Ученичество
УЧЕНИЧЕСТВО - от слова ученик. Ученик это человек, который учится. Если человек не ученик, то он и не христианин. Если человек ученик - он слушает учителя, он учится, он меняется.
Самое важное для ученика – это изменение мышления. Человек живет так, как он мыслит, уровень мышления – это уровень жизни. Библия говорит – помышления духовные есть жизнь, помышления плотские – смерть. Ученичество – переход от плотского мышления к духовному, переход от плотских поступков к духовным.
Рим.8:5-9 «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его.»
Особое внимание надо уделять человеку в подростковом возрасте. Давайте посмотрим процесс воспитания подростков через призму понимания христианских методов и средств воспитательного процесса.
Если говорить о подростках вообще, следует иметь в виду возраст от 15 до 18 лет. Этот период довольно знаковый в жизни человека, а потому к нему просто необходимо предельное внимание со стороны родителей, педагогов и старшего поколения в целом. Это возраст, в котором происходит перелом - все, что было в прошлом, кажется игрой. Впереди же рисуется «туманный Альбион» взрослой жизни, в которой нужно как-то себя реализовать, утвердиться и окончательно определиться с целями, и уже сейчас начинать к ним идти. Перед учениками встает немой вопрос о выборе дальнейшей учебы, профессии и векторе жизни в целом. Каким он представляется сейчас и каким станет в реальности? Этот и многие другие вопросы зачастую мучают и пугают старшеклассников, не всегда способных определиться, а главное ответить на те вопросы, которые вырастают перед ними чаще остальных. Здесь-то и возникает необходимость помощи и поддержки извне, которые способны знаково повлиять на дальнейшее развитие подростков и их физический, нравственный, а главное - духовный рост.
Итак, первое, о чем пойдет речь, - это формирование соматотипа. Как известно, наукой представлены три типа: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Каждый из этих типов соответственно располагает своими критериями. Так, первый является рыхлым и с избытком жира, он менее приятен, чем, скажем, стройный, мускулистый мезоморф или худой и костлявый эктоморф. Проводя аналогию с верой в Господа нашего Иисуса Христа, можно заключить, что рост и социальный статус имеют значение как в физических данных, так и в Боге. Старшим братьям во Христе просто необходимо осознавать, а также различать эти особенности. К примеру, человек полный склонен к излишним переживаниям, а люди небольшого роста занимают более агрессивные позиции по отношению к тому, что происходит вокруг. Между тем подростки с ускоренным темпом роста проявляют лидерские навыки, при этом девочки ведут себя менее стабильно (норовят нацепить одежду взрослых, сделать макияж), не всегда при этом понимая, что за внешним лоском скрыта обыкновенная тревога. В приоритете она основана на мыслях о собственной красоте и о дальнейшем. Одни пробуют показать свою физическую красоту еще больше, тогда как другие лишь пытаются скрыть недостатки физиологии косметикой.
В подобных терзаниях подросткам просто необходима ориентация. Когда они желают "красиво" о Боге (пройдя младенчество, детство и начальные классы), они с претензией уверены в своем слове, не красота слов, но умение "подать себя", быть полезным другим людям с полной самоотдачей в действии. Не смотреть на себя в зеркало, но делать себя твердым во Христе! Нужно помочь подростку понять, что красота не в росте физическом, но духовном, в мудрости, данной нам свыше щедрым подарком небес. Каждый из людей исключителен своим предназначением и служением Богу!
Зачастую подростки во Христе тяготеют к вещам, в которых слабо разбираются. Их внутренний мир растет, и они не без некоторого самодовольства подмечают некоторые духовные аспекты, которые, по их мнению, известны только им одним. Они считают себя Колумбами, которым очень важно довести истину о берегах, которые уже существуют и известны многим, точно таким же верующим, как и они сами. С точки зрения воспитателя важно развить в подростке самонадеянность и решительность не на словах, но в твердых поступках, основанных на постулатах веры. В этом возрасте верующие склонны жадно впитывать Слово Божье и неохотно отказываться от своих криво возросших сорняков. Здесь-то и потребуется помощь наставника, готового аккуратно выкорчевать лишнее. И первое, что потребуется, - это подержать уникальность подростка, при этом четко объяснив, что он не лучше других. Его уникальность - дар Божий, который он обязан использовать во благо других людей. Второе - направить разного рода иллюзии на опыт старших, показать пример и объяснить подростку, что его понимание на данный период относительно. Третье - раскрыть перед ним перспективу жизни в Боге. Объяснить, что нужно задумываться о будущем, не жить одним только настоящим и приложить силы, чтобы удовлетворить потребности подростка в ориентировке на будущее.
Также, рассматривая методы и средства воспитательного процесса подростков во Христе, не следует забывать и о психологическом воздействии. В личном общении с подростком не должен присутствовать пессимизм, ни в коем случае нельзя подорвать или как-то задеть личность, тем самым вызвав желание изоляции подростка. Необходимо избегать мелочной опеки и предоставить подопечному возможность быть самостоятельным, ведь понимание внутренних механизмов человека плюс поддержка и интерпретация рождают правильный подход и надлежащие результаты. Так, понимание исходит из изучения подростка, поддержка снимает напряжение в общении и удаляет всякую конфронтацию, интерпретация находит пути сближения друг с другом.
Однако всегда нужно помнить главное, а именно - потребность в любви. Ведь это, а также совокупность условий, стремление к духовной близости, что-то светлое и неприкосновенное, то, чему подвержены все. Идеалисты, романтики, сомневающиеся, скептики, циники - все они испытывают потребность, но каждый по-разному. К примеру, идеалистам присуща возвышенная любовь, романтики склонны мечтать о любви более приземленной, сомневающиеся отклоняют идеальную любовь, в то время как скептики отрицают ее вовсе, а циники видят только интимную сторону.
Сталкиваясь с воспитательным процессом подростков во Христе, важно считаться с изложенными выше аспектами, а также взять во внимание то, что любовь присуща всем, ее необходимо реализовать в формах других отношений. Любовь - это поведение и действие. Любовь - это Бог! Любви нужно учиться и учить: ухаживать, заботиться, помогать нуждающимся. Следует быть рьяным ревнителем, но не спешить в любви, ведь она одинаковая и такая разная: глубокая и зрелая, устойчивая и благородная.
Возвращаясь к подросткам, можно сделать наблюдение, что им свойственно желание иметь суверенитет, но все же их опорой и поддержкой являются учителя (наставники) и родители. Так вот, определенно первой и наиболее важной проблемой старших является то, что они не видят или не хотят видеть в своих детях равных партнеров. Это отталкивает младшее поколение и заставляет менее считаться с тщетными попытками старших что-либо изменить.
В таком случае необходимо:
1. Быть советчиками и стремиться завоевать доверие подростка.
2. Быть другом и общаться с младшим как со взрослым.
3. Подросток должен иметь свой голос и поверяться в общие проблемы церкви, отдельных верующих и т.д.
4. Иметь право на суверенитет.
Всем нам свойственно погружаться в поиски смысла жизни, а особенно подросткам, которые нередко размышляют на тему смысла собственного бытия и определения дальнейшего пути. "Кем быть?", "Каким быть?" - извечные вопросы, которые задает себе подросток, глядя вокруг. В такое время важно помочь найти ответы, задействовать творческий потенциал подростка и направить в светлое будущее веры и духовного роста. В моменты сомнения необходимо поддержать основы, на которые упирается верующий. Ложь, лицемерие людей в миру, несчастные семьи, разбитые идеалы и боязнь заглянуть в светлое завтра. Все это «на собственной шкуре» или со стороны может подавить подростка, вызвать колебания в его душе, а потому так важно в подобные моменты быть рядом, ориентировать подопечного на возрастание в Христе, самоопределение и воспитание.
Итак, мы подобрались к воспитанию, а скорее к самовоспитанию в Господе.
Деятельность по изменению себя может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. В данном случае цель подростка в том, чтобы развить в себе положительные качества и искоренить отрицательные. Педагогам же следует помочь подростку осознать смысл самовоспитания, развить мотивацию в этом, оказать психологическую поддержку и расставить перед ним перспективы. Подросток обязан выработать (при помощи педагога/наставника) в себе личностные качества, стремление к самостоятельности, а также оценить свои возможности для сохранения и развития веры. Стоит оказать помощь ему в оценке реальной действительности и предостеречь от подражания тем, "кому не стоит". Важно показать, что любые конфликты можно избежать, оставив их прежде, нежели последние разгорелись; ориентировать на самообязательства и самоконтроль (не пропускать служения, не давать слабину в вопросе вредных привычек); привить личностную программу развития (отсутствие лжи, послушание, не прекословить и не сквернословить и т.д.); содействовать в организации самопрогнозирования (реакция на тенденции в обществе, определение служения Богу, призвание и пр.).
Теперь несколько строк об отношении к будущему.
Важно помнить, что все люди разные: одни не задумываются о завтрашнем дне, другие живут только "сегодня", третьи нормально реагируют на сегодня и завтра, делают прогнозы на будущее, четвертые стремятся лишь как-то застраховаться и избежать бед, совершенно забывая, что ни один волосок не упадет с их головы без ведома Всевышнего.
Как и в предыдущих случаях, здесь необходимо оказывать помощь в развитии взаимоотношений подростков со сверстниками, говорить о том, что является предметом их желания (насколько и как они желают расти в Боге), формировать цельное мировоззрение в жизни с Богом, отстаивать истинные позиции перед людьми с мирским мышлением, и наконец, повторять снова и снова догматы Святого Писания, изучать Их и да пребудет с вами Господь!
Свидетельство о публикации №216121301258