Письмо мое последнее домой

               
   Ирина, отвечу на ваше: «Не стоит расстраиваться по поводу неудач в литературном творчестве.» Я уже пытался не только вам, но и  власть предержащим  в Нарьян-Маре прямыми обращениями: к бывшему главному редактору Наръянки Михину, затем к вновь избранному Председателю Собрания НАО  С. Коткину, «главному ветерану войны и труда» Сядейскому, затем его преемнику В. Корепанову, директору школы №1 и по совместительству члену общественной палаты НАО Каневу Ю.П.  объяснить,  что расстраиваюсь не из-за «неудач в литературном творчестве». А из-за того, о чем  написал в главах «Взгляд на Россию со стороны», «Отзыв на книгу Л.Ю, Корепановой «Записано на небесах» и в других в книге «О жизни в СССР, причинах его распада и последствиях».  Тем более что литератором себя не считаю.
 То есть, из-за  увиденных мной изъянов в морально – нравственной сфере, которых вы сами не замечаете,  воспринимая их как должное. Как говорится, мне человеку со стороны, повидавшему и узнавшему многое за годы жизни в Литве и Беларуси, видней.
 К тому же, видать, так уж  нам устьцилемам из родов Чарнышевых и Глухиных на роду прописано: бороться с ветряными мельницами, начиная с нашего прадеда в n-ном колене Чупрова Ивана Андреевича, который еще при Екатерине II ( см. приложение) был изгнан  за это из Комиссии по Новому Уложению (предшественницы современной Государственной думы).
Перед Войной по доносам (фамилии доносчиков сестра Елена раскопала в архивах) были из Нарьян -Мара изгнаны (осуждены), сначала мой дядя Носов Иван Яковлевич, затем наш отец Чупров Иосиф Иванович. Хорошо, что всего лишь изгнали, а не поставили к стенке, как ставили других в 1937-1938 годах. Затем отца досрочно освободили, чтобы тут же отправить на фронт, даже не дав попрощаться с семьей. Ивана Яковлевича, в результате его письменного обращения  к Клементу Ворошилову, из лагерей освободили. После возвращения в Нарьян –Мар,  в армию не забрали, а на должность главбуха Морского порта поставили. Где он и проработал до выхода на пенсию.
   Брата Ивана бывшие партийно-советские руководители Округа, а ныне святые  иконы Н-Мара за активную борьбу с повальным  пьянством  в Округе путем привлечения жителей  к спорту и  независимый характер, с должности Председателя Окружного комитета физкультуры спровадили в преподаватели физкультуры. Должен поправить себя, упомянутые  выше руководители  пока  не святые, а всего лишь почетные. Так как  ни одна из двух церквей Нарьян–Мара  святыми  признать их еще не успела. Потому коммунистический иконостас  расположен пока не внутри церкви, а по соседству с ней. 
  Руководящей должности «мудрые руководители Округа» - товарищи сядейские Ивана лишили, но вот искоренить  добрую память о нем – не получилось.  Вы в Нарьян - Маре человек новый, потому, наверное, удивляетесь:  за что его люди помнят? И мемориальную доску в память о нем на стене Дворца спорта установили?
А за то, что он и после смещения  с должности Руководителя, продолжил свое дело, отдавая ему не только всего себя, но и свою зарплату (на приобретение спортинвентаря для своих учеников, строительство тира в подвале сельхозтехникума и т.д.), живя с сестрой Татьяной на её зарплату. Таня сама не воевала с мельницами, но брата в этой войне полностью поддерживала.
Только за то, что брат Иван на своем горбу вынес из подвала сельхозтехникума  сотни мешков грунта, чтобы построить в подвале тир и помещение для игры в настольный теннис,  следовало бы еще при его жизни у  входа в тир поставить памятник.
По мнению тех, кто хорошо знал моего дядю Исая Васильевича Малышева, ему следует установить барельефную доску при входе в монумент культуры, который отгрохали в Тельвиске. - Как бывшему председателю  колхоза им. Кирова, спасавшему Тельвиску от голодного вымирания в военные годы.
 Выбив на ней золотом последние слова  Исая Васильевича перед добровольным уходом его из жизни, ставшие пророческими: «С этими коммунистами вы еще наплачетесь».
 

   В Нарьян – Маре недавно открыли Мемориальную доску член – корр. ВАСХНИЛ, доктору сельхоз наук Рочеву П.А. В Энциклопедическом словаре  НАО, изданном в 2001  г., на стр. 233 написано, что  достижением Рочева П.А.  в области науки является то, что
он «вывел новую породную группу молочного скота, имеющую высокую устойчивость к климатическим условиям Крайнего Севера». В словаре  забыли сообщить, что эта группа скота могла в промороженных насквозь скотных дворах сельхоз станции выживать до весны. Но у коров этой группы был один недостаток: молока они давали меньше хорошей козы. Так как мудрым ученым  П.А. Рочевым эти коровы были превращены в машины по переработке сена в тепло для собственного обогрева и в навоз, а не в молоко.  Про них в Н-Маре  тогда говорили: «От них молока, как от быка». Пытался Петр Андреевич по той же методе вывести стойких к условиям Крайнего Севера поросят. Но не получилось.  Говорят, все свиньи окоченели, не успев привыкнуть к  морозам.
  Потому руководящие товарищи Округа  и прочий люд приобретали коров  для личных и подсобных хозяйств (до   Н.С. Хрущева  не запрещалось делать это)  в Тельвисочном колхозе им. Кирова у  И. В. Малышева, а не у директора Сельхоз станции П.А. Рочева.
По той причине, что Исай Васильевич в своем колхозе разводил  не рочевскую, а устьцилемскую породу коров. Это подтвердил мне несколько лет назад сын одного из партийных руководителей Округа тех времен.  Да и наша мамаша, несмотря на трудности с   перевозом скота в послевоенные годы,  нашла, как  привести дойную корову в Нарьян - Мар из Усть – Цильмы.
И.В. Малышев разводил у себя в колхозе устьцилемскую породу не только молочного скота, но и лошадей, бывших в те годы основным видом транспорта в Округе. Чего только стоил его конь по кличке Лысан, о котором я подробно написал в главе «Лысан»  в книге «Все что в сердце отложилось». Не будь колхоз им. Кирова передовым по всем показателям, в том числе и по надоям молока,  партийное руководство Округа не позволило бы такие вольности его председателю. 
  Но вернусь к научным достижениям  Сельхоз станции, возглавляемой не Исаем Малышевым - выходцем из староверов с 4-х классным образованием,  вдобавок, репрессированным в процессе раскулачивания крестьян Усть - Цильмы, а доктором сельхоз наук П.А. Рочевым. Удивляюсь, как это до сих пор по просьбе научных сотрудников Сельхоз станции не увековечены имена других героев станции тех времен:
- напрасного труда. - Пару лет тонувших в выкопанной собственными руками  канаве в болоте за старым аэродромом, чтобы добыть из неё несколько торфяных кирпичей для отправки в Москву в качестве экспонатов на ВСХВ (Всесоюзную сельскохозяйственную выставку).- Хоть что-то  в качестве отчета о проделанной работе станции, возглавляемой крупным ученым, надо было туда отправить;
- преступного по современным экологическим нормативам труда. – Эти герои  (задолго до американцев во Вьетнаме) уничтожили все живое с помощью напалма собственного изобретения  на  острове Кермундей в русле Печоры. -  С благой целью – освободить остров от кустарника для травы под сенокос. Но, чтобы не отравить коров,  с тех пор на Кермундее сено больше не косили;
 - бессмысленного труда. - Пытавшихся порадовать Никиту Сергеевича Хрущева  выведением заполярного сорта кукурузы. Но, жаль, не успели. Сняли Никиту.              Предполагаю: не отлили в бронзе имена этих героев потому, что непосредственными  исполнителями  перечисленных выше свершений были многие люди, но инициатором то их был один человек - уже увековеченный в металле П.А. Рочев. Иначе бы его в член - корреспонденты ВАСХНИЛ только за выведение «новой породной группы молочного скота»  не избрали. Туда избирали  по совокупности  достижений. Многоуважаемый Петр Андреевич  добился требуемой для избрания  совокупности научных  достижений: новую породу скота вывел, возможности замены дров, сплавляемых по Печоре из Коми АССР, на собственный торф, и кардинального расширения площадей сенокосных угодий  на примере острова Кермундей показал. Почти доказал возможность содержания свиней и   перехода с травы на кукурузу в условиях Заполярья. Вот и стал член –корреспондентом ВАСХНИЛ.
         Интересные были тогда времена:
   С одной стороны, достижения в области сельского хозяйства П.А. Рочева, в поте лица изобретательно трудившегося в заполярном  Н-Маре,  признавала Москва. С другой,  ему за 42 года руководства Сельхоз станцией так и не удалось  приблизиться  к народной славе А.В. Журавского – основателя Печорской СХОС в  Усть – Цильме. Той станцией П.А. Рочев тоже  руководил с 1935 по 1942 годы. Если в Нарьян – Маре память о Петре Андреевиче все-таки увековечили, то в Усть – Цильме его имени и вспоминать не хотят. А ведь было время, когда и Журавского староверы  Усть – Цильмы проклинали за то, что стал выращивать бисовы яйца – картошку. К сожалению, та же участь постигла  Петра Андреевича с кукурузой в Нарьян – Маре.  Одним словом, не дальновидный у нас народ: не хотел во времена П.А. Рочева знать, что льды в Ледовитом океане лет через 50 - 100 могут растаять и тогда кому то  придется продолжить дело Петра Андреевича – взяться за выращивание кукурузы в Нарьян – Маре.
  С одной стороны, во времена Хрущева почти все личные подворья не только в Нарьян – Маре, но и по всей стране, ликвидировали, тем самым вдвое сократили производство молочных продуктов в северных регионах  России.  В результате,  малолетние племянницы и племянники, приезжавшие к нам в гости в Литву, отказывались есть сметану, которую тетя Нина им предлагала, заявляя: фу, кака. Так как в родном Нарьян – Маре  истинного вкуса сметаны за свою  не очень долгую жизнь они еще не узнали. Сердобольные литовки, глядя на них, в ужасе причитали: они  же не просто бледные, они синюшные, видать, от недоедания. Это сегодня творог и сметану в Н-Мар везут из Беларуси. А тогда вести было неоткуда. С другой стороны, П.А. Рочева как разработчика «теоретических и практических основ молочного скотоводства»  награждали  золотыми и серебряными медалями ВСХВ (см. упомянутый выше  Энциклопедический словарь НАО). Правда, злые языки утверждали, что в Москву из-за отсутствия молока  в качестве гостинца тамошним сельхоз ученым он семгу  чемоданами возил. А семга в Москве в те годы была на вес золота. Вот и наградили его золотой медалью.
  Такова была Советская действительность в родном мне Нарьян-Маре, которую в нескольких томах мемуаров воспел товарищ Т.И. Сядейский.
 Справедливости ради скажу,  в 40-50-е годы  в Нарьян - Маре были и другие специалисты своего дела, такие как агроном Глинка и ветеринарный врач Выгузов (их имен, к сожалению,  не помню),  много сделавшие  полезного (говорю это совершенно серьезно, без иронии) для сельского хозяйства в Округе и жителей его. Но, хотя штат Окружного музея и общества краеведов при нем за последние 30 лет увеличились в 10 раз и некоторые из них усердно помогали Тихону Ивановичу в написании мемуаров, вспомнить   добрым словом дела Глинки и Выгузова   сегодня в Нарьян – Маре  некому.   
 Про них и про  И.В. Малышева в своих мемуарах господин (или все-таки товарищ?)  Сядейский не сказал ни слова. Зато воспел как героя спасителя деревни Андег своего идейного сподвижника - председателя колхоза   той деревни  Н.И. Корепанова. Подробней о его геройстве вы можете прочесть в книге Германа Хабарова «О родителях и родном Севере», выпущенной в Н-Маре в 2008 г. издательством, возглавляемым Л. В. Царьковой.   
В своих  же мемуарах Т.И. Сядейский характеризует Н.И. Корепанова  как руководителя колхоза  исчерпывающе коротко и ёмко:  истинный коммунист!  Похоже, Тихону Ивановичу и сегодня не в домёк, что уже в 70-е годы прошлого века эти слова в народе  были  ругательной, а не положительной оценкой деловых качеств руководителей хозяйств и предприятий. Не только в Москве и Ленинграде, но и в Ненецком округе народ знал, что истинный коммунист будет любой ценой  выполнять все  указания райкома партии, какими бы абсурдными они не были. И кукурузу будет сеять в Заполярье, и тунеядцев перевоспитывать. Вместо того чтобы  лучшим образом хозяйством управлять. Потому колхозники и не хотели принимать  в председатели колхозов кандидатур из рядов истинных коммунистов, навязываемых  им Т.И. Сядейским. 
Коренные ленинградцы, когда заходила речь о стиле и результатах работы истинных коммунистов, тяжело вздыхали: мы пережили блокаду, переживем и коммунизм.  А в кабинетах Союзных министерств в Москве про них ходили анекдоты типа: Армянскому радио задали вопрос, должен ли коммунист платить партийные взносы со взяток? На что Армянское радио ответило, если истинный коммунист, то должен.
        В Послесловии к своим мемуарам стойкий коммунист Т.И. Сядейский с болью в сердце восклицает: «Богатырскую страну разграбили... Хлебные поля забросили…Промышленность заглохла…Нравственность и совесть отменили…»
Все верно, товарищ Сядейский! Только с небольшими уточнениями:  в первый раз с нашей страной  сделали это большевики в 1917-1920 годы, которые, выражаясь их собственными словами, разрушили Российскую империю до основания.  Повторно сделали это в 70-80 годы прошлого века коммунисты, руководимые Л.И. Брежневым, присвоившим себе  за развал СССР звание четырехкратного Героя Советского Союза, плюс Героя Соцтруда и Лауреата Ленинской премии. Да и вы, товарищ Сядейский,  тоже стали  героем Окружного масштаба: были трижды награждены орденами. Это под вашим с Брежневым  руководством страна пришла к краху в экономике, который наступил в 1990 году, и как  в годы войны - к карточной системе  на продукты, трусы и носки.  Ну, а завершили все это в 90-е годы идейные внуки большевиков – комсомольцы типа Гайдара, Березовского  и Ходорковского.
 Ещё страшнее то, что коммунисты  на протяжение 70 лет уничтожали в народе христианскую мораль и нравственность, пытаясь заменить их Моральным кодексом строителей коммунизма. Пример Л. Берия, проклинаемого коммунистами, сумевшего с 1938 по 1953 годы, сначала создать оборонную промышленность, благодаря которой СССР победил в 1945 году, а затем восстановить  страну, разрушенную войной, показал, что сельское хозяйство и промышленность можно восстановить за 5-10 лет.  Да и современная Россия из крупнейшего импортера зерна во времена СССР, уже превратилась в крупнейшего экспортера его.
А вот  отмирание  коммунистической морали и нравственности (как и старой веры на Руси)  в таких местах, как Нарьян – Мар, где народ  на протяжении нескольких поколений черпал информацию только из газеты «Правда» и лекций сядейских, судя по всему, невозможно без смены поколений. Поэтому на воспевание председателей  колхозов типа Н.И. Корепанова и прочих строителей «светлого коммунистического будущего», которого они так и не построили,  деньги в Н-Маре находят,  даже в избытке.
    Я же своими писаниями пытался донести до своих земляков, что наше прошлое, это не только сладкая правда сядейских. И что в развале СССР товарищи сядейские виновны не менее инициатора перестройки М. Горбачева, на которого они сегодня пытаются свалить всю вину.   Вот и  встал, совершенно того не желая, на стезю борца с ветреными мельницами в 2010 году, которую решил завершить сегодня последними посланиями  к Вам  и Ю.В. Каневу, которое полезно будет прочесть и Вам (см. Приложение).
Позвольте мне в заключении высказать свое мнение на прямоту: это не я должен искать деньги на увековечивание памяти о тех, про кого  написал в своих воспоминаниях. А те, кому по штату положено сегодня заниматься нравственным воспитанием  не коммунистического, а пост коммунистического молодого  поколения:
- Совету по вопросам редакционно-издательской деятельности исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений, в котором вы работаете;
- Общественной палате НАО, членом которой  является   Ю.В. Канев;
-Школе №1, преподавателями и выпускниками которой многие из героев моих повествований были.
В своей деятельности они должны, по моему мнению, руководствоваться не только воспоминаниями сядейских о том, как было хорошо в СССР (партийно-советским бонзам, действительно, было хорошо), а хотя бы вот этими словами Президента РФ В.В. Путина: «Кто не жалеет об СССР, тот не имеет сердца, кто желает возврата в СССР – не имеет ума».  Чтобы жители Н-Мара и его окрестностей и впрямь не захотели вернуться в те «благословленные времена»,  когда товарищ Т.И. Сядейский некоторых из них лечил от тунеядства.
 Написал про тунеядство и вспомнил, что сосед России Батька Лукашенко,  не полностью порвавший  в Беларуси с теми «благословленными временами», уже  обнаружил  эту страшную заразу в своем народе. И нашел способ лечения её: ввел налог на тунеядство, записав в тунеядцы всех, кто трудоспособен, но не платит подоходный налог.  И в пустой  казне Беларуси сразу прибавилось от сбора налогов. 
Ирина, может ваш Совет возьмется  донести через госпожу Г.Б. Медведеву  (я такой возможности не имею) до губернатора И.В. Кошина информацию об этом достаточно эффективном способе пополнения казны?  Если же казна пополнится, то  Совету, возможно, больше не придется мучительно  выискивать поводы для отказов в публикации, чтобы ими прикрыть  истинные причины отказов.
      
   Приложение.
Здравствуйте, Юрий Викторович!
Разрешите поздравить Вас с наступившим 2016 и заодно доложить Вам, как члену окружного общества краеведов и члену общественной палаты НАО.  Несмотря на вашу  благожелательную рецензию на «Все что в сердце отложилось»,  и аналогичную - от зав. Отделом истории ИКМ, канд. исторических наук М.М. Коловангиной, в много миллиардной казне НАО в очередной раз не нашлось сотни тыс. рублей для издания моей книги.
И это при том, что в моих воспоминаниях речь идет не только о  труднейшем периоде в жизни Нарьян –Мара, но и о далеко не последних людях в истории его: брате Иване
сестре Татьяне, родном дяде Носове Иване Яковлевиче, репрессированном в конце 30х годов, и после освобождения из лагерей, несколько десятилетий проработавшего главбухом Морского порта Н-МАра, его дочери – известной в городе учительнице немецкого Романенко А.И.
  Один зять  Ивана Яковлевича – Разум Филиппов был капитаном знаменитого гидрографического судна «Ромбак». Другой Илья Гусев – сначала капитаном пассажирского речного парохода «Сыктывкар», а затем  долгие годы одним из руководителей речного порта Н-Мара, награжденным за свой труд орденом «Трудового Красного знамени». Хотел рассказать о трагической судьбе сыновей Ивана Яковлевича. Старший Ефим погиб на фронте – сгорел в танке. Средний Ювиналий ( в семье его звали Юником) красавец мужчина посвятил себя морю и в расцвете сил  трагически погиб на посту капитана своего корабля.  Младший Яков пошел по стопам Юника. Как и он  окончил морское училище имени адмирала С. О. Макарова в Ленинграде. Стал капитаном дальнего плавания и  не  на много пережил своего старшего брата.
 Много ли вы знаете семей не только в Нарьян -Маре, но и во всем СССР, в которых  было бы 4-е капитана?
О другом дяде - Исае Васильевиче, которому было одному из не многих в Округе присвоено звание «Заслуженный рыбак Севера».
    О сыне Исая Васильевича – Алексее. Цитату из Нарьянки о нем приведу:
«Алексей Исаевич родился и вырос в Нарьян-Маре, здесь закончил среднюю   школу, успешно поступил в Ленинградский горный институт. Буровой мастер, технорук Ненецкой геологоразведочной экспедиции, начальник партии структурно-поискового бурения на нефть и газ УТГУ, начальник отдела Хорей-Верской нефтегазоразведочной экспедиции — таковы этапы его трудовой деятельности. Алексей Исаевич является первооткрывателем Василковского, Лаявожского и Ванейвисского газоконденсатных месторождений.
    И дополню её собственной : «Я запомнил, как  после получения из скважины первой нефти  в 1958 году, мой двоюродный брат Алексей со своим товарищем по учёбе пришли на торжественное собрание в свою родную школу номер один Нарьян-Мара в форме студентов Ленинградского горного института и с бутылкой добытой нефти, которой по традиции умылись.»
  В память о нем привел фото в начале статьи, на котором Алексей (слева) на встрече выпускников нашей школы, кажется, в 1987 году.   
        То есть, Алексей был первооткрывателем того, на чем зиждется сегодняшнее благополучие НАО. Казалось бы, только в память о нем НАО мог бы расщедриться.
 Мне горько  осознавать,  что покойная сестра Татьяна – пенсионерка нашла сто тыс.  рублей, чтобы быть  спонсором двух изданий «Все что в сердце отложилось» в 2012 и 2013 годах, а также  « О жизни в СССР, причинах его распада и последствиях» - в 2015 году, которые мы с ней вручили в качестве памятных подарков не только школе, Окружным библиотеке и музею, одноклассникам,  родным и знакомым, но и губернатору   И. Кошину – на праздновании 80 летия 1-й школы, и С. Коткину – по случаю вступления его в должность Председателя Собрания.
А один из самых благополучных в материальном отношении Регион РФ – моя родина НАО сделать этого не смогла.  И еще горше, если не захотела.
  P.S. Юрий Викторович, выше я напомнил вам о вкладе в строительство и развитие  Нарьян – Мара  близких родственников  только двух выходцев из Усть – Цильмы: моего отца и его сестры Матрены Ивановны Носовой (Чупровой) – жены упомянутого выше И.Я. Носова. А ведь выходцы из Усть – Цилемского района Коми АССР  основали не только столицу Ненецкого округа и его пригороды: Кармановку, Калюш, Качгорт, Сахалин и Бондарку. Но и другие населенные пункты, такие как Осколково.   

В следующей книге воспоминаний я планировал рассказать об участии моего отца и дяди Исая в организации рыбного промысла в низовьях Печоры. Отца - в предвоенные годы, а Исая Васильевича – в военные и послевоенные годы. Старшем сыне дяди Исая – Василии, обеспечивавшем в 50е годы прошлого века радиосвязь с рыбоприемными пунктами низовья Печоры.
  О дочери И.В. Малышева Татьяне, как и я, заброшенной судьбой после окончания Московского ВУЗа в Литву в портовый город Клайпеду, значительную часть населения которого составляли послевоенные переселенцы из Архангельской области. В том числе и её муж Владимир Калинин, бывший на момент распада СССР, главным механиком аэропорта курортного города Паланги. А начал Владимир свою трудовую деятельность после окончания Рижского института гражданской авиации в аэропорту Нарьян – Мара. 
Об   активном участии  Татьяны в организации первых  не только в Клайпеде, но и в СССР магазинов самообслуживания. Её дочерях, выросших в Литве (см., фото).
Старшая Лариса на момент провозглашения независимости Литвы  была студенткой экономического ф-та  ВУЗа в Калининграде. После окончания ВУЗа вышла замуж и осталась в Калининграде.
               
                Аня и Лариса Калинины
                в гостях у деда Исая в Нарьян - Маре
Во время последнего посещения нами Литвы (пять лет назад) Лариса с мужем имели в Калининграде  кафе, крытый каток, бутик модельной обуви и т.д.
 Малышка Аня в 90е годы закончила экономический ф-т университета в Вильнюсе. Пять лет назад Аня была в разводе с мужем, одна воспитывала двоих малолетних детей, выбившись в коммерческие директора электросетей столицы Литвы - города Вильнюса.   
   О  своей троюродной сестре Татьяне Васильевне Вокуевой ( по мужу, кажется,  Рочевой) одной из первых учительниц, ныне процветающего поселка Красное. Если  моя сестра Чупрова Татьяна Иосифовна 40 лет учила детей Нарьян – Мара географии, то  наша троюродная сестра  Вокуева  Татьяна Васильевна столько же лет своей жизни отдала обучению грамоте детей Красного и его окрестностей.
  О нашей родне в четвертом, пятом колене и их вкладе. А также о Григории   Семеновиче Дуркине, принимавшем  активное участие в строительстве причала Морского порта, на котором по сей день стоят портальные краны, его сестрах и брате Андрее.
    Двоюродном дяде по отцу Чупрове Акиме Петровиче, до призыва в армию в 1939 году, плававшем  радистом на  пассажирском пароходе «Молоков». Дядя Аким прошел всю войну «от звонка до звонка». Был дважды ранен. Второй раз при взятии Берлина - получил осколок в грудь, застрявший в сантиметре от сердца.  После окончания войны, с осколком в груди, был направлен на работу в военкомат Нарьян – Мара, где всю войну ожидала его мать, живущая в одной из землянок Калюша. Через несколько лет Акима Петровича направили служить в степи Казахстана, где он и прослужил до выхода на пенсию в 1971 году в звании подполковника.

               
               Г.С. Дуркин выступает на встрече  ветеранов ВОВ в Морском порту Нарьян - Мара               

Его сыне Александре, которого в конце 40-х я катал на санках по улицам Нарьян – Мара. Александр пошел по стопам отца и прошел путь от курсанта Суворовского училища до полковника Генштаба СССР.
               
                Чупров Аким Петрович
   Двух семьях Ермолиных – в числе первых поселенцев срубивших себе избы в Кармановке. И выходцах из этих семей. В частности, о Игоре Соколове, последовавшим по стопам своего дяди Вани в Ленинградский институт физкультуры им. Лесгафта.  Сегодня он директор плавательного центра, что в Качгорте, и по совместительству - депутат. Его дяде Федоре, выпускнике школы №1, которой вы сегодня руководите. Ныне он - житель Северодвинска, доктор наук.
Хотел это сделать сегодня, пока еще есть,  кого расспросить о них. Но похоже, что не только тем, кто решает, кого печатать, а кого нет, но и краеведам Нарьян- Мара все это мало интересно. А некоторым из них –  неприятно слышать об этом.
 Очень жаль, что краеведы Нарьян- Мара по отношению к выходцам из Усть – Цильмы,  стоявшим у истоков его,   заняли позицию Иванов, не помнящих родства.
    Таков был  мой эмоциональный ответ на отказ издать «Все что в сердце отложилось» за счет бюджета НАО. А официальный ответ изложен в Приложении 3.

 


Рецензии