Лакеев Иван Алексеевич
В РККА с 24 июня 1931 года.
С июня по декабрь 1931 года учился в Ленинградской военно-теоретической школе, а с января следующего года по июль 1933 года был слушателем военной школы летчиков в Энгельсе.
Служил в качестве старшего летчика в 107-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
В марте 1936 года присвоено звание лейтенанта.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с ноября 1936 года по 13 августа 1937 года в качестве пилота, командира 1-й эскадрильи истребителей И-16.
В одном из боев был ранен в ногу ниже колена, но сумел довести самолет до своего аэродрома и совершить посадку. Через две недели снова стал летать.
Всего в Испании совершил 312 боевых вылетов, участвовал в 50 воздушных боях, сбил 32 самолета (12 лично и 20 в группе). По другим данным сбил 4 самолета (2 лично и 2 в составе группы).
После возвращения из Испании продолжал служить в авиации.
3 ноября 1937 года присвоено звание майора.
В декабре 1937 года был назначен командиром эскадрильи.
С мая 1938 года по январь 1939 года командовал 16-м истребительным авиационным полком в Московском военном округе.
В 1939 году присвоено звание полковника.
С 1939 года занимал должность инспектора ВВС Красной Армии.
Летом 1939 года, во время боев в районе реки Халхин-Гол воевал в составе 70-го истребительного авиационного полка, был заместителем командира истребительной авиации 1-й армейской группы.
«…Вечером в наш лагерь приехал с командного наблюдательного пункта полковник Иван Алексеевич Лакеев. Тяжелая миссия досталась ему в Монголии. Как только начались крупные воздушные бои, представителю авиации пришлось выехать на Хамар-Дабу, где находился КП наземных войск. Вряд ли кто из нас сам изъявил бы желание быть под боком у такого строгого командующего, как Жуков. Чего только стоило выдерживать вопросы многих наземных начальников рангом ниже Жукова: «Где наши самолеты, почему их нет в воздухе?»
А тем временем в небе вели бои десятки самолетов, но их надо было уметь видеть. Правда, у Лакеева самолет стоял тут же, поблизости от КП, и он частенько ухитрялся в трудные моменты взлетать и принимать участие в воздушном бою. Однако главной его заботой была координация действий авиационных групп в воздухе. При отсутствии радиостанций наведения выполнять эту задачу было чрезвычайно трудно…».
(Из книги Б. А. Смирнова «Небо моей молодости»)
Участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии в сентябре 1939 года.
29 ноября 1939 года присвоено звание комбрига.
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
11 апреля 1940 года присвоено звание комдива.
4 июня 1940 года ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
Некоторое время был главным инспектором истребительной авиации, но в апреле 1941 года необоснованно был понижен в должности и назначен заместителем командира 14-й смешанной авиационной дивизии.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года.
В должности заместителя командира 14-й смешанной авиационной дивизии воевал под Волховом и Тихвином, сражался под Ростовом-на-Дону.
С января 1942 года по март 1943 года командовал 524-м истребительным авиационным полком, летал на И-16 и ЛаГГ-3.
С апреля 1943 года до конца войны был командиром 235-й истребительной авиационной дивизии (в августе 1944 года была переименована в 15-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию). Участвовал в Сталинградской битве, в боях за Кавказ.
Воевал на Воронежском фронте, участвовал в Курской битве.
Воевал на 1-м Украинском фронте, принимал участие в освобождении Киева.
К концу декабря 1943 года, на истребителе Ла-5 произвел 12 боевых вылетов.
К концу мая 1944 года совершил 51 боевой вылет, сбил 1 самолет
Освобождал Львов, принимал участие в боях над Польшей, Венгрией, Германией и Чехословакией.
С мая 1944 года по конец января 1945 года на Ла-5 и Ла-7 произвел ещё 11 боевых вылетов.
Летчики его дивизии уничтожили 910 немецких самолетов.
После окончания войны продолжал службу в ВВС.
С октября 1947 года проходил обучение на КУНС при Военно-воздушной академии, по окончании которых в 1948 году был назначен на должность командира 13-й гвардейской истребительной авиационной дивизии.
Окончил Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова в ноябре 1952 года.
С ноября 1952 года по июнь 1955 года был заместителем (помощником) командующего 22-й воздушной армии.
19 июля 1955 года в звании генерал-майора вышел в запасе.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 15 августа 1990 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Список известных воздушных побед И. А. Лакеева:
17.11.1936 1/2 Хе-51 Мадрид в паре с другим летчиком
18.02.1937 1 Фиат-32 Испания лично
20.02.1937 1 Хе-51 Альбасете лично
25.03.1937 1/5 Ю-86 Алькала в составе пятерки
00.06.1943 1 ФВ-189 Кубань лично
За мужество и героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1937 года Ивану Алексеевичу Лакееву было присвоено звание Героя Советского союза («Золотая Звезда» № 63).
Награжден орденом Ленина* (03.11.1937), четырьмя орденами Красного Знамени (02.01.1937,** 04.07.1937,*** 29.08.1939,**** 19.11.1951), орденом Суворова 2-й степени (10.01.1944), орденом Кутузова 2-й степени (29.05.1944), орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени (23.05.1945), орденом Отечественной степени 1-й степени (06.11.1985), орденом Красной Звезды (05.11.1946), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938), «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «30 лет Советской Армии и Флота» и другими, а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939), польским орденом «За воинскую доблесть», чехословацким орденом Белого Льва «За Победу» 3-й степени (1945), чехословацким Военным крестом 1939-1945 годов, иностранными медалями.
Примечания:
* Орден имел порядковый № 3548.
** Орден имел порядковый № 1028.
*** Орден имел порядковый № 40/"2".
**** Орден имел порядковый № 8/"3".
Свидетельство о публикации №216121200558
Андрей Легостаев 01.02.2021 12:59 Заявить о нарушении
Олег Каминский 02.02.2021 10:32 Заявить о нарушении