Три встречи. Люди и события

     Каждый человек, живший на нашей земле, заслуживает того, чтобы о нём кто-то, что нибудь, рассказал. Пусть это будет что-то хорошее, или что-то плохое - не так важно. Важно другое – это то, что от его жизни на земле остался какой-то след, по которому люди будут судить о пребывании этого человека на земле и о том, что он сделал. В этом небольшом рассказе я хочу рассказать о трёх встречах с одним самым обыкновенным человеком, жившем в Ростове-на-Дону в середине ХХ века. Звали его Александром Фёдоровичем, а фамилия у него была самая обыкновенная, русская, Самоваров. Был он среднего роста, сухощавый, с копной жёстких седеющих волос на голове, с вытянутым лицом и слегка впалыми щеками.
     Первая встреча у меня произошла с ним, когда я приехал в город Ростов-на-Дону на работу после окончания высшего учебного заведения. Александр Фёдорович занимал тогда должность инспектора отдела кадров Проектного института, в котором мне предстояло работать. Его небольшой кабинет располагался на первом этаже, сразу же за проходной трёхэтажного здания института. Меня он встретил просто и приветливо. Одет он был в полувоенную форму, модную по тем временам: офицерский китель и брюки галифе, заправленные в хромовые, начищенные до блеска, сапоги. На его груди были прикреплены орденские планки ордена Красной Звезды и нескольких медалей. Он внимательно изучил мои документы, и потом предложил на выбор несколько мест в разных отделах института. После того, как я определился с должностью инженера в одном из отделов института, у нас с Александром Фёдоровичем состоялась интересная доверительная беседа о профиле института, о его коллективе и о моей предстоящей работе. На меня тогда Александр Фёдорович произвёл хорошее впечатление делового, культурного и грамотного человека. Я начал работать, и с Александром Фёдоровичем мы иногда мимоходом встречались в коридорах здания института, а также на различных собраниях коллектива сотрудников и на общественных мероприятиях в институте.
     Вторая обстоятельная встреча с Александром Фёдоровичем у меня произошла через несколько лет работы в институте. На майские праздники после демонстрации трудящихся на Театральной площади, я возвращался домой. На перекрёстке улицы Энгельса и проспекта Кировского я случайно встретил Александра Фёдоровича. Был он слегка навеселе, одет нарядно, и при всех своих наградах. Мы поздравили друг друга с праздником, и он предложил мне зайти в ближайшее кафе, чтобы выпить там по 100 граммов водки в честь праздника. Признаюсь, что я был не любителем выпивать в кафе и других «злачных» местах, и поэтому пригласил Александра Фёдоровича в гости к себе домой. Он с удовольствием принял моё приглашение. Моя жена Маргарита работала в нашем институте, и тоже хорошо знала Александра Фёдоровича. Я тогда занимал с семьёй одну комнату в двухкомнатной квартире. Мы расположились с ним за праздничным столом, выпили по рюмке водки за Победу, закусили, и доверительно разговорились. Оказалось, что Александр Фёдорович любил не только выпить,но ещё был и очень интересным собеседником. Вот тогда-то он и рассказал мне много интересного о своей жизни. Родился он  в небольшой деревне Смоленской области. После окончания средней школы и техникума, стал работать инструктором в райкоме комсомола, а потом и заведующим организационным отделом того же райкома. Вступил в партию. Когда началась война и фашисты подошли к Смоленску, он был оставлен на подпольной работе в своём районе. Однако в подполье долго работать не пришлось, и он ушёл в партизанский отряд. Почти два года сражался он в большом партизанском отряде, который громил фашистов на смоленской земле, не давал им ни передышки, ни покоя. Был ранен, и много раз находился на волосок от смерти. Предатели выдали немцам его родителей. Отец и мать были расстреляны, а родительский двор сожжён. Когда советская армия освободила Смоленщину, Александр Федорович ушёл воевать вместе с ней, и закончил войну в Берлине. Вернулся он в родные края, и стал работать инструктором в райкоме КПСС. В начале пятидесятых годов, отдыхая в одном из домов отдыха в Крыму, он познакомился с отдыхающей там женщиной из Ростова-на-Дону. Они полюбили друг друга и поженились. Александр Фёдорович переехал на постоянное место жительства к жене в Ростов-на-Дону. С тех пор он и работает инструктором отдела кадров института. Его жена работает в обкоме профсоюзов. У них родилась дочка. С тех пор у нас с Александром Фёдоровичем наладились хорошие товарищеские отношения. Он продолжал работать в институте, но стал, по неизвестным причинам, часто выпивать, появляясь на работе в нетрезвом состоянии.
     В третий раз я встретился с Александром Фёдоровичем в шестидесятые годы, когда вернулся из длительной заграничной командировки в Республику Куба. К этому времени он в институте уже не работал. Сотрудники института рассказывали, что Александр Фёдорович стал очень сильно выпивать, и его вынуждены были, уволить. Однажды гуляя как-то с маленькой дочкой по городскому парку им. Максима Горького, я обратил внимание на странного человека, сидевшего на скамейке на одной из аллей парка. Был май, и погода стояла жаркая. Однако этот человек был одет в старый грязный кашемировый плащ, а на голове его неуклюже сидела помятая фетровая шляпа. Я подошёл поближе к нему и присмотрелся. Каково же было моё удивления, когда я в этом человеке узнал Александра Фёдоровича! Он был, выпивши, и находился в лёгкой дрёме. Я окликнул его,и поздоровался с ним. Он поднял на меня свои выцветшие глаза, посмотрел беглым взглядом и отодвинулся на край скамейки, как бы давая этим понять, что он никому здесь не мешает. Я сел с ним рядом на скамейку и заговорил, как со старым знакомым. Он внимательно посмотрел на меня. Что-то далёкое и живое мелькнуло в его взгляде. Он узнал меня. Лицо его, распухшее и давно небритое, слегка вздрогнуло. Он опустил глаза, и мне показалось, что ему стало стыдно и неловко. Пока дочка с другими детьми играла на детской площадке, я смог поговорить с Александром Фёдоровичем о его теперешней жизни. Сейчас он был неразговорчив, и мне пришлось почти каждое слово вытягивать из него с большим трудом. В беседе я  выяснил, что он превратился в неисправимого пьяницу, с семьёй расстался, постоянного места жительства не имеет, перебивается, как придётся. Я попытался поговорить с ним серьёзно, но из моей затеи ничего не вышло. Весь наш разговор свёлся, в конце концов, к тому, что он попросил меня одолжить ему денег. Я достал из кармана все деньги, которые имелись у  меня, и отдал их ему. Александр Фёдорович обрадовался, как ребёнок, вскочил и стал прятать деньги в карман плаща. Плащ его распахнулся, и он предстал передо мной почти в нагом виде: на нём была только майка, трусы и старые туфли, одетые на босые ноги. Он стал меня благодарить, обещал деньги обязательно вернуть. Потом внезапно заторопился, быстро попрощался со мной, застегнул плащ, и засеменил к ближайшему магазину. Я стоял и смотрел ему в след, думая, что может сделать с человеком пристрастие к алкоголю. Был человек – здоровый, умный, образованный, заслуженный и с положением. Всё растерял и превратился в горького пьяницу, в нищего и попрошайку. Ни жена, ни дочка, ни друзья, ни товарищи не смогли ничего с ним сделать, ничем помочь. Жена с дочкой, в конце концов, расстались с ним. И он стал таким, каким я его встретил.
     Позже я много раз гулял с дочкой в городском парке им. Максима Горького. Но больше я , как бы, ни старался, Александра Фёдоровича там не встретил. Что с ним стряслось дальше? Куда он девался? Я так и не узнал. И спросить было не у кого.


Рецензии