С благодарностью

    Мальчишкой я очень любил все связанное с войной,для этого у меня были веские причины-бинокль,правда стекло окуляра была сломана,но разве это помешает мальчишьей фантазии видеть фашиста,игрушечный автомат Ак черного цвета,издающий стучащие звуки,лихая,кавалерийская пластмассовая сабля.Всего этого вполне хватало вести захватническо-оборонительные войны против злейших врагов-соседских ребятишек.
    Увлеченные "войнушкой" раздувая щеки стреляя в "врага"мы с братом бегали по двору дедушки.Участник ВОВ,повидавший и переживший басмачей,раскулачивание,репрессии,мой дедушка с клинообразной бородкой и с суровым взглядом дальнозорких глаз,хромая опирался на палочку.
    И вот когда я разряжал свой пистоновый шестизарядный серебристый револьвер в брата "фашиста",удар дедушкиной палочки пришелся по тому главному месту,которое держит нас на твердой поверхности,когда колени и ноги наши свободно колеблются на весу.
    Увидев мою изумленную,а потом уже обиженную,чумазую мордочку патриота и солдата,дед обнимая меня объяснил мне свою ненависть к оружию,ненависть к войне.........
     Родился дед в обычной семье дехканина(крестьянина),хотя бабка его с дядей были достаточно зажиточными и имели свой конный экипаж,десяток наемных крестьян-поденщиков,сады с урюком и земли под посадки.Рос он в труде,нанявшись к своему дяде работником.На старой кляче запряженной в арбу(повозку)возил он камень для строительства,известь для продажи,сырую нефть на керосиновый заводик братьев Нобелей.
     Но тяжелый труд,суровое отношение и работа ради питания настолько ему осточертели,что он сбежал.Родной его дядя догнал его на своем скакуне и отхлестал плеткой,так как дед мой сорвал поставку очередной партии сырой нефти.
     Все же ему удалось вырваться,когда дядя пришел к его отцу,отец 5ых детей,который еле сводил концы с концами,за шиворот выволок моего деда к своему брату на расправу.Неминуемое избиение плетью состоялось,пришел черед разъяснениям и увещеваниям.Дед с окровавленно-багровой спиной сидел на пыльной земле,согбенный от унижения,вытянув вперед ноги обутые в дырявые ичиги с калошами.
   -Именно эти дырявые ичиги спасли меня от возвращения к бабушке,поденщиком,-рассказывал мой дед,-отец увидев мои прохудившееся калоши,дырявые ичиги,сквозь которых просвечивала пятка,оставил меня дома.
    Пришла революция,всех согнали в колхоз,реквизировали имущество дяди,"красные" подогнали артиллерию и обстреливали ближайщие сопки залпами,гоняя отряды басмачей.Народ разницы в них не видел,и тем и другим нужна была провизия,которую они без зазрения совести отбирали у селян.
    Началась война,брат дедушки служил тогда на границе,в последнем письме он писал,что немцы устраивают провокации,но наши не реагируют.В августе 41го перестали приходить письма.Официальное извещение гласит,что он пропал безвести.
    Очередная мобилизация,вместо моего деда,имевшего к тому времени уже пятерых детей,на фронт ушел его братишка.В последний раз его видели при бомбардировке эшелона с которым тот должен был попасть на фронт.Пропал безвести.
    Пришел черед и моего деда,его часть занималась тыловыми работами по рытью укреплений,отморозил одну ногу,врачи спасли ее,но я всегда вспоминаю его скрюченные,черные пальцы ног с вросшими ногтями.Поступил приказ выдвигаться на передовые позиции.
    -в ту ночь мы глядели на далекие зарницы артиллерийских вспышек,гадали,что нам уготовила судьба,про себя упоминали бога,молились,кто как мог.Вооружение на двоих-троих одна винтовка,сахар кусковой,кипяток в котелке.Ко мне подошел полковник,татарин,как я помню,вот жаль фамилии я запомнить не смог,-вспоминал дед,-подошел ко мне и спрашивает:
-Думцев,а ты откуда родом будешь?
-С Узбекистана!Конево.
-да,брат,а ведь я там бывал и тебя видел.Не припомнишь?Нет?Так я знаю у тебя детишек много?
-Так точно.
-Ну вот что брат я тебе скажу,как земляку,завтра пойдем в бой,и никто не знает уцелеем или нет.Тебе б домой,к детям вернуться,сиротами останутся ведь,как пить дать.
-Не могу,товарищ полковник,как и все,чем я лучше,у других точно также,семья и прочее.....
-Вроде ты ногу отмораживал?Ну-кась пойдем к генералу,может отпустит?!
И пошли мы к генералу,вошли в землянку,я ни жив ни мертв,а полковник докладывает,так-то так-то,боец такой-то отморозил ноги к строевой службе не годен,имеет 5ых детей,вся семья на нем,двое братьев погибли,он и за их семьями присматривает.Отпустил,дали справку о демобилизации,о том,что не годен по здоровью.Долго добирался домой.
  Но перед отбытием меня проводил полковник,дал буханку хлеба и сказал:
-Езжай домой Думцев и помни что я тебе сделал,может как-нибудь посидим у сая,покушаем плов и вспомним.
С тех пор я не видел ни одного из нашей дивизии,наводил справки,в живых не нашел никого,пропала дивизия в мясорубке,а тот татарин полковник меня спас,жаль,что фамилию его не запомнил.По гроб жизни я ему обязан. 


Рецензии