нитирэн

НИТИРЭН:  СОЛНЦЕ-ЛОТОС

В 1261 году, весной, на улицах японской столицы Камакура появился странный человек. Он обращался к прохожим: «Измените свое сознание! Следуйте правильному пути Учения Будды! Иначе Японии грозит война!» Человека арестовали и сослали на далекий полуостров Идзу, и оставили в открытом море на вершине одинокой скалы, полностью затопляемой во время приливов. Казалось бы, гибель этого человека неизбежна. Но, когда начался прилив, мимо скалы проплывал рыбак в лодке, он взял человека на борт, и тот снова оказался спасен...
Этим человеком был монах, принявший имя  Нитирэн, что значит «Солнце-Лотос». Незадолго до ссылки он написал трактат «Риссё анкоку рон», или «Рассуждения об установлении справедливости и спокойствия в стране». Трактат был представлен политическим властям Японии. Основная мысль трактата состояла в том, что обстановка в мире определяется сознанием людей, что от людей зависит, будет ли их обиталище адом Авичи или же Чистой Землей Будды. Люди должны следовать Истинной Дхарме, писал Нитирэн. Что же такое Истинная Дхарма? – это одна всеобщая абсолютная Истина, проявляющаяся в разных формах. На самом деле существует только Одна Колесница, а не две и не три, и выражено это единство в виде Одной Колесницы Лотосовой Сутры. Когда люди принимают Одну Колесницу и следуют ей, весь мир становится Одной Землей Будды, вечной и неразрушимой. Одна Колесница – это изначальное единство всех живых существ, по природе присущее им и скрытое в недрах их сознания. Каждая сфера бытия управляется законами, которые сводятся в итоге к одному Закону, одной Дхарме. Она называется Истинной Дхармой, и ей учит Лотосовая Сутра.
Нитирэн пришел к этим выводам путем своей длительной монашеской практики и изучения сутр. Ему всегда было удивительно: почему школы буддизма искажают суть учения Будды и ставят Лотосовую Сутру ниже своих концепций, а то и вовсе отвергают ее? В то время в Японии господствующими учениями были амидаизм (школа Чистой Земли) и дзен. Нитирэн считал эти учения искаженными из-за личных интересов глав самих школ, считал, что последователи их нисколько не заботятся о спасении страны и народа в «век конца Дхармы». Как сказано в ряде буддийских сутр, после ухода Будды Шакьямуни с земного плана учение Его переживет три «века»: век Истинной Дхармы, век подобия Дхармы и век конца Дхармы. В период века Истинной Дхармы живые существа освобождаются от неведения и обретают просветление; в век подобия Дхармы они следуют  учению, но это есть следование только букве, а не сути; в век же конца Дхармы люди и существа забывают о Дхарме, и наступает время кризисов, смут и катастроф.
Почему именно Лотосовая Сутра? Великий Учитель китайского буддизма Тяньтай всё своё понимание глубин Лотосовой Сутры выразил в учении итинэн-сандзэн – «Три тысячи таковостей в одном мгновении сознания». Это учение Тяньтай преподал как теоретическое объяснение наивысшего Учения Будды. Полное название Лотосовой Сутры звучит как «Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы», и это тоже имеет глубочайший смысл. Три тысячи таковостей – это полнота реальности множества миров Вселенной, и если постичь существование Трех тысяч таковостей в каждом мгновении сознания, то достигаешь невообразимой сферы Чудесной Дхармы Вечного Будды.
Нитирэн строит свое учение на этом фундаменте. Прошедший обучение на горе Хиэй, где монахи исследовали буддийские сутры разных направлений, странствовавший по монастырям, ранним утром 28-го дня 4-ой луны 1253 года он, после семнадцатидневного уединения, взошел на вершину холма и провозгласил: «Наму Мёхо -рэнге -кё!» - «Слава Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы!» И этот день считается в школе Нитирэн днем кайкё – «открытия миру учения». С этого дня Нитирэн начал свою проповедь.
Первым актом Нитирэна, тогда еще носившего монашеское имя Дзэсёбо, как провозвестника нового течения в японском буддизме стало обращение в свою веру родителей. Он дал своему отцу имя Мё-Нити, что значит Чудесное Солнце, а матери – имя Мё-Рэн, Чудесный Лотос. Соединив имена матери и отца, сам он нарек себя Нитирэном.


Нитирэн не однажды подвергался смертельной опасности, но был чудесным образом каждый раз спасен. В 1264 году он, вместе с группой учеников, отправился пешком в родную деревню. Местность была пустынна и безлюдна, наступал вечер. И на Нитирэна и его учеников напал отряд из сотни вооруженных самураев под предводительством одного из местных начальников, ярого последователя амидаизма. Вскоре все спутники Нитирэна, безоружные люди, были убиты, сам же он – ранен. Но неожиданно на выручку пришел друг, самурай-ученик со своим отрядом, узнавший о происходящем. Нитирэн остался жив.
Четыре года спустя японские острова посетила первая монгольская делегация, требуя, чтобы Япония покорилась власти Хубилай-хана. Иначе монгольские войска вторгнутся в страну, и от Японии останутся лишь пепелища. Китай и Корея уже покорились монголам. Многие народы не решались даже сопротивляться завоевателям, безжалостно уничтожавшим вся и всё, что не подчинялось добровольно. Япония была на грани капитуляции. В этой ситуации Нитирэн снова, уже повторно, передает властям свой трактат, в свое время навлекший на него немилость. Мало того, он пишет письма правительственным чиновникам и высокопоставленным священникам. Реакцией на такую дерзость следует арест Нитирэна и попытка казнить его без суда и следствия.
Нитирэна привозят на берег моря, к мысу Тацунокути («Пасть дракона»), с тем, чтобы отрубить ему голову. Для казни всё готово, и даже, несмотря на позднее время, собираются любопытные горожане.
Нитирэн пишет в одном из писем о том, что он испытывал перед казнью: «В течение долгих лет я ждал такого момента. Сейчас наконец я могу отдать свое грязное тело как подношение Лотосовой Сутре. Это почти так же невероятно, как нечистоты превратить в золото. Я был бедным монахом, поэтому не смог достойно заботиться о своих родителях. Но бесчисленные добродетели от подношения моей жизни Лотосовой Сутре я посвящаю своим родителям  на благо их будущих жизней. Я не смог спасти свою страну. Но если я преподнесу свою жизнь Лотосовой Сутре, то принесу своей родине благо. А все оставшиеся добродетели дарю своим ученикам: монахам, упасакам и упасикам, которые следовали за мной и также столкнулись со многими трудностями и опасностями».
Но казнь не состоялась: произошло чудо. В тот самый момент, когда палач поднял меч, чтобы отсечь Нитирэну голову, небо внезапно озарила яркая вспышка. Люди в испуге упали на землю. В тот же миг на место казни прибыл гонец со срочным донесением отменить казнь: в родовом поместье правящего самурайского клана этой ночью сгорело священное место, и это было истолковано как предупреждение о том, что нельзя казнить святого, каким был назван Нитирэн.

Нитирэна сослали на отдаленный остров Садо, куда обычно ссылали преступников и антиправительственных деятелей, и откуда редко кому удавалось вернуться. Против последователей Нитирэна также стали проводиться репрессии.  Нитирэн жил в маленькой хижине без окон и дверей, которую до этого использовали для складирования еще не погребенных трупов. Зимой на Садо бушуют снежные бури, от которых темно даже днем, ветры продувают хижину насквозь, наметая внутри сугробы снега. Находясь на грани гибели от холода и голода, Нитирэн предается размышлениям обо всем произошедшем. Он проверяет, правилен ли его жизненный путь. И результатом этих размышлений становится «Трактат об открывании глаз» («Каймоку сё»).
  И на Нитирэна нисходит прозрение. Он вспоминает главу из Лотосовой Сутры, где говорится о «бодхисаттвах, появившихся из-под земли». В век конца Дхармы такие бодхисаттвы становятся провозвестниками Истинной Дхармы, и возникновение их – своего рода чудо. И Нитирэн видит себя одним из этих бодхисаттв. Он осознает себя как бодхисаттву Высшие Деяния. Он понимает смысл своей миссии на этой земле.

...В современной Москве, в центре мегаполиса, мы видели странных людей, одетых в оранжевые одеяния. В руках у них были плоские барабаны, и под барабанный бой они произносили непонятную фразу. Удивительным было, как эти люди, следуя друг за другом – их было человека четыре, – не сбиваются с шага и с ритма посреди потока уличного движения толпы и машин. Подумалось, что для этого требуется колоссальная сосредоточенность. Тогда еще было неизвестно, что это за люди и что они делают. Но через несколько лет стало ясно, что это и были «бодхисаттвы, появившиеся из-под земли», буддийские монахи ордена Сутры Лотоса, занимавшиеся своей практикой произнесения имени Лотосовой Сутры: певшие «Наму Мёхо-рэнге-кё!»


90 годы ХХ века.


Рецензии