Франс Халс. Цыганка

 Франс Халс.Цыганка. 1628—1630г.Дерево, масло. 58 ; 52.Лувр.

     Франс Халс -художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Его интересовал не человек, изображенный согласно своему общественному положению в величественно-торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, характерности, со своими чувствами, интеллектом, эмоциями.

                В портретах Халса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии, а в их изображениях он проявил глубину мощного полнокровного дарования.

      В 1630 году появляется и знаменитая «Цыганка» – портрет, необычный для того времени. Он занимает особое место в галерее женских образов, созданных европейскими мастерами семнадцатого столетия. Картина  представляет собой очень характерный для Халса портрет очаровательной, лукаво улыбающейся молодой девушки. Художник запечатлел модель в момент полной эмоциональной открытости, она не заботится о том, что на нее кто-то смотрит.

            Халс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни.

   «Свое восхищение красотой девушки художник передал так глубоко и сильно, что оно захватывает и нас, – пишет Т. Седова. – К сожалению, имя этой быстроглазой плутовки не дошло до нашего времени. По всей видимости, она была одной из жительниц города Харлема, где жил и сам художник…

        Игра мазков, передающая живость световых бликов, и легкость исполнения соседствуют в портрете с предельной точностью обобщения, что придает живописи непринужденность и естественность. Портрет выдержан в характерном для художника серебристом колорите.

 Она не только миловидна, женственна и задорна; в образе девушки, нежное лицо которой светится лукавой улыбкой, угадывается стихийная полнота жизни. В каждом мазке, в мягких коричневато-золотистых, серых, розовых тонах — ощущение легкости, воодушевления.

      Портретисту хотелось подчеркнуть в темноволосой героине вольный дух. Поначалу грудь цыганки была написана скромнее – но потом Хальс сделал у её рубахи более глубокий вырез. Очевидно, знаменитый мастер решил,что его цыганка должна выглядеть дерзкой, слегка циничной – словом, капелька вызова ханжеству не помешает. Эта деталь творческого процесса стала известна искусствоведам благодаря исследованию картины в рентгеновских лучах.

 Живая и подвижная манера художника нашла своих подражателей еще при его жизни, а сегодня она многими рассматривается как далекая предтеча более поздних художественных исканий. Полотно передано в коллекцию Лувра в 1869 году по завещанию доктора Луи Леказа.

 
      

      


Рецензии