1. Попытка организовать выставку Марка Шагала

НА СНИМКЕ: ПИСЬМО МАрка Шагала.

О выставке картин Марка Шагала мы говорили давно. Михаил Янович Макаренко каким-то образом нашёл его адрес (а, может быть, просто способ доставки писем) и послал письмо с рассказом об Академгородке, Доме учёных и выставках, которые мы уже провели.

Было ещё одно письмо, в котором обсуждался каталог картин, сколько их может быть размещено на стенах (с нашей стороны), требования, которые Марк Шагал предъявлял к нам (кстати, они были минимальны).

Во втором письме Марк Захарович просил прислать ему приглашение, – он собирался приехать на выставку.

Каждое из двух писем Михаил Янович отправлял после детального обсуждения со мной и довольно глубокого моего редактирования. Он и сам писал хорошим грамотным языком, мог и сам посылать письма, не был обязан показывать их мне, но показывал, и к каждому письму я приложил руку.

Первое письмо было написано нами (подписывался один Макаренко (я осторожничал, а он ничего не боялся), то ли в ноябре, то ли в декабре 1967 года.

6 февраля 1968 года Марк Захарович написал нам первое ответное письмо.

Вот оно. Приведу его текст:

LF COLLINE
OF PFUL DE VENCE

6 – 2 – 1968

Глубокоуважаемый М. Макаренко

Я узнал, что Вы собираетесь устроить мою выставку, чему я очень рад и очень тронут.

Конечно, я с удовольствием присутствовал бы на моей выставке, но ввиду моего возраста, мне, кажется, трудновато добраться до самой Сибири. Но я всё же мысленно и душой с вами.

Конечно, если бы был подходящий случай – я мог бы дать здесь что-либо из моей графики.

Но я хочу ещё раз Вас поблагодарить и передать всем мои чувства преданности.
Марк Шагал

Я хорошо помню, как торжествующий Михаил Янович написал на этом письме недавно появившимся и ещё очень редким в то время фломастером:

«Вернисаж 12 мая в Картинной галерее Сибирского отделения СО АН СССР».


Рецензии