология. М., 2013.
4. Гнедовский М. Творческие индустрии: Политический вывоз для России // 5. Лэндри Ч. Креативный город. — М.: ИД "Классика-ХХI, 2011. - 399 с.
6. Power D. The Nordic ‘Cultural Industries’: a cross-national assessment of the place of the cultural industries in Denmark, Finland, Norway and Sweden // Geografiska Annaler B. – 2003. – Vol. 85B, number 3. – Pp. 167-180.
7. Скляренко С.А., Прядко И.П., Болтаевский А.А., Шаров В.И. Кластерная проблематика как спектр экономической и био-безопасности в области промышленной и агропромышленной сферы региональной экономики // Вопросы безопасности. 2015. № 2. С. 43-63.
8. Макушева О.Н. Творческий кластер как метод межкультурных коммуникаций // Сборнике трудов конференции «Креатив в коммуникациях: теория и практика, М.: Московский государственный институт культуры, -   2014. – С.  76-89.


Рецензии
Интересная публикация по теме, которая, с одной стороны, популярна, но, с другой стороны, овеяна множеством мифов и дезинформации. У вас всё очень даже доступно и по существу изложено.
Однако, как человек родившийся и продолжающий жить в Великом Новгороде, отмечу, что Ярославова городища у нас нет ;))
Есть Ярославово дворище через реку от Кремля и есть Рюриково городище за городом. Это - два разных культурно-исторических места.

Максим Гуреев   31.01.2023 10:52     Заявить о нарушении
Вепсы - это название народности у вас указано?

Максим Гуреев   31.01.2023 10:56   Заявить о нарушении