Скрипка соло. Эжен Изаи

  На примере последней части сонаты №2 Изаи (фурии), мы с вами, уважаемые читатели, обсудим проблемы и возможности озвучивания классических музыкальных произведений звуком, синтезированном на компьютере.
Ссылка на запись - http://youtu.be/QxXHLEtaILc

   ЭЖЕН ИЗАИ

  Давайте отдадим должное блестящему скрипачу и новатору скрипичных композиций, Эжену Изаи, жившему в конце 19-го, начале 20-го века. Сведения о нём и его фото я взял отсюда  http://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/raaben/raaben17.htm

  Цитирую -
/// Изаи — национальная гордость бельгийского народа; до сих пор международные конкурсы скрипачей, проходящие в Брюсселе, носят его имя. Он был истинно
национальным художником, унаследовавшим от бельгийской и родственной ей французской скрипичных школ их типические качества — интеллектуализм в осуществлении самых романтических замыслов, ясность и отчетливость, элегантность и изящество инструментализма при огромной внутренней эмоциональности, всегда отличавшей его игру. Ему близки были основные течения галльской музыкальной культуры: высокая одухотворенность Сезара Франка; лирическая ясность, изящество, виртуозный блеск и красочная изобразительность сочинений Сен-Санса; зыбкая утонченность образов Дебюсси. В творчестве своем он также прошел путь от классичности, имеющей черты общности с музыкой Сен-Санса, к импровизационно-романтическим сонатам для скрипки соло, на которые легла печать не только импрессионизма, но и постимпрессионистской эпохи.
 
  «Трудно воскресить пламя, порыв Изаи. Совершенно удивительна левая рука. Он был дивным, когда исполнял концерты Сен-Санса и не менее исключительным, когда играл сонату Франка. Интересный и своенравный человек, на редкость сильная натура. Любил хорошо поесть и выпить. Он утверждал, что артист так много сил тратит во время выступлений, что ему потом необходимо их восстановить. И он умел их восстанавливать, уверяю вас! Однажды вечером, когда я пришел к нему в артистическую, чтобы выразить свое восхищение, он мне ответил, хитро подмигивая: «Мой маленький Энеску, если вы хотите играть как я в моем возрасте, то смотрите, не будьте отшельником!»

  Ценное наблюдение в отношении скрипичных приемов Изаи сделал К. Флеш: «В 80-х годах прошлого века великие скрипачи не применяли широкой вибрации, а использовали только так называемую пальцевую вибрацию, в которой основной тон подвергался лишь незаметным колебаниям. Вибрировать на относительно невыразительных нотах, не говоря уже о пассажах, считалось неприличным и нехудожественным. Изаи был первым, кто ввел в практику более широкую вибрацию, стремясь вдохнуть жизнь в скрипичную технику».

  Последние годы он посвятил себя в основном композиции. В 1924 году написал 6 сонат для скрипки соло, входящие в настоящее время в мировой скрипичный репертуар.///

  Вернёмся к синтезированному звуку. И сразу возникает первый вопрос.
 

   ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО

  Зачем нужен компьютерный звук, если вся классика записана вживую, и есть прекрасные исполнители, с чьим мастерством компьютеру, разумеется, тягаться не приходится. Не приходится в первую очередь потому, что исполнитель направляется своей внутренней эмоцией, переводя её в моторику пальцев - действо сугубо интимное, и компьютеру трудно доступное.
  Ещё процитирую -
///Тон Изаи, всегда бесконечно чистый, не знающий, что такое характерный для скрипки «скрипящий» звук, красив и в piano и в forte, он всегда свободно льется и отражает на себе малейший изгиб музыкальной экспрессии».///
 
  Действительно - какие у компа эмоции? Если программист по части управления звуком что-нибудь и делает, то делает он это с сугубо холодным расчётом. Хотя, вы знаете, таким способом иногда и стихи пишутся, как говорят, на мастерстве. Но мне такие стихи не нравится.
  Итак - зачем?

  Всякое исполняемое музыкальное произведение имеет как бы две ипостаси (на самом деле - три, поскольку и подготовленность слушателя тоже важна) - оно выражает внутреннее состояние композитора, переведённое им в гармонию звуков, и оно выражает внутреннее состояние исполнителя, его интерпретацию, уходящую в его пальцы.
  Ну так вот, первая ипостась компьютеру вполне доступна. Более того, компьютер способен предоставить слушателю звук в его первоначальной чистоте, не замутнённой шумами или несовершенством мастерства исполнителя. Компьютеру прекрасно удаются ансамбли, в которых синхронность ритмики имеет большое значение.
  В некоторых областях, например, в извлечении флажолета, или в аккордных сочетаниях, компьютер имеет более возможностей, чем человек с его реально существующим инструментом.
  Кроме того, как синтезированный звук не совершенствуй, как его не приближай к звуку реального инструмента, всё же, этот звук - другой. Вроде, как другой инструмент, с его несколько другим тембром, и с возможностями тоже другими. Но ведь и скрипки тоже разные бывают. Наслаждаться их звуками - удовольствие для знатоков.
  Поэтому и звучание классики в синтезированном звуке всегда интересно.
  И тут возникает второй вопрос.


     А НУЖНО ЛИ НОВОЕ, КОГДА СИНТЕЗИРОВАННЫЙ ЗВУК УЖЕ ЕСТЬ?

  В самом деле, интернет заполнен записями в синтезированном звуке, среди которых числится и классика.
  Да, это так. Но эти записи не дают представления о "незамутнённом" звучании, они являются аранжировкой музыкального текста под существенно другой звук. Компьютерный звук. А этот звук не очень-то и хорош, и богатым тембром не отличается, и на классику совершенно не похож.
  А зачем звуку быть похожим на классику? А затем, что она - классика. Её звучание и приёмы, формы корпуса скрипки и виолончели, её эстетические критерии вырабатывались веками. А синтезированный абы как звук выбрасывает всё это на помойку. Но ведь путь другой есть - изучать реальный звук, приближаться к нему, проникать в тайны его выразительности, в тайны его специфического тембра. И уже после этого создавать соответствующие алгоритмы.
  Но в современном синтезированном звуке разве кто пишет специальные алгоритмы? Нет, используются общие принципы - берём массу осцилляторов, соединяем их звуки неким, не совсем понятным образом, фильтруем полученное, создаём прикольную ритмику, делаем звуковую петлю Loop (какие уж тут вариации?) и поехали.
  Ну и как таким звуком озвучивать классику? Не получается.
  Но давайте, послушаем запись, в ней тоже есть нечто, не вполне обычное.


     КАНТИЛЕНА

  "Кантилена — широкая, свободно льющаяся напевная музыка как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения..." Википедия

  Обычная интерпретация "фурий" Изаи состоит в противопоставлении сильных пассажей, на двух форте, с пианиссимо ponticello (игра у подставки). На такой характер исполнения указывает и расстановка громкости, сделанная Изаи. Однако такая интерпретация, как мне кажется, несколько приелась - предельно акцентированная экспрессия мне начинает казаться однообразной.
  Между тем оказалось, что если два форте заменить на одно форте, а пианиссимо на пиано, то в средней части "фурий" обнаруживается ритмичная кантилена, гармонией которой можно наслаждаться не впадая в экспрессию. В эту кантилену, сделанную синтезированным звуком в добавок к ponticello я ввёл ещё звучание флажолет, оказавшееся там очень кстати, тем более, что в одном из своих пассажей сам Изаи указывает на флажолет.
 
  Так что, послушайте, что из этого получилось -
      https://yadi.sk/d/_gBkjcu433BTim
  Найдите и концертные исполнения этого произведения Изаи. Они станут для Вас более понятными.
_______
  Далее идут некоторые подробности создания записи синтезированным звуком Виолы, о которых, если Вам интересно, я расскажу. И Вы будете иметь представление о том, что такое - творчество в синтезированном звуке. 


    СКРИПИЧНЫЙ ЗВУК И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМ

  Проект, о котором я здесь рассказываю, использует программу озвучивания Трио. Называется она так, потому что может создавать звук ансамбля, состоящего из трёх одновременно играющих музыкантов - трёх МУЗов, у каждого из которых имеется целый набор музыкальных инструментов. Музыкант берёт тот инструмент, на который ему указывается в партитуре, и играет на нём, следуя партитурным указаниям.
  "Играет на нём" - означает, что он обращается к своей звуковой функции, указывая частоту звука F и номер сценария R, по которому звук будет развиваться. Частоту он берёт из партитуры (партитура, это текстовый файл, который создаётся программой Пианола, и который музыкант читает), а обращается он к звуковой функции столько раз, сколько семплов этого звука он хочет получить. Это - время T1, величина, задаваемая в семплах. В партитуре задаётся также время коротенькой паузы T2, которая предусмотрена после окончания каждого звука.
  В партитуре имеются также и обычные паузы, их длительности обозначаются через L.

  Поскольку соната Изаи, это скрипка соло, то и МУЗ в ней играет один, - по своей единственной партитуре. Начинается партия скрипки тактом, ноты которого показаны на рисунке. Партитура этого такта, полученная от программы Пианола, выглядит так, как показано ниже: 

 L= 12000
F= 349.230 T1= 11760  T2= 240
F= 207.649 T1= 11760  T2= 240
F= 987.760 T1= 11760  T2= 240
F= 987.760 T1= 5880  T2= 120
F= 932.320 T1= 5880  T2= 120
F= 880     T1= 5880  T2= 120
F= 830.599 T1= 5880  T2= 120
 L= 24000
 
и можно видеть, что частота предпоследней ноты равна 880 Гц, и это нота Ля второй октавы. Но в партитуре нет указаний на то, что играть нужно на скрипке, нет указаний на аккорды, хотя есть частоты верхних аккордных звуков, нет штрихов исполнения, таких, как акцент на аккорде, и нет указания на акцентирование первой ноты (Фа) резким движением смычка (этот акцент указывается в нотах галочкой остриём вниз).
  Кроме того, вы посмотрите, в нотах имеется слигованный аккорд, и нужно, чтобы он звучал правильно.
  Кроме того имеется такая тонкость извлечения звука, которая называется филированием - звук после резкого пассажа не должен обрываться сразу, он должен благозвучно закончиться, снижая свою громкость, и для этого скрипач особым образом отрывает смычок от струны.

  Чтобы все эти тонкости выполнялись в звучании синтезированного звука, в партитуре расставляются пометки - партитурные указания. Вот как выглядит эта же часть партитуры, со сделанными в ней указаниями -
 
   R=4  H=3.5  exo=3  TE=260  S=.85
 L= 12000
F= 349.230 T1= 11760  T2= 240 ln w1.2 b<< v2.2 t12000
F= 207.649 T1= 11760  T2= 240 >> t5000 w8.4 v2
  G=/-189
F= 987.760 T1= 11760  T2= 240 l << t9000
  G=/-09
F= 987.760 T1= 5880  T2= 120 n
F= 932.320 T1= 5880  T2= 120 w g >>
F= 880     T1= 5880  T2= 120
  TE=2600
F= 830.599 T1= 9880  T2= 120
 TE=260   тут пропущена пауза
 L= 18000

  В самой первой строке указан номер сценария, по которому будет развиваться звук,
R=4 - это скрипка. Сценарий виолы показан в приложении.
H=3.5 - устанавливается громкость, соответствующая двум форте.
exo=3 - эхо сопровождает звук и звучит после его окончания.
TE=260 - филирование каждого звука на 260 семплов. По умолчанию TE=20, однако для скрипки эта величина взята несколько большей. А для последнего звука пассажа филирование установлено особо - TE=2600. На слайде рисунка результат филирования заметен - звук не обрывается резко, а оканчивается ниспадающим конусом, за которым ещё следует тоненькая полосочка эха.

  Начальные пассажи должны играться экспрессивно, в более быстром общем темпе. Потому делаем указание S=.85, и тогда все читаемые из партитуры значения длительностей будут умножаться на S=.85
  Но звучание первой ноты хочется затянуть? Нет проблем - указываем для неё t12000, и длительность её звучания составит (11760+240+12000)*.85 семплов. А паузы после неё не будет - пауза ликвидирована назначением l, и длительность паузы T2= 240 присоединяется к общей длительности звучания ноты.
  К следующей ноте сказанное относиться не будет, поскольку указание "n" после окончания звука ликвидирует назначение l.
 
  Пара l - n  указывает на начало и окончание зоны слигованных нот. Подряд идущие ноты с одинаковыми частотами внутри такой зоны будут играться слитно, то есть, как одна нота общей длительности. Однако аккордное дополнение к этим нотам может быть разным. Рассмотрим пару из нашего примера -

  G=/-189
F= 987.760 T1= 11760  T2= 240 l
  G=/-09
F= 987.760 T1= 5880  T2= 120 n   

  Частота F= 987.760 это Си второй октавы. От этой ноты назначен аккорд G=/-189 - 18 полутонов вниз (Фа первой октавы), плюс 9 полутонов вверх (Ре второй октавы).
  К последующей ноте той же частоты назначен аккорд G=/-09 - 9 полутонов вниз (Ре второй октавы). В результате нижнее Фа исчезает, а ноты Си и Ре звучат слитно, соответствуя лигам, так, как и полагается по нотации.

  В партитуре имеются указания на частотные вибрато - w1.2 и w8.4, на резкий тембр и на узкий пичок - v2.2 и на резкий тембр при обычной ширине пичка - v2. О сути таких указаний можно прочесть здесь - http://www.proza.ru/2016/11/10/1515
 
  Указание "b" на первой ноте реализует звук резкого удара смычком по струне со входом в дальнейшее звучание.
  Если такое указание отсутствует, то нота звучит как обычно - её звук складывается из двух составляющих: пичковой (с амплитудой AU2), и рельефной (с амплитудой AU3). И изменяются эти составляющие так, как это показывает график рисунка - вначале достаточно резко возникает богатая на обертоны рельефная составляющая, потом звук успокаивается и рельефную составляющую накрывает пичковая составляющая, но в затянутом звуке опять рельеф становится слышнее. Такая пертурбация звука создаёт для Виолы красивое и несколько изменяющееся по тембру звучание.
  Но такой ход звука можно изменить. Указание "b" сокращает время атаки AU2 так, что амплитуды AU2 и AU2 развиваются к своему максимуму синхронно, обеспечивая яркий акцент в начальной фазе звука, а вот время затухания AU2, наоборот, - затягивается, обеспечивая более спокойный звук и оттеняя резкое начало.
 
  Точно то же самое можно было бы сделать и более универсальным путём, написав не

F= 349.230 T1= 11760  T2= 240  b

 а написав три строки:

  UDb=10.999
F= 349.230 T1= 11760  T2= 240
  UDb=

тут мы прямо указываем время атаки 10 и коэффициент затухания .999
и затем указанием UDb=  возвращаемся к параметрам заданным по умолчанию в сценарии.
  Однако если акцентация нот идёт не подряд, а через ноту, то разумеется, одна строка со значком акцента "b" значительно более удобна.
  Как Вы видите, все ходы по управлению сценарием развития звука хорошо продумываются, для того, чтобы они были не только успешными, но и удобными в своей простоте.

  Тут нужно заметить, что по мере развития проекта, музыканты программы, как и реальные музыканты, начинают специализироваться. Специалист по Виоле у нас МУЗ1 - он прочтёт значок "b" и выполнит нужные действия. А вот специалисты по левой и по правой руке фортепьяно - МУЗ2 и МУЗ3 этот значок не прочтут. Хотя на общее указание UDb=10.999 они отреагируют правильно.
  Не всем дано играть на скрипке. Но зато МУЗы 2 и 3 - хорошие пианисты! Если МУЗ правой руки видит указание t5000 то он не только затягивает длительность своего звука, но и сообщает об этом МУЗу левой руки, чтобы тот сделал то же самое.
  А МУЗ1, он скрипач - он в этом отношении сам по себе.
  Если Вы захотите научить Ваших музыкантов чему-нибудь другому, то пожалуйста - программа открыта, совершенствуйте её.
 _______________________________________

Приложение СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ ЗВУКА ВИОЛЫ

  CASE 4 'viola звенящий
    MU2=20.2 : AU2=4 : DU2=150.99 : IF UD1b>0 THEN DU2=UD1b
    IF UD1b<0 THEN DU2=10.995 : UD1b=0
    mod2=33 : IF UW1=2 THEN mod2=34 резкий
    MU3=67.06 : AU3=3 : DU3=10.999 : IF UD1c>0 THEN DU3=UD1c
Arr$="6380735042485442324242455068716"_
                +"7404355686242404338434759475545"
    IF ARE1=10 THEN IF LEN(A1rr$)>2 THEN Arr$=A1rr$
    IF ARE1=0 OR ARE1=1 THEN
'ниже в строки вставлен лишний пробел, в действительности его нет
A11r$="6380735042485442324242455068716 7404355686242404338434759475545"
A12r$="6072785530506563424748403043534 8584036787755483755372350483944"
A13r$="5877798246403453352040554077687 7423260686040503640315460426238"
    END IF
  Apm$="505050707050505560657035504744433857" : Dpm=.999 : Mpm=.5
     Rn(0)=0 : V=FNRn1(0,1006.4) : V=FNRn1(0,2006.4) : V=FNRn1(30,-9)
  CASE -4 : Vi=.35 : IF UV1>0 THEN Vi=UV1
        IF UW1<2 THEN Vi=Vi+Vi*.43*FNTIM(4/(1+.6*T),T) 
     IF NT=100 THEN MU2=40.05
     IF ARE1<>10 THEN Arr$=FNRE$((.8*FNTIM(3,T)+.6*FNTIM(5,T))/2,1)
     IF UW1=1 THEN Vo=.2*FNTIM(FS/64,T)
     IF UW1=2 THEN Vo=.3*FNTIM(8,T)+.3/(1+T)
   IF W1W>0 THEN DT=DT0*(1+(W1W-INT(W1W))*.1*T*FNTIM(INT(W1W),T)/(T+.2)) ELSE DT=DT0
‘===================================

Сценарий звука Виолы - одна из записей в программе для создания звука различных музыкальных инструментов. Кроме этого сценария, для Виолы имеется ещё два других сценария, дающие звук несколько другого тембра - "спокойный" и "трепещущий". Возможности создания звука по этому пути ограничены только фантазией и умением программиста. Сам сценарий, как вы видите, не такой уж и большой, а звук даёт богатый. Вся пьеса Изаи сделана только на этом сценарии.
   А ведь кроме сценария звука Виолы в программе имеются два сценария фортепьянного звука, сценарий звука аккордеона, два сценария для звука колоколов, сценарий звука горна, и даже звук фонемы "а" певческого голоса имеется.
   Звуки эти отличаются только своими сценариями, какой сценарий напишешь, на какой сценарий в партитуре укажешь - тот звук и услышишь.
   Чувствуете, какие богатые возможности открываются при таком подходе к компьютерному синтезу музыкального звука?
   Потому я и занимаюсь этим делом с таким энтузиазмом.
   Спасибо за внимание.

Другие записи, сделанные синтезированным звуком, можно прослушать здесь -
http://yadi.sk/d/poMxlrBuxendv


Рецензии