Приведение часть 8

Приведение часть 8
После ужина, когда уже не предвиделось больше никаких работ, и был выходной день, все трое – и Семен Егорович и Катя, и Андрей Климов вышли в беседку за дом, посидеть, полюбоваться своим садом-плантацией. Весна вступала в свои права. Яблони набирали цвет. На пологом склоне к речке, стройные ряды яблонь выстроены в пушистые белые с розовым оттенком облачка. Солнце, склонившееся к горизонту, вот-вот готовящееся зайти и спрятаться за него, сбоку посылало длинные лучи яркого света, как из прожектора, пробивавшегося сквозь редкую облачность ярко-голубого неба. Природа смотрелась прекрасно. Все вокруг зеленело, птицы щебетали и пели соловьи откуда-то со стороны плантации шиповника справа.
Катя захватила с собой какие-то журналы из дома и, подавая их Климову, присела на лавочку в беседке последней.
- Вот, Андрей, почитайте статьи о садоводстве. Их мой отец написал, их напечатали в журналах «Садоводство» и «Промышленное садоводство». Прекрасные статьи про опыление и про обработку яблонь. Он отлично пишет.
- Так уж и отлично! – сказал Семен Егорович, принужденно улыбаясь: ему было неудобно-совестно. – Не слушай, наверное и читать не надо. Впрочем, посмотри. Можешь с собой взять, если не сможешь уснуть, то читай, пожалуйста: скучные, прекрасное средство снотворное.
- По-моему, замечательные статьи, - сказала Катя с глубоким убеждением. – Ты прочитай, Андрей, и убедишься, что папа хорошо пишет. Он вообще мог бы написать полный курс по садоводству, от самой посадки до сбора урожая, как ухаживать за садами.
Семен Егорович даже засмеялся через силу, покраснел и стал говорить оправдательные слова, какие обычно говорят авторы конфузясь. Наконец он сдался.
- В таком случае прочитай сначала другую статью, перед моей, - забормотал он, а то тебе непонятно будет, я то сразу к делу перехожу. Впрочем, ерунда… всё равно скучно, только время тратить.
Катя, не засиживалась и пошла в дом, убирать посуду после ужина. А Семен Егорович подсел к Климову и глубоко вздохнул.
- Да, друг ты мой… - начал он после минутного молчания когда-то начинавшийся и прерванный разговор. – Так что, дорогой мой профессор. Вот я и статьи пишу, и наш совхоз на выставку сельскохозяйственную ездил, и медаль получил и грамоты. Говорят, у нас в совхозе яблоки с голову большие растут, говорят лучшие плантации. Одним словом: богатый и славный сад мы растим. Но спрашивается: кому всё это достанется? Плантация, действительно прекрасная, образцовая…. Но это не простой сад, а целое учреждение, имеющее государственную важность, потому что, так сказать, для всей пищевой промышленности важно. Но к чему это я? – Семен Егорович совсем не был оратором и речи говорить не умел.
- Ваше дело говорит само за себя! Вы прекрасно работали, ведь, всю жизнь тут положили! – поддержал Климов.
- Да я не о том, не в том смысле…. Я хочу спросить: что будет с яблочным садом, когда я помру? Вот, в том виде, в каком ты видишь плантацию теперь, она не продержится и одного года. Весь секрет успеха не в том, что сад большой и рабочих много, а в том, что я люблю это дело – понимаешь? – люблю, как родное свое. Ты посмотри на мою работу: я всё сам делаю. Я работаю с утра до ночи. Все прививки я делаю сам, обрезкой руковожу сам, посадки новых деревьев – сам, всё – сам.
Когда мне вызвался помогать совхозный агроном, я ревную и раздражаюсь до грубости. Весь секрет в любви, то есть в зорком хозяйском глазе, да в хозяйских руках, да еще в том чувстве: когда поедешь куда-нибудь в гости, например, или по делам в город, - сидишь там, а у самого сердце не на месте, сам не свой: боишься, как бы на плантации чего не случилось. А когдая умру, кто будет смотреть? Кто будет работать? Садовника найдут? Да?
Так вот, я тебе скажу, дорогой профессор: первый враг в нашем деле не заяц, что зимой стволы обгрызает, и не хрущ и тля и не мороз, как недавно мы яблони спасали, - а чужой человек! –
- А катя? – спросил Климов, улыбнувшись даже. – Нельзя думать, что она была бы вреднее, чем заяц. Она любит и понимает дело.
- Да, она любит и понимает. Если после моей смерти она еще останется тут. Если она будет хозяйкой, то, конечно, лучшего и не пожелаешь. Ну, а если, не дай бог, она выйдет замуж? – зашептал Семен Егорович и испуганно посмотрел на Климова – То-то вот и есть! Выйдет замуж и уедет, и дети пойдут, тут уж о яблонях ли думать, - некогда будет. Я чего боюсь, главное: выйдет за какого-нибудь бизнесмена молодца, а тот увезет Катю за тридевять земель, любовь у молодежи, знаешь…, куда хочешь заведет. И всё пойдет к чёрту в первый же год.
Семен Егорович вздохнул и помолчал немного, Ничего ответить ему не мог и Климов.
- Может это и эгоизм, но откровенно говоря: я не хочу, чтобы Катя шла замуж. Боюсь! Тут к нам ездит один франт, и катя уезжает иногда «к подругам»…. Вообще, брат, я большой чудак все-таки. Признаюсь.
Семен Егорович встал и в волнении прошелся по доскам беседки, которые скрипели под каждым шагом, и видно было, что он хочет сказать что-то очень важное, но не решается.
- К некоторым щепетильным вопросам я отношусь просто и говорю прямо то, что думаю, и терпеть не могу так называемых скрытых мыслей. Ты, Андрей, единственный человек кому я бы мог доверить это дело всей своей жизни. И образование у тебя есть достаточное, подчитаешь, если что…. – решился, и высказал свою мысль Семен Егорович.
Они еще немного обговаривали этот вопрос. Климов во всем соглашался с дядей. Действительно, - он был уже стар и хотя скор в движениях, но по-старчески. Жительство на природе, работа по саду давалась ему уже с трудом. А Климов физически был еще силен, хотя представлялся пенсионером. Они почти договорились, решили идти в контору, как будет время. Потом ушли в дом и разошлись по своим комнатам.
Оставшись один, Климов лег поудобнее и принялся за статьи о садоводстве. У одной было заглавие – «О промежуточной культуре яблони», другая специфическая называлась: «О прививках спящим глазком». «Странные какие названия», - подумал Климов и приступил к чтению.
Его прервала вошедшая в комнату Катя, у них была очередная «беседа-учение», запросто они вечерами продолжали негласный спор «ученого и скептика», и эти беседы стали для них потребностью.
Он привык к этой двоюродной племяннице, которой так нравились статьи своего отца. Небольшого роста, бледная лицом, тощая, так что ключицы видно; глаза широко раскрытые, темные, умные, все куда-то вглядываются и чего-то ищут; походка, как у отца, мелкая торопливая (он-то, ладно, старик). Она много говорит, любит поспорить и при этом всякую свою фразу сопровождает мимикой и жестикуляцией. Должно быть она слишком чувственная и нервная.
Климов отложил журналы садоводства и нашел приготовленные для «лекции» импровизированной свои конспекты.
- Так, на чем мы остановились? Ага, вот… - начал он, открывая свой текст.
Из конспектов профессора Климова:
Экстраординарное, вера и знание.
Ученым удалось объяснить многие «чудеса», но все же некоторые загадки еще ждут своего исследования.
Слово «экстраординарное» (от латинского екстра – вне и ордо – порядок, ряд) означает чрезвычайное, исключительное, из ряда вон выходящее.
Поэтому, говоря об экстраординарных способностях человека, подразумеваются такие способности, которые встречаются крайне редко и являются исключительными. Их разделяют на две категории.
К первой – относятся способности врожденные или приобретенные в ходе длительных тренировок свойств психики и основанные на понятых науке явления.
Ко второй – способности, природу которых современная наука объяснить не может. Такие способности называют еще – паранормальными. И ряд ученых, вообще не рассматривает паранормальные явления как научные факты, считая их выходящими за пределы нормы, то есть сверхъестественными. Ученые считают, что ничего «сверхъестественного» быть не может, всё в мире – естественно и управляется законами природы.
Другие ученые признают недостаточность классических научных взглядов на устройство мироздания и описывают паранормальные явления религиозно-философскими терминами. Так происходит сближение научного и религиозного мировоззрения.
Когда серьезные ученые занялись паранормальными явлениями, возникла наука – парапсихология.
Эта наука изучает формы чувствительности человека к приему информации без участия органов чувств, например, а также формы воздействия человека на другие живые существа, на предметы и на физические явления природы без посредства своей физической силы, то есть мысленным воздействием.
Люди, обладающие такими способностями, называются экстрасенсами.
Парапсихологи собирают данные о паранормальных явлениях и о людях имеющих такие способности. Необходимо критически подходить к каждому случаю, так как приходится иметь дело с мошенничеством и подтасовкой фактов. В задачу науки парапсихологии входит – отделить шарлатанство от реально существующих явлений, не нашедших пока объяснения.
Ученые работают строго научно: Психологи ищут ключ к разгадке явлений в глубине человеческой психики, в нераскрытых возможностях мозга и нервной системы. Инженеры и физики, предполагая, что мозг действует как некое электронное устройство, изучают его, пользуясь понятиями из физики и методами изучения физических явлений, с привлечением лучшей техники.
Эксперимент – главное орудие науки. Но парапсихологические явления крайне неустойчивы и исчезают при неблагоприятном воздействии. Вот тут наука испытывает трудности.
А люди верят в потустороннее, в сверхъестественное происхождение паранормальных явлений, почему?
Дело в склонности людей к вере в чудо, в мистику. Люди не ищут объяснений таинственному событию, а только подтверждения в его чудотворности. Например, человек искупался в святом источнике и вылечился, - люди верят, что это ангел сошел на источник (об этом в Евангелии написано) и думают, что ангел исцелил больного. А источник содержит растворенные в воде минералы, которые воздействуют на органы человека и помогают выздоровлению его.
Многие психологи, кстати говоря, считают, что для поддержания психического здоровья – человеку просто необходима вера в чудеса, необходимы иллюзии и искажение реальности. Вера в Ангелов помогает избавиться от мыслей безысходности, от мыслей о смерти, о бессмысленности существования. Открываются, например, возможности жизни после смерти и общения с умершими. Отсюда объясняется доверие к магам и провидцам даже после того, как мага разоблачают и представлены доказательства их несостоятельности.
Немалую роль в укреплении веры в чудо играют средства массовой информации. Журналисты и телеведущие просто идут на поводу у читателей и зрителей, руководствуясь принципом «хотите чуда – вот оно вам чудо». Скептический подход почти не представлен в освещении подобных явлений. Под влиянием СМИ растет число сторонников мистической точки зрения. Но такой подход к проблеме тормозит исследование нового и калечит умы, делая людей более доверчивыми и не стремящимися к познанию.

Естественность сверхъестественного.
Термином «парапсихология» обозначается не только область исследования, но и сама форма чувствительности и способы воздействия человека на мир.
Есть такой способ – психогенез – способность мысленно передвигать предметы в пространстве. Кроме того, психогенезом называют психическую силу, управляющую подобными явлениями.
Была, например, знаменитая Нинель Кулагина. Она легко передвигала по столу нетяжелые предметы – спичечный коробок, авторучку. Её проверяли и её способности изучали на экспериментах. Выяснилось, что Кулагина передвигала предметы не взглядом, как утверждалось вначале, а мощным ультразвуковым излучением, идущим из её рук. Это выяснили приборы, уловившие волны, направленные от рук к предметам. Так что мысленно двигать предметы Кулагина не могла, но как ей удавалось генерировать такую мощную волну в своих ладонях – тоже настоящая загадка для науки пока.
При помощи магнита в воздухе могут висеть предметы, раньше это было аттракционом, теперь факт наукой подтвержденный. Феномен психогенеза пытаются объяснить действием резонанса – совпадением частоты колебаний тела человека с частотой внешних, привнесенных колебаний. Так левитируют Йоги, поднимаясь над землей во время медитации. В древней Индии летающие люди – левитанты, по всей видимости, не были большой редкостью, так как положение парения в воздухе считалось наиболее удобным для исполнения обрядов. В Индии и на Тибете искусство левитации, по свидетельству очевидцев, не утрачено до сих пор. Путешественники и востоковеды описывают «летающих лам» - буддийских монахов, способных не только подниматься над землей, но и пролетать значительные расстояния, время от времени касаясь земли и отскакивая от нее, словно мячики. И это явление пока остается неизученным.
Выделяют еще несколько форм чувствительности человека в парапсихологии. Одна из них – телепатия, или передача мыслей на расстоянии. Часто слышатся рассказы верующих о старцах, которые читали мысли приходящих к нему людей. Частично можно объяснить простым совпадением или хорошим знанием привычек человека.
Однако. Наверняка каждому случалось внезапно вспомнить о своем знакомом, который, вдруг, почти сразу оказывался «легок на помине». Телепатическая связь, часто возникает между близкими людьми. Сохранилось немало свидетельств о том, что во время войны – родные, ждавшие мужей и сыновей с фронта, начинали испытывать беспокойство в то самое время, когда близкий человек подвергался опасности. Бывали случаи, когда женщины, даже после получения «похоронки», были уверены, что их любимые живы, и действительно, печальная весть оказывалась ошибкой.
Как происходит передача мыслей на расстоянии (причем иногда весьма внушительном), пока наука ответа не находит. Возможно, наш мозг способен получать информацию не только через органы чувств, но и другими путями, при помощи излучения.
К области парапсихологии также относится и парадиагностика и парамедицина. И тут всё более или менее может быть объяснено наукой: больные органы возбуждаются, и от них исходит излучение большее, чем от здоровых органов организма.
Еще есть ясновидение – на этом нацеленном в СМИ и другой пропаганде, наживаются мошенники разного рода. Это может быть способностью только в случае усиленной тренировки своих способностей человеком. А передаться, от каких либо обрядов и предметов не может. Предвидение событий – пророчество очень редкое явление, поэтому изучить его наука не успела.
Экстрасенсорику следует объяснять осторожно и этому явлению нужно отделить особенное время и особую статью.
На том закончил свою маленькую «лекцию» Климов. Катя не очень-то возражала, сказала только, что все равно она останется верующей и в чудеса и в Ангелов, которых сотворил Бог!


Рецензии