Лето 1971 на Суре

     Лето 1971 года я провел на биостанции. Длительных экспедиций не предполагалось.  Руководство кафедры доверило мне проводить ихтиологические практикумы с биологами младших курсов и студентами географического факультета. В их программе тоже была ихтиологическая часть. Для этого мы со Славой Абрамовым вывозили их на краткосрочные экскурсии по 3-4 дня на станции ниже по течению Суры для контрольных обловов.

     Все остальное время мы находились на базе «Восемь тополей», что на  Сурском берегу напротив деревеньки Чеглы в нескольких километрах от биостанции. Здесь у нас была береговая база - лодки, моторы, снасти, оборудование всякое. Конечно, активно рыбачили. Как для сбора материала, так и по просьбам местного населения. Сами они побаивались рыбнадзора, а рыбка им была нужна на стол по разным серьезным причинам. У кого стройка, у кого свадьба и т.д. А у нас есть разрешение на лов и снасти совсем  не любительские. Вот и наладили мы рыбный бартер на продукты и самогоночку.

    А к концу практики занялись заготовкой и для себя. Но рыбка нужна была для засолки и вяления, а в русле Суры такой в наших уловах было не так много.  Но чуть  выше нашего лагеря  в таловых зарослях обнаружилось  небольшое озерцо. Это было отделившееся после половодья небольшое боковое русло реки.  Понаблюдали мы за ним на зорьках и увидели то, что надо – рыбка, судя по всплескам, там плавилась приличная по размерам и во множестве.

    Только вот незадача. Везде  густо торчали ветки от топляков занесенных туда половодьем, а потому с бреднем не сунешься. И решили мы с другом Славой прокопать слив  в Суру.  Выпустить часть воды в основное русло, а потом почистить озерцо. Нашли перемычку пониже и взялись за работу. Духота, комарье, расстояние до цели несколько десятков метров и канава получалась выше нашего роста. И здесь мы  хорошо прониклись мучениями  рабов-землекопов древнего мира! Было очень похоже. Только с кнутом над нами никто не стоял.

     Наконец, прокопали. А вода пошла как-то неохотно. Плохо соображали, что ее уровень был связан с основным руслом Суры. Но выход нашли. В начале  канавы из озера забили два толстых кола. Поперек укрепили обрезок прочной доски. На нее навесили лодочный мотор. Завели его и винтом погнали воду  в основное русло. Как ни странно, а почти полметра уровня  мы согнали.  Потом залезли туда и почистили дно от коряжника. Ну, а далее начали цедить озерцо маленьким бредешком. Ходили взад-вперед по илистому дну. И чем больше  мутили воду, тем больше был у нас улов. Щучка, окунь, язь, плотва, елец, голавль.

   В общем, в гости к Любиной родне, а моя молодая жена была уже там,  я поехал с двумя  ведрами засоленной рыбки. Мой тесть встретил меня на поселковой автостанции и сразу завел в ближайшую пивнушку. Достал я из ведра пару соленых рыбин,  порезал  и окружающие  употребили дефицитный в тех местах продукт с большим удовольствием, кто под пивко, а кто и под водочку.

  Остаток лета я провел в этом чудесном лесном месте в верховьях Суры. Одно название чего стоит – Сосновоборск.  Рыбалка, грибы, заготовка дров, помощь по хозяйству на свежем воздухе. Потом долгие сорок лет, пока были живы родители жены, я ездил в эти чудесные места. Здесь росли мои дети,  и здесь у меня нашлось много замечательных друзей.

На фото: Вывозим очередную группу на экскурсию и контрольные обловы.
 


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.