3. Спустя 40 лет - письмо искусствоведа Богемской

НА СНИМКЕ: Письмо искусствоведа К.Г. Богемской директору Дома учёных.


Неожиданно в 2009 году Римма Алексеевна Немировская прислала мне по электронной почте письмо, в котором спросила не знаю ли я истории акварели «Здравствуй, Родина!», которая оказалась в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

К письму была приложена копия письма ГМИИ, адресованная Дому учёных, и чёрно-белая копия акварели «Здравствуй, Родина!».
Текст письма:
Исх №496/41           04.05 2009 г.

Галине Германовне Лозовой
Директору Дома Учёных Академгородка

Новосибирск

Глубокоуважаемая Галина Германовна!

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина обращается к Вам с просьбой предоставить, если это возможно, сведения, касающиеся одного рисунка Марка Шагала из собрания нашего музея. Речь идёт об акварели, известной под названием «Здравствуй, Родина!» (на второй странице факса – репродукция этой работы). На обороте листа, справа, имеется надпись (Макар<…> (М. Макаренко) / штамп Дома учёных Сибирского отделения АН СССР.

Вопросы, на которые мы пытаемся найти ответы, связаны с подготовкой научного каталога французских рисунков в собрании ГМИИ. Вы бы оказали нам неоценимую услугу, если бы прояснили хотя бы часть этих вопросов:

(1) можно ли, на основании вышеприведённой надписи, сделать вывод, что акварель Шагала предназначалась для воспроизведения в виде афиши (постера)?

(2) была ли в конечном итоге напечатана эта афиша?

(3) если да, какой она содержала текст?

(4) сохранились ли экземпляры афиши (или хотя бы фотографии с неё) в архиве или в фонде Картинной галереи?

(5) можно ли получить фотографию с афиши (самого обычного качества, по электронной почте или иным образом?

(6) в связи с каким событием предполагалось издать афишу? Может быть, замышлялась выставка шагала в Новосибирске?

(7) Состоялось ли в конечном итоге это событие?

(8) Если нет, в силу каких причин?

(9) Существуют ли какие-нибудь документы, напр., переписка в связи с этим предполагаемым событием (переписка с Шагалом или его представителями, с Министерством культуры СССР и др.?

(10) Если да – можно ли получить копию этих документов (в любом виде)?

(11) Известно ли, каким образом и когда акварель попала в ВХПК (Всесоюзный художественно-производственный комбинат) (откуда она в 1975 году была передана в ГМИИ)?

Заранее благодарю Вас за хлопоты,

С уважением
Богемская Ксения Георгиевна

Меня попросили дать ответ на письмо, если мне что-либо об этом известно прямо в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Я подготовил ответ (целый пакет документов) и собирался послать его в Дом учёных, но получив второе письмо Риммы Алексеевны, решил последовать её советы и послать все материалы прямо в ЦМИИ.

Вот текст её письма:

Миша, спасибо! Первое и главное: отошли свой ответ САМ. Это будет правильно, Я вчера ещё написала тебе об этом, но потом решила подождать ответ. Зачем посредники, их много, а это всегда привносит искажения и ошибки. И вообще...
Координаты Музея -на документе, можно воспользоваться факсом. М.б. у них возникнут к тебе ещё вопросы. А тем, кто ко мне обратился (Г. Лаевская, НГХМ, и Музей в Ханты-Мансийске, его возглавляет бывший сотрудник НГХМузея.), я пошлю твоё письмо для информации. Согласен? Откорректируй своё послание.

Я последовал совету Риммы Алексеевны и посла все документы в ЦМИИ по факсу.
Подтверждения приёма факса или дополнительных вопросов от них не было. Тем всё и закончилось.

Сейчас размышляя об этом, я думаю, что акварель Марка Шагала могла попасть в ВХПК одним из двух путей.

Во-первых, Макаренко мог заказать им сделать постер или афишу, а, возможно, и литографию.

Во-вторых, акварель могли изъять из квартиры Макаренко при обыске, а затем конфисковать, хотя эта акварель, на самом деле принадлежала Дому учёных СО АН.
Если бы Макаренко думал иначе или если бы пытался присвоить акварель, он бы не написал на обороте акварели о принадлежности картины Дому учёных, скрепив этот текст своей подписью.

Полагаю, что акварель следует вернуть хозяину – Дому учёных Сибирского отделения АН СССР. Именно ему была она подарена Шагалом.


Рецензии