6. В чьих руках судьба картинной галереи

НА СНИМКЕ: Вырезка из газеты «ЗНВС со статьёй «О картинной галерее СО АН СССР»


В газете «ЗНВС» появился нестандартный материал «О картинной галерее СО АН». Сколько помню всякого, но такого ещё не было. Правда, и вопрос нестандартный. Картинная галерея стала общей нашей гордостью, а известие о предстоящей выставке Марка Шагала дошло до очень многих людей, и встречи с Шагалом многие ждали с нетерпением.

Вот, что было написано в газете «ЗНВС» [1]:

«Многие читатели газеты «За науку в Сибири» интересуются судьбой картинной галереи в Академгородке.

Мы попросили председателя Совета Дома учёных профессора О.Ф. Васильева и директора Дома учёных Н.Г. Чусовитина ответить на вопрос наших читателей.
Картинная галерея Академгородка завоевала признательность у самого широкого зрителя. Но до сих пор её существование не узаконено [2]. Дом учёных имел к ней косвенное отношение, то есть предоставлял залы [3]. Совет картинной галереи, призванный определять программы выставок, практически не работал [4].

Президиум Сибирского отделения обратился в Министерство культуры с предложением о создании постоянно действующей картинной галереи при Доме учёных. На днях был получен ответ. Как сообщает заместитель министра культуры В. Попов, «новые музеи организуются только по разрешению правительства. Министерство культуры СССР готово поддержать это ходатайство».

Таким образом, вопрос об «узаконивании» существования картинной галереи не так прост. Сложность заключается ещё и в том, что некоторые музеи страны не дают согласие на экспозицию произведений из своих фондов в помещениях, не предназначенных для этого (необходимо соблюдение определённых температурных условий, влажности воздуха и так далее).

Также необходима специальная охрана ценных государственных коллекций. Пока вопрос о будущем штате галереи находится на стадии решения – это тоже вызывает свои трудности.

Но, несмотря на это, картинная галерея будет продолжать показ как произведений из собрания, подаренного Сибирскому отделению Академии наук А.М. Жигалко [5], так и организовывать временные выставки различных художников [6].

Предполагается, что в дальнейшем работа галереи и её совета будет проходить при Доме учёных. Имеется в виду также использовать помощь областной картинной галереи. Так в апреле-мае этого года намечаются вернисажи: пейзажи нашей Родины в творчестве советских художников (из фондов Союза художников СССР), выставки работ современного греческого художника Вильяса Семердзидиса [7] и Остроумовой-Лебедевой [8] из фондов государственного Русского музея.

Подписи под сообщением не было. Но всем стало ясно, что случилась какая-то беда.

При всём уважении к упомянутым художникам, никто из них не Шагал. Да и привыкли жители Академгородка, что каждая выставка – событие. Встреча с великим. А тут – «пейзажи нашей Родины», из фондов Союза художников СССР».

Об этом как о «беде» пишет и искусствовед П. Д. Муратов:

Не обошла беда и картинную галерею. 27 февраля 1968 года состоялось заседание бюро обкома КПСС, принявшее Постановление «Об организации выставок художников в Академгородке» о двух пунктах:

«1. Советскому райкому КПСС систематически осуществлять контроль за организацией выставок, их идейно-художественной направленностью. Использовать выставки изобразительного искусства для пропаганды социалистического реализма и эстетического воспитания научных сотрудников Академгородка.

2. Областному управлению культуры, правлению Союза художников упорядочить организацию персональных выставок художников, проводить их предварительные просмотры и обсуждения».

Президиум СО АН, подчиняясь воле обкома КПСС, убрал с поста директора картинной галереи М.Я. Макаренко.

Спустя примерно год после увольнения из Дома учёных Макаренко попал под суд, был осуждён, получил срок заключения. Все его планы проведения выставок, лекций, диспутов были аннулированы; ужесточены правила издания литературы на ротапринтных участках СО АН. Ожидаемые выставки Шагала, Пикассо, Корина и прочие по плану отменены.

В числе принимавших постановление был художник И.П. Титков [9], присутствовавший на заседании и, видимо, бывший экспертом.

Скорее всего, именно его отзыв и лёг в основу Постановления бюро Обкома КПСС.


---------------------------------------------------------
   1. «ЗНВС» №14 от 2 апреля 1968 года
   2. Читай: не взято под контроль партийных органов.
   3. Вот это для меня новость! Она всегда была в структуре Дома учёных.
   4. Это утверждение не соответствует действительности.
   5. Имя отчество Жигалко – Владимир Семёнович.
   6. Здесь явное противоречие. Как видите организовывать выставки можно и без «узаконивания».
   7. Из художественной энциклопедии: «Семерцидис (Semertzides) (1911-1983), греческий график и живописец. Родился в России. В Греции с 1923. Учился в Высшей художественной школе в Афинах (1928-35). В 1943-44 участник партизанской борьбы против фашистских оккупантов. Автор реалистических произведений на темы труда, народной жизни и борьбы за свободу, отмеченных энергичностью и жизненной выразительностью композиции («Рабочий в Мелантони», 1956; графическая серия «Дети голода», 1942-43; антифашистский цикл «Не забывайте», 1962; цикл, посвящённый Вьетнаму, 1966; алюминиевые рельефы для торгово-промышленной палаты города Родос, 1972)».
   8. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871—1955) — русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа. Изображала в основном виды Петербурга и его окрестностей. Одна из немногих художников, органично создававших пейзажи, включающие в композицию архитектурные строения. Успешна была и её деятельность как портретиста — в Русском музее находится портрет Максимилиана Волошина её работы.
  9. Это Постановление я нашёл в книге: Кузнецов И.С. Новосибирский Академгородок в 1968 году: «Письмо сорока шести». – Новосибирск, 2007. – С. 29].


Рецензии