2016 г. Записи 122 Новелла Матвеева, Р. М. Рильке

Записи 122 2016 г. Новелла Матвеева, Р.М. Рильке

продолжение

6 сентября 2016 г. Всё напоено Богом в тишине моей комнаты. Молодость, красота и чистота — вот, что мне необходимо.

Думала о природе цинизма в некоторых моих знакомых. Некоторые играются с женщинами, но когда им встречается душа, готовая полюбить, её тотчас предают, не находя в себе ни сочувствия, ни понимания, ни поддержки. Они пугаются, вероятно и боятся ответственности. Плюс нежелание иметь соперницу в области слова.

Не вечно будет мил Поэт, улыбчив и дон-жуанист.

Считала количество уток в парке. Утки голодны, кричат, бросаются к людям за пищей.
По радио сообщили об уходе Новеллы Матвеевой, ей 82 года.

Я виделась раз в жизни с Новеллой Николаевной. Мой друг Боря Талесник был знаком с сестрой Новеллы, он встретился с ней, она написала записку Новелле и мы отправились по делу за город, на Сходню

«Она была в стареньком выцветшем платье. Меня поразила очень бедная обстановка комнаты, в ней не ощущалось никакого уюта, никакого человеческого тепла, царил беспорядок. «У нас, как положено: беспорядок», - сказал Иван Семёнович, вводя нас в комнату.

Новелла мне сразу понравилась. В её лице я видела сходство с моей крёстной мамой Натальей Львовной, лицо у неё выразительное и чуткое. Голос с детскими интонациями. Я пыталась обнаружить игру на её лице, но оно казалось очень естественным.

Нам сразу был предложен чай, нас повели в сад, усадили за стол. Новелла Николаевна хлопотала в доме, Иван Семёнович разговаривал с Борей. Я молчала и думала о своём. Пили чай из самовара, кормили нас мягким круглым белым хлебом, рыбой, конфетами «помадка». Мы пили чай из кружек и стаканов, заварочного чайника не было.

Новелла Николаевна рассказывала о жителях Сходни, говорили о собаках и кошках, две собаки и кошка живут в этой семье. Мне на душе стало очень хорошо. «С Вами хорошо. Не хочется от Вас уходить», - сказала я. Новелла ответила: «Это потому, что Вы нас ещё мало знаете».

Перед чаем она произнесла: «Побыстрей. У нас очень трудный день сегодня». Помня об этом, я сказала, что нам пора уходить, но попросила позволить мне 5 минут поиграть на пианино. Но вместо игры я спела две песни: "Лестницу" на русском и итальянском языках (Scalinatella) и на музыку Петра Старчика «Ангелов», стихи архиепископа Иоанна Сан-Францизского. (князя Дмитрия Шаховского) Пела я с удовольствием, мне было в их доме приятно петь. Новелле Николаевне понравилось моё пение. «У Вас красивый голос», - сказала она.

Как ни странно Новелла Николаевна и Иван Семёнович вызвались нас проводить. Вчетвером пошли мы к станции «Мцыри», часть пути супруги шли с нами. Мы с Новеллой Николаевной шли вместе, а Боря и Иван Семёнович разговаривали о своём. Новелла Николаевна немного рассказала мне о себе, затем речь зашла о вере, об обрядах. Новелла их считает необязательными и посему не выполняет.

«Надо быть человеком, а к Богу обращаться в исключительных случаях, когда особенно тяжело, а в остальное время не надо докучать Ему» - сказала мне Новелла. «У каждого человека свой путь. Надо жить по совести», - ответила я. «Но совесть всегда мучает», - сказала она. «Надо просить прощенья у Бога», - сказала я. Мы тепло простились и пошли своей дорогой».

Написала стихи:

Гермес уводит Эвридику
В обратный путь, в Аид. Зачем
Ты оглянулся скорбным ликом,
Орфей неистовый, не вем?

Прошли века, вы вместе снова.
Змея забыта*, и урок
Цветаева вложила в слово
И Рильке** вторил ей, как мог.

6 сентября 2016 г.

* Эвридика погибла от укуса змеи

** У Р.М. Рильке есть стихи об Орфее и Эвридике, это поэтический шедевр

Гуляла в парке. Писала стихи. Золотой закат, золотые отражения на другом берегу.

Читала о великой душе  - Райнере Мария Рильке. Небесный человек. Его жена была скульптором, у них дочь. 51 год жизни дан был ему. Он умер от рака крови. Переписывался с Мариной Цветаевой и Пастернаком. Потрясающую жизнь он прожил, был очень религиозен.

Его стихи

Нет одиночеству предела...
Оно как дождь: на небе нет пробела,
в нём даль морей вечерних онемела,
безбрежно обступая города, -
и хлынет вниз усталая вода.

И дождь всю ночь. В рассветном запустеньи,
когда продрогшим мостовым тоскливо,
неутолённых тел переплетенье
расторгнется тревожно и брезгливо,
и двое делят скорбно, сиротливо
одну постель и ненависть навеки, -
тогда оно уже не дождь, - разливы... реки...

Перевод М.Рудницкого


Рецензии