Бугурт против Истории

Что такое современные полноконтактные рыцарские турниры? Это воины, большие как носороги и стремительные как барсы. Это блеск средневековых доспехов и яркая палитра геральдических плащей. Это звон металла, грохот щитов и… Всё было бы хорошо, но ни к реальному Средневековью, ни к рыцарству и рыцарским турнирам эти мероприятия не имеют почти никакого отношения. А то отношение, какое имеется - не более чем у американского рестлинга к греко - римской борьбе. На так называемой «Битве Наций» и похожих соревнованиях есть участники в репликах средневековых доспехов с копиями средневекового оружия, есть некое подобие спорта, есть бой до упаду, но рыцарского турнира там нет. И в «Битве Наций» и других полноконтактных единоборствах латников(1) имеет место турнир в современном околоспортивном его понимании, однако не более.
Историкам хорошо известны настоящие рыцарские турниры. И наиболее точные сведения об этих состязаниях дошли до нас из книжных миниатюр XIII – XVI веков. На этих иллюстрациях действительно можно наблюдать множество латников, дубасящих друг друга различным оружием. В описаниях к этим «сражениям» можно даже наткнуться на слово «бугурт»(2). Но если вы ищите там «Битву Наций», то у меня для вас плохие новости. Или хорошие. Решать вам.
Правдоподобный «рыцарский спорт» в нашей стране можно увидеть на «Турнире Святого Георгия» и на состязаниях латников «Panzerkampf» или «Ritterduel», но это лишь приятные исключения из неприятного правила. Итак, разберёмся, почему современные бугурты это не рыцарские турниры. Тут мои оппоненты могут «угадать» что турниры, мол, были верхом. Да, были. И, собственно, настоящий бугурт был свалкой из конницы, а не из пехоты. Но я не намерен упрекать неправильных пеших бойцов в том, что они не устраивают неправильных конных турниров.  Благо, что не устраивают! Но кто сказал, что в пешем строю нельзя напороть косяков?
Начнём по порядку.

1)Правила.
Во - первых, пеший турнир это рыцарский поединок, а не свалка толпы латников. Он имел целью выявить лучшего из участников, а не то чья толпа посильнее. Во – вторых, пеший турнир должен проводиться с применением одного из видов оружия всеми участниками каждой из номинаций. Одноручного оружия со щитами или же двуручного без них. Эти состязания на мечах, булавах, молотах и топорах имели целью показать, кто из бойцов лучше остальных владеет тем или иным видом оружия. А вовсе не для того, чтобы соперники могли похвастаться друг другу своим любимым «фальшионом(3)Мациевского» или швейцарской алебардой. И с их (а также такой – то матери!) помощью закатать своего vis-;-vis в песок ристалища. Побеждать в турнирах должны не самые здоровенные, а те, кто, получив меньшее количество ударов, нанёс большее. Предки придумали это с оглядкой на современный для них реальный бой с реальным оружием. И, мне кажется, им в этом плане было виднее.

2)Оружие.
Выше мы уже касались проблемы неоднородности вооружения «бугуртсменов»(4). Пришло время коснуться классического турнирного оружия и проблем расширения его арсенала. Вооружение для пешего поединка представлено: одноручным мечом, топором, деревянной булавой, двуручным мечом, молотом и топором (т.н. «полэкс»(5)). В комплекте с одноручным оружием имеют место щиты различных размеров, но одинаковые для всех бойцов каждой из номинаций. Весь этот комплекс вооружений был характерен для рыцарей Позднего Средневековья. Соответственно, если в турнире (средневековом по духу, но всё таки современном) принимают участие воины в русском, византийском, степном, ближневосточном и иных комплектах доспехов, то и наступательное вооружение этих бойцов должно соответствовать по стилю оборонительному. Стоит признать, что современному (в частности, российскому зрителю) интереснее смотреть на противоборство «богатыря» и «тевтона», чем на бой «зелёного рыцаря» и «красным». Однако из этого отнюдь не исходит, что новгородский дружинник может бить фальшионом ливонского рыцаря с саблей и наоборот. Оружие, щиты и доспехи должны друг другу соответствовать. Причём, не обязательно это будет мешать разбивке бойцов по номинациям. Под номинацией «Щит\Меч» можно понимать как бой на обоюдоострых европейских мечах с треугольными щитами, так и состязание с применением миндалевидных и круглых щитов с саблями и, если угодно, фальшионами. Главное, чтобы габариты щитов и клинкового оружия были у всех бойцов одинаковыми. Полэксам можно противопоставить бердыши, большим мечам – двуручные сабли и боевые косы на укороченной рукояти. А что же касается боевых молотов, то их даже отбитые «бугуртсмены» сейчас не применяют. Итак, оружие должно быть разбито на номинации и соответствовать остальному комплексу вооружения. И так как турнир рыцарский, это должно быть оружие феодальной знати. Никаких «рабоче – крестьянских» глеф, алебард, годэнтагов, эрзац и гранд -  фальшионов (если речь не идёт о фламандских рыцарях) из «Романа об Александре». Пусть «тупая пИхота» месит друг друга между курятником и коровником. У нас рыцарский турнир или что?

3)Доспехи.
На мой взгляд, один из самых больных вопросов. Больше проблем только с «содержимым» этих доспехов, но обо всё по порядку. «Бугуртсмены» современности сочинили понятие «бугурт – оптимизация». Это когда исторически грамотный элемент снаряжения или переделывается для полноконтактных свалок или изначально создаётся для них со слабой оглядкой на историческое соответствие. Основная цель этих вандалов или «носовских – фоменко» доспешного дела – максимальная безопасность. Здравая по своим задачам идея берёт начало от средневековых турнирных доспехов. Но средства, к которым прибегают её сторонники не могут не опечалить любителей и профи военной истории. Дело в том, что первым специальным турнирным элементом доспехов принято считать шлем «жабья голова» - высшую форму развития т.н. «большого шлема», который в России почти всегда называют «топфхельмом». В своё время «большой шлем» уступил место в боевых доспехах шлемам с забралом и перешёл в категорию «спортивного инвентаря» Средневековья. Вслед за этим появилось турнирное решётчатое забрало на шлеме «армэ» и элементы усиления боевых доспехов, доводившие их до уровня «турнир – оптимального». Но нет такой хорошей идеи, которую нельзя было обернуть в фарс. Нашим «бугуртсменам» нужно было сначала опустить идею рыцарских турниров до уровня фанатских потасовок, а после вкусить последствия своего ультра-насилия. Понеся потери в зубах, костях, а иногда в глазах и позвонках, «бугурт - сообщество» принялось клепать «марсианскую» защиту и превращаться из рыцарских орденов, дружин и орд в толпы с головы до ног закованных «бронемишек». И я понимаю, когда речь идёт только о скрытой защите, не портящей внешнего вида участников шоу. Но «марсианские» латы, сберегая слёзы жен и матерей «бугуртсменов» заставляют рыдать всех любителей и профессионалов военной истории. Презираемые «рыцарями полного контакта» т.н. «дивнюки» (6) – толкинисты с эльфийскими катанами и в сведённых кольчугах нервно курят свой «Старый Бобби» по сравнению с «бронемишками» в бацинетах с «волчьими рёбрами» и в готических латных перчатках под монгольский доспех. «Дивнюки» хотя бы пытаются соответствовать своей, пускай и вымышленной, истории. Для «бугуртсменов» история, настоящая, наша – это всего лишь один из школьных предметов, который они прогуливали, мотаясь на «дерби»(7). Впрочем, об этом подробнее ниже. Вопрос в том, зачем было создавать настолько жестокие правила, чтобы жертвовать ради них практически всей исторической реконструкцией в «бугурт - движении»? Затем, что это «мохач» в доспехах. Жестокая драка, за которую не закроют «менты» и из которой можно выйти (если повезёт) без синяков и переломов. Это фанатское «дерби» и русская драка «слободка на слободку». И всё бы хорошо, но при чём здесь рыцарские турниры и Средневековье? Неужели нельзя было санкционированно драться в современном защитном снаряжении для спортивных единоборств? Ответ прост: почти все нынешние «бугуртсмены» начинали в рядах толкинистов и реконструкторов. Но не дай вам бог напомнить «полноконтактнику» о его «эльфийском» прошлом!

4)То, что в доспехах.
Есть много видов «отбитых» людей. Ребят и девчат всех возрастов, для которых движение стало важнее всей остальной жизни. Вышеупомянутых «дивных», считающих себя эльфами или гномами, «тамплиеров», реально принявших католичество и реконструкторов Р.К.К.А., вступивших в Компартию. Низкий поклон всем этим людям (эльфам и гномам)! Они сделали для своих движений больше чем кто – либо. Именно они создавали и создают движняк в Средиземье, Святой Земле и на Курской Дуге. Пусть даже эти локации в «реале» находятся в лесо – парковых зонах, между серых «хрущёвок». Они превратили свои «маленькие» жизни в одно большое шоу для всех, кому это интересно.
Но «бугуртсмены» совсем не такие. Да, они могут отдавать уйму сил и времени  тренировкам. Честно биться и заслуженно добиваться побед. Но это «всего лишь» спорт. И, как и всякий вид спорта, бугурт является культурным феноменом, а то и всей жизнью только для самих спортсменов и их фанатов. Современный бугурт имеет такое же отношение к Средневековью и рыцарским турнирам, как современные бои ММА к боям гладиаторов в Риме. Благо, «ММА – шники» не рядятся в латы из бронзы и не бьются с трезубцем и сетью. Стоит ли говорить что среднестатистический «бугуртсмен» хотя бы пытается играть в русского дружинника или рыцаря? Скорее, стоит сказать об обратном. Идейная основа «бугурт – сообщества» укладывается в концепцию под названием «Тупая пИхота». Этакий постмодернистский взгляд на Средневековье, в котором «реальные пацаны» из «пИхоты» толпою громят зазнавшихся рыцарей – индивидуалистов. В представлении «бугуртсменов», средневековый солдат это почти пролетарий, сменивший АК – 47 на алебарду с целью уничтожения своего «классового врага» - «рыцарюгу». Забывая (или банально не зная) о том, что пехотой того времени руководили такие же рыцари. Сложные феодально – сословные отношения тех далёких веков видятся из - под «бугурт – оптимального» шлема такими же простыми, как и содержание этого шлема. Ничто в нашем подлунном мире не может и не должно быть сложнее «тёрочек» между «пацанчиками» на «райончике». Гогенцоллерны и кантоны(8) Швейцарии «рамсят» так же, как две фанатских «фирмы». История превращается в байку, события – в анекдот. Иначе «пацаны» не поймут! И я не напрасно упомянул здесь разборки фанатов. Целые поколения «бугуртсменов» выросли и ещё вырастут из фанатской среды. Потому что драться за родную команду по "футбичу" и рубить алебардой за цвета своего кантона – почти одно и то же. Но если за первое могут «пришить хулиганку», то за второе назовут воЕном и похвалят. Кстати, не многие «бугуртсмены» знают что такое «кантон». Так что лучше при них это слово не употреблять – может начаться бугурт!
Нельзя не упомянуть и про травмаопасность этой разновидности Б.Д.С.М.-а. «Бугуртсмены» калечатся чаще, чем автогонщики. Мы привыкли иронизировать над курящими и сильно пьющими мамашами, собирающими деньги на лечение для своих чад. Но нам почему  – то не хватает хладнокровия взглянуть с такой же иронией на травмированных «полноконтактников», просящих о помощи. От несчастного случая никто не застрахован, но зачем целенаправленно искать для себя этот «случай»? В общем, когда это закончится и что для этого нужно, предполагать  не только сложно, но и страшно.

Подводя итоги, хочется заметить, что мы имеем лишь то, чего достойны. Наш шоу – бизнес скорее поднимет на щит тупой и брутальный современный бугурт, чем красивые рыцарские турниры и грамотную реконструкцию. А на современном бугурте или в полноконтактном бою победит скорее самый отбитый, чем самый искусный. Мы достойны того, что имеем. Русские (здесь я имею в виду и украинцев и белорусов) сделали ставку на этот «вид спорта» и побеждают нём весь мир. И будут побеждать, потому что наш нормальный массовый спорт, извините, в полнейшей жопе. И «полноконтактники» откровенно стебутся над спортом в РФ, выступая за Россию не в цветах современного триколора, а в чёрно – жёлто – белых «имперских» плащах.
В общем – то хорошо, если вместо наркотиков и алкоголя молодёжь выберет бугурт. Но ещё лучше, если что – то другое.

Глоссарий:
1)Латник - воин в доспехах из крупных металлических пластин — латах. В отношении западноевропейских средневековых армий обычное наименование воинов тяжелой конницы, вооруженной копьями и носящих доспехи. В это понятие включаются рыцари, оруженосцы, жандармы и конные сержанты.
2)Бугурт -  разновидность рыцарского турнира, в ходе которого две группы конных рыцарей, вооружённых затупленным оружием сражались друг против друга.
3) Фальшион - западноевропейское клинковое оружие с расширяющимся к концу коротким клинком с односторонней заточкой.
4)«Бугуртсмен» - постоянный участник современных бугуртов. Этот термин иногда используется в значении «отморозок», «беспредельщик», тупой рубака.
5)Полэкс - европейское древковое оружие XV—XVI веков для пешего боя. Был одним из самых популярных видов оружия для пеших  сражений в реальных боях и на турнирах. Полэкс существовал в разных формах: иногда с тяжелыми, как у алебарды, лезвиями топоров, а иногда с головками в виде молотов, часто имеющих позади изогнутый шип.
6) «Дивный» - сленговое выражение русскоязычных ролевиков, используемое как ругательство и применяемое к «заигравшимся» людям, слишком сильно ушедшим в эскапизм.
7)Дерби – в жаргоне футбольных фанатов, драка между «фирмами» (т. е. фанатскими бандами).
8)Кантоны - крупнейшие государственно-территориальные единицы Швейцарской Конфедерации (как современной, так и средневековой).


Рецензии