Густав Клемм Культура и быт черкесов

В Адыгее издана книга немецкого историка Густава Клемма "Культура и быт черкесов".
9 июня 2015 г.

В Майкопе вышел в свет новый выпуск издания из культурно-исторической серии «Адыги», посвященный культуре и быту черкесов. На этот раз в выпуске представлен полный перевод тома 4 о черкесах из "Общей культуры и истории человечества" в изложении немецкого историка Густава Клемма. Перевод с немецкого языка выполнен Г.С. Саранчиной. Составителем выпуска является известный черкесский ученый и общественный деятель Батирай Езбек (Едыдж).

Густав Клемм (12.11.1802 – 26.08.1867) родился в Хемнице в семье саксонского генерала, учился в Фрайбурге и Хемнице. С 1821 года по 1825 год обучался в Лейпцигском университете на юридическом факультете по желанию своих родителей, хотя сам больше интересовался историей и библиотечным делом. Затем он защитил докторскую диссертацию в Йенском университете по библиотечному делу.

Позже, поселившись в Дрездене, он начал работать в королевской библиотеке. Во время работы там он написал свой 10-томный фундаментальный труд «Всеобщая история культуры человечества» (1843 – 1852 гг.). Четвертый том этого объемного издания он посвятил особенностям культуры и быта адыгов.

За годы работы в библиотеке Клемм собрал огромную этнографическую коллекцию, которая дала материал для его сравнительных работ по истории культуры и стала основой Этнографического музея Лейпцига.

В предисловии к четвертому тому своего фундаментального труда, опубликованному в Лейпциге в 1845 году издательством Б.Г.Тойбнера, Густав Клемм отметил: «Первобытное состояние горских народов и народов пустыни активного человечества и их распространение по всему миру».

Согласно его теории культурного эволюционизма или расовой теории, народы мира делились на пассивные и активные нации. Пассивные народы, представленные как в Старом, так и в Новом Свете, отличались самой выдающейся чертой – стремлением к покою, при этом их «вялое сонное существование бытия прерывается лишь только проснувшимися физическими инстинктами на такое время, пока они не будут удовлетворены», что, собственно, и  породило в этих народах очень развитое охотничество. «Высокие чувства любви и дружбы в общем и целом чужды пассивным нациям». Активные народы Густам Клемм характеризует как противоположность пассивным.

Изучив адыгов, немецкий историк считал, что «черкесы имеют вместе с пассивными народами все общие физические и духовные силы: сильно развитая способность к наблюдению, крепкая память, уверенная сила в критическом суждении». Но в отличие от них им присущи «духовное волнение, веселый нрав и живое чувство морального достоинства, чести, свободы и благодарности», что характеризует их как активную нацию. Кроме того, по его мнению, черкесы существенно отличаются от пассивных наций более достойным положением женщин:

«У черкесов мы видим женщину как подругу и соратницу мужчины, чью любовь он пытается снискать, чье уважение он ищет, чьи хорошие качества он ценит».

- Такие источники о черкесах, как Том 4 «Всеобщей истории культуры человечества» Густава Клемма не были еще ранее переведены. Сегодня у нас есть возможность представить их переводы и еще шире открыть дверь в историю культуры адыгов, - отметил этнолог Батирай Езбек (Едыдж).

Ученый из Германии, доктор философских наук Батирай Езбек (Едыдж) уже много лет занимается историей черкесского народа, имеет свои опубликованные труды, готовит материалы о культуре и быте адыгов к публикации. Среди его последних проектов: книга «Русские в Черкесии» (1760-1864), опубликованная в 2014 году; сборник «Черкесия в картах XIV – XIX веков», выпущенный в 2012 году, альбом «Черкесы Адыги в рисунках европейских художников XVII – XIX веков» (2009 г.).
 

Фатима Теучеж. Фото из архива автора

Фонд черкесской культуры «Адыги» им. Ю.Х. Калмыкова
Опубликовано 09 июня 2015 г.: 


Рецензии