Царство Божие важнее...

                Царство Божие важнее, чем Америка или Россия
... Она совсем не была похожа на типичных американских броских актрис вроде Клаудии Шиффер или Шерон Стоун. И если бы мне не сказали, что эта молодая, русоволосая, скромно одетая женщина со спокойным ясноглазым лицом, лишенным косметики, - иностранка, я приняла бы ее за нашу обычную прихожанку. Здесь, в иркутском Михаило-Архангельском храме, мы с нею и познакомились.
Итак, жительница Чикаго Элизабет ГАССИН по американской программе обмена учеными преподавала в Иркутском университете психологию. Жила на квартире, посещала как верующая православные храмы, ходила в музеи, знакомилась с людьми. И вот она, хорошо говорящая по-русски, отвечает на вопросы редактора православной газеты «Верую!» Людмилы Листовой.
- Элизабет, расскажите, пожалуйста, для начала о себе.
- Я родилась в Чикаго, но выросла в Калифорнии. Трудности жизни с раннего детства - мама умерла, когда мне было три года - уже в 10-11 лет привели меня к вере. И в общем-то довольно долго я была, как у нас говорится, счастливой протестанткой.
В 80-х годах начала интересоваться Россией. Читала Достоевского (это мой любимый русский писатель), занималась проблемой нравственного воспитания в СССР. У вас, на мой взгляд, была очень неплохая система такого воспитания. Широкое, всестороннее образование, народные традиции... В 1992 году я начала изучать ваш язык. Мне захотелось познать христианский дух России, изучить Православие. Стала ходить в Троицкий православный собор, что в Чикаго, читать книги. И вот однажды в 1996 году, в один прекрасный день, я вдруг осознала, что стану православной. Через год по приглашению Московского педагогического психологического института побывала в России. Здесь с удовольствием посещала церковь имени Святителя Тихона в Клину. Познакомилась с настоятелем отцом Анатолием. В этом небольшом храме очень сердечная обстановка, и по своему духу тамошний приход напоминает ваш Михаило-Архангельский. В летний отпуск я попросила у отца Анатолия добровольной работы, он направил меня в детский православный лагерь. Научилась чистить картошку ножом (у нас это делается иначе), помогала на кухне, общалась с детьми. Так я все дальше уходила от протестантизма и наконец решила, что мне нужно по-настоящему перейти в православную веру. Вернувшись домой, обратилась к владыке Иову, епископу Чикагскому и Среднего Запада. Потом несколько месяцев была "оглашенной", то есть готовилась - читала литературу, общалась с православными священниками и прихожанами. И вот на праздник Вознесения через миропомазание перешла в Православную веру.
- А где вы работаете в Чикаго?
- По вашей структуре должностей я доцент, работаю в маленьком частном протестантском университете, преподаю психологию.
- Пока вы не побывали в России, у вас составилось о ней какое-то впечатление, а потом увидели нашу страну воочию. Чем отличается взгляд извне и изнутри?
- Я ожидала найти здесь богатую духовность и нашла ее. Но не ожидала мелких трудностей жизни: то не было воды, летом у вас холодно. Многое удивляло, светло даже в час ночи - я была в Санкт-Петербурге в пору белых ночей. Не ожидала и такого горячего гостеприимства. В Америке есть стереотип: бедные русские. А я увидела, что ваши люди очень щедры, искренни, встречают от души, угощают, преподносят подарки.
- Как в США относятся в Православной Церкви?
- У нас многие мало или вообще ничего о ней не знают. Когда я была протестанткой, все было ясно, а теперь мне приходится все объяснять. Часто путают православие с католичеством.
- Демократия, на мой взгляд, противоречит любой религии, так как предполагает если не абсолютную свободу личности, то большую ее независимость. Верующий же подчинен определенным правилам и  верен своему Богу. Но у нас в России, как ни парадоксально, именно перестройка на демократический лад дала послабление религии. У вас в Штатах демократия помогает или мешает вере?
- И да, и нет. Помогает, когда человек может свободно сделать выбор. С другой стороны, у нас ярко выраженное отделение церкви от государства, и это способствует тому, чтобы люди были неверующими. Иногда разделение так строго, что государство не только не способствует религии, но и борется против нее. У нас были, например, споры, можно ли платить стипендию студентам, обучающимся в частных религиозных учебных заведениях. Некоторые считали это формальной помощью религии. И все же конгресс в конце концов принял положительное решение. Впрочем, каждый штат имеет определенную независимость относительно государства, и в разных штатах проблемы могут решаться по-разному. Если же законы двух штатов противоречат друг другу, можно обратиться в Вашингтон, и там решат, кто прав.
- Элизабет, в Америке много верующих?
- Около 90 процентов населения имеют какую-то религиозную ориентацию.
- Преимущественно?
- Наверное, протестанты, каковыми были первые европейские колонизаторы. И много католиков.
- У вас прямо так и говорят: колонизаторы?
- Это слово не имеет явно негативного оттенка, как в русском языке.
- Безлюбье или оскудение любви, о котором предупреждал нас Христос, в России обрело, например, совершенно конкретную форму множества неполных семей, дети растут сиротами при живых родителях. У вас есть такое понятие: мать-одиночка?
- Увы, и у нас так называемая "холостая мать" - очень распространенное явление.
- И государство как-то помогает ей?
- Да, она получает пособие, на которое можно жить очень скромно. Впрочем, в школах бесплатно кормят всех бедных детей.
- Теперь я хочу задать вам вопрос как специалисту по психологии. Несколько лет назад прорвавшийся наконец-то на наши книжные полки Зигмунд Фрейд вызвал большой интерес и споры среди российской интеллигенции. Сейчас, уже с точки зрения православного человека, многие его рассуждения представляются мне настоящим ядом для души. А как вы к нему относитесь?
- По моему личному мнению, Фрейд иногда был прав. Он говорил о важности ранних отношений между ребенком и матерью, накладывающих отпечаток на всю жизнь. Иногда мы сознательно защищаем себя, скажем, к моей жизни это подходит. В чем-то, думаю, он и неправ. Зачастую он работал с больными людьми.
- ... А выводы делал для здоровых?
- Да-да. Что касается общего мнения, в Америке есть сторонники Фрейда, большинство же психологов считает, что иногда он писал мудро, но многие из его идей просто не подходят к современному миру.
- В вашей жизни случались какие-то чудесные события, которые вы связываете с Божьим промыслом?
- Самое большое чудо, что после всех страданий, которые мне пришлось вынести, я более или менее нормальный человек.
- Тотальная компьютеризация жизни, электронные игрушки типа "томагочи», виртуальная реальность... Некоторые верующие считают компьютер вместилищем сатаны.
- Я понимаю, о чем вы говорите. Компьютер обезличивает, это очень опасное средство, но ведь и сам Господь, если так можно выразиться, работает в опасной области. Виртуальная реальность -  бесспорно страшно, теперь уже можно таким способом ставить свечи на Афоне, присутствовать на богослужении, не выходя из дома. Но вот именно с помощью компьютера я сама пришла к Православию. Через интернет познакомилась с девушкой, ушедшей от протестантов в Православие, она и помогла мне сделать счастливый выбор.
- Как вы думаете, в чем смысл жизни?
- Он заключается в заповедях Христа: любить Бога и ближних.
- Ваше представление о счастье?
- Спокойствие, любовь и мир в душе. Искреннее общение с Богом, православными братьями и сестрами.
- Порнография, фильмы-боевики, жевательная резинка - все это, пришедшее к нам в большей степени от вас, процветает и в Америке?
- Да, к сожалению. Но у нас есть очень мощное движение против насилия во всем обществе и, в частности, среди верующих - против сексуальной разнузданности.
- Лиза, представление о менталитете другого народа часто складывается из каких-то неуловимых нюансов, мелких деталей. Я видела множество американских фильмов, и, кроме прочих черточек, меня в них всегда поражает одна. Скажем, герою оторвало руку, он истекает кровью, а героиня склоняется к нему и спрашивает: "уои о'кеу?" ("Ты в порядке?" или "Тебе хорошо" - англ. - Л.Л.). Причем, это "уои о'кеу?" говорится часто и по совершенно различным по важности поводам: пролил ли кто-то кофе на брюки или хоронит любимого человека. И я всегда чувствую: здесь какая-то тайна менталитета, тайна отношений, которая русскому непонятна.
- Вопрос для меня интересный и совершенно неожиданный. То, что вы говорите, правда, но я никогда не задумывалась об этом. Сейчас я попытаюсь взглянуть вашими глазами. Дело здесь, наверное, вот в чем. У нас в обществе очень развит культ независимости. Каждый человек - как остров со своим флагом. И вот это наше "уои о'кеу" словно испрашивает разрешения переступить границу и уж тогда что-то предпринимать: спасать, помогать или извиняться.
- Помню, в доперестроечные времена у нас, если показывали Америку, то больше куклуксклановцев, суд Линча, гангстеров. И когда герои вдруг отчаянно восклицали: "Что же делать?!", в зрительном зале отзывались: "В СССР бежать!.." Теперь иной раз  впору бежать нам. И все же мы остаемся на своей земле, в своем многострадальном Отечестве, потому что это наша Родина. У нас и пословица есть: "Где родился, там и пригодился". А с чем у вас ассоциируется понятие "Родина"?
- С Россией.
- Не поняла...
- С Россией. Наверное, потому что она - оплот Православия, а я стремлюсь к нему всей душой. Так бы и не уходила из храма... Возможно, когда-нибудь стану монахиней. И у вас, русских, я чувствую особую привязанность к земле, родному дому. В Штатах не так, там люди больше перемещаются, путешествуют, и их любовь скорее рациональна - любят Америку, потому что она безопасна. Если же говорить о моих ассоциациях, связанных с США, вспоминается Вашингтон, какие-то здания, Белый дом... Я в общем-то не патриот Америки, у нас много проблем. Да и Царство Божие гораздо важнее, чем Америка или Россия.
                Беседу вела Людмила ЛИСТОВА    




 


Рецензии
Спасибо, уважаемая Людмила, вы опубликовали интересную беседу, которая заставляет задуматься. На моё понимание, русский человек - это не только принадлежность физической нации, а в большей степени состояние духовности в человеке. То есть по сути человек любой другой национальности своим приятием русского языка, русской культуры, становится духовно Русским человеком, для которого в мире появляется две Родины, малая Родина - место рождения, и большая Родина - Россия, как именно свой духовный выбор русской культуры и русского мироотношения мироотношения.
С уважением к вам и улыбкой :) , как букетиком цветов, ишо тот ... ветер в голове.
Кстати, на наше такое понимание этого мира во многом имеют своё влияние смыслы букв нашего имени (имя - (и)- живое (м)- удовольствие (я)- Моё), и пусть это смысловое раскрытие вашего имени станет ещё одной моей улыбкой к вам,
Людмила - (л)- Жизнь (ю)- обнажением Жара (д)- фиксацией (м)- удовольствия (и)- живой (л)- жизни (а)- мироутверждением миропонимания мироГармонии.

Анатолий Боков   12.12.2016 13:57     Заявить о нарушении