Фамилия

                Фамилия.
      История происхождения  и усовершенствования фамилии моего рода очень долгая.  Каждому интересно знать – откуда у него эта фамилия. Начнем  рассуждать. Как к людям пристали фамилии. Слово фамилия в переводе с европейского - семья. Каждую семью как – то надо различать. И как наши предки это делали? Как давно появилась основа нашей фамилии, ее начало?  Основа моей фамилии – чист. В Библии есть написанная строчка: «Чистый Иаков Род Иаковлев  никогда не престанет». Как это было давно?!  В старину, кузнеца, который чисто ковал, звали чистоков. Быть может отсюда идет начало фамилии, указывает на характер предка, род занятий. Чистяк  - в стародавние времена называли человека чистоплотного, аккуратного. Должно быть,  прозвище отца перешло в фамилию Чистяков с длительным процессом формирования  от притяжательного прилагательного с суффиксом – ов.   
Если предположить, что предок был знахарем, собирал растения и лечил людей. В стародавние времена лечились травами. «Чистяк» - в Малороссии многолетнее травянистое растение, с мелкими желтыми блестящими цветками. Тогда и прозвище моему предку дали: «Вон мол, сын чистяка пошел по берегу».
   По исследованиям в России часто встречалась фамилия Чистяков на северной Волге.  Исторические факты рассказывают о трех массовых переселениях карел в Тверской край.    
Это могло произойти либо в 1625 – 1727годы Екатериной 1, либо в 1762 – 1796годы – Екатериной 2. Тогда один из предков был отправлен в ссылку в Тверь.            
Следующее переселение с Поморья для заполнения пустых мест было при Петре 1.  Вполне возможно,  так как на новом месте была построена старообрядческая церковь.
Исторически возможно, что предки бежали со старых мест для того чтобы сохранить свою веру. Уходили  карелы  (уже с 12 – 15 веков православные)   из – за стремления шведов насильственно обратить их в лютеранство, а так же от непомерных налогов и вообще «от тесноты свейских немец». Вторая волна двинулась после 1656 года, когда началась новая война со Швецией. Третья волна в период Северной войны при Петре 1 (1700 – е годы).
На сегодня известно, что семья Чистяковых принадлежит карельской народности,  и исповедовали старообрядчество. 
В имеющихся в летописных документах наши однофамильцы  являлись знатью из русского Тульского купечества в 17 – 18 веках. Первые свидетельства фамилии можно почерпнуть в ведомости переписи «Всея Руси» в эру царствования Ивана Грозного. У великого князя имелся специальный список княжеских и ярких фамилий, которые давались приближенным только в случае особых заслуг, или награды. В исторических документах значится фамилия Чистый – предок рода Чистяковых.  В духовенстве Метрополит  Киевский поручил  вести священникам метрики рожденных, венчаных, умерших. После отмены крепостного права необходимо вести учет населения. Без фамилии ни как нельзя. Среди известных фамилий  стоит упомянуть – священника русской православной церкви филолога и историка Георгия Петровича Чистякова ; русского художника,  педагога, мастера  исторической, жанровой и портретной живописи Павла Петровича Чистякова; советского военачальника участника Первой и Второй мировой войны маршала артиллерии Михаила Николаевича Чистякова. Фамилия Чистяков представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.
Ну, а теперь надо понять, как давно наш предок Чистяков попал в Сибирь. До появления там Ермака коренным народностями являлись:  татары из средней Азии, эвенки, буряты, якуты, эскимосы, сибирские туземцы. Плотность заселения представляла  один человек на 10 кв. км. Вот это просторы!!  Кричи… -  ни кто тебя не услышит, не найдет! Вот так и пропадет неопытный человек – чужак, почем зря!  Остяки заметили, что появилось новое лиственное дерево с белым стволом. От берез лес светлый.   Они сказали: - «Теперь белый человек придет сюда – россейской».  До этого времени березы в Сибири не росли.  Удивлялись вагулы необычному дереву. Много еще необычного появится здесь со временем. И яблоки с вишнями будут в этих местах расти. Любите землю,  и она вам ответит любовью!  Татары говорили: - «Пришелец касак (по татарски - казак) за «камень»  струги перетаскивал».
«Сибирь как медведь сидит на привязи у России» - отметил сибирский историк. Сибирские природные богатства, пушнина привлекала купцов. Знатные купцы с Волги  прибывали в сибирский острог,  который возникал на выгодном пути для охотников и торговцев. Здесь путники могли остановиться. Обогатились русичи. О.. сколько потом разбойников по тракту сибирскому грабили богатство купцов! Разбойников судили и отправляли  в кандалах на каторгу.  После многолетнего изнурительного труда возвращается длинным путем домой. «Бродяга судьбу проклиная….»  После отмены смертной казни в России, заменив ее вечным поселением, росло население в Сибири. За 18 век увеличилось вдвое, к концу века в 5 раз. Всего составило около миллиона человек. Заселение Сибири стало важным. В поисках лучшей жизни с Дона и Волги потянулись  туда крестьяне, раскольники. Но и там не все крестьяне могли приспособиться к новым условиям жизни. Земледелие в рискованных условиях не всем под силу.  Многие не прижились, возвращались обратно на свои старые места. Совершался обратный поток переселенцев. Тем временем уже сформировалось с Сибири коренное население с разных переселенцев и ссыльных – русские сибиряки. Коренной сибиряк на переселенца смотрел как на чужака. По форме лица стал отличаться – скуласт, крепок собой, суров, молчалив.
Население Сибири увеличилось за счет освобожденных военнопленных в Первую мировую войну. К тому времени крестьяне научились выращивать хорошие урожаи ржи и пшеницы. Основная масса крестьянства составляла середняки и кулачество. Вроде бы и далеко Сибирь от Центра. Но и туда добралась продразверстка. Коллективизация, раскулачивание нанесли большой жизненный урон и гибель единоличников. Многочисленное крестьянство восстало. Восстание жестоко было подавлено Советской властью.  Потом аукнется потеря крестьянства для страны. 20 век внес жесткие коррективы в семейные отношения людей. Диктатура воцарившаяся в стране, старалась уничтожить память о предках. Для многих родственные связи становились путевкой в лагеря, поэтому о них всеми силами старались забыть. Документы, подтверждающее родство уничтожались.  Только случайность могла восстановить фамилии через время. 
Миграция нового потока в Сибирь была связана с залежами и индустриализацией. На Енисее намывали золото.  Арестанты, да и вольнонаемные выполняли одну  работу. Рабский труд людей поднимал Сибирь. В 1959 году прирост населения составлял семнадцать миллионов семьсот тысяч человек.  В 60 – 70 годы  повалила молодежь и комсомольцы на всесоюзную стройплощадку Братской гидроэлектростанции, напевая под гитары песни нашего века: - «А я еду за туманом и за запахом тайги…».  Потом уже за туманом  не ехали, ехали за северной надбавкой. Как все меняется в жизни страны, так же меняется и в жизни человека. Пели уже: - «Я на Вачу ехал плача, возвращаюсь хохоча».  Ну,  все - таки хоть какое - то время доволен человек,  судя по песне Высоцкого. Сегодня в тюменском регионе добывают нефть. Наша гордость страны. А жизнь и условия людей не хуже, чем на Большой земле. Словом, Сибирь уже мало кого пугает!
Вот несколько возможностей переселения нашей фамилии в Сибирь в разные времена. Рассмотрим еще одну возможность появления в сибирской глуши потомков раскольников.  Ведь,  не мало староверов затерялось далеко в тайге. Оказались они здесь потому,  что не согласны были с другими,  разделились их мысли, взгляды на жизнь. Вот они и побежали в глушь, тайгу, «куда глаза глядят».  Это реакция людей, что не спасутся.  Староверы строили из подручного природного материала себе жилища, предварительно построив церковь. Только тяжелый труд и упорное старание помогало им выжить далеко от цивилизации. Оторванные от мира и греховных развлечений, много молятся перед началом дела, перед трапезой, благодарят  Бога за посланные им кушанья. Жить в трудолюбии,  строгости, послушание, честности уважении и любви – это закон жизни, который ни кто не нарушит, ведь для этого они живут. Изба старообрядца выглядела очень скромной, убрана иконами. Должно быть, только все самое необходимое для жизни. Живут без электричества, освещая избу лучиной, полностью полагаясь на природные условия. Занимаются своим хозяйством, не выпивали спиртного, не курили, не воровали.  Разводили лошадей в помощь себе, используя их как тягловую силу, волоком бревна притянуть к месту строительства дома, хлева, не забывая при этом благодарить Бога и простить каждодневные грехи.  Воду на коромыслах таскали из речки, рядом с которой селились. Мастерили свои приспособления по очистке кедрового ореха от шелухи. Не стремились долгое время к прогрессу. Они  уходили от мира, чтобы жить без греховно,  без информации, без радио.  Мало, что сейчас изменилось в жизни  старообрядцев, которые стараются поддерживать законы своих предков. Хотя время от времени старообрядцы привозят на конях в город свои лесные ягоды, орехи, меняя их на зерно.  Посмотреть на сегодняшний образ жизни сибирской деревни, то можно отметить, что многое сохранилось до сегодняшнего дня. Много работы с хозяйством, с заготовкой дров, выращиванием большого количества картошки, сенокосные работы. И весь этот труд ложится на привыкшие рабочие руки деревенского жителя.  По старым сохраненным обычаям мужик знает, как ошкурить бревно самодельным приспособлением, а хозяйка поставит хлеб на опаре, на которой замешивали муку таким же образом сотни лет назад.  Весь этот тяжелый ежедневный труд взять – бы  да бросить и уехать в город!  Да, нет же! Мелкие человеческие радости дарит ему труд, результаты его работы, природа. С них соткана жизнь! Сегодняшние деревенские сибиряки  не забыли, то -  что издревле было сделано его дедом, продолжено отцом и следуют их традициям.
Хочу остановиться еще на одном факте. Когда - то очень давно еще в мамином детстве ей рассказала о своем древнем роде одинокая старушка бабка Агафья, которая жила отшельницей на краю поселка у самого леса в старенькой низенькой избенке. Она почти ни с кем не общалась без острой необходимости. Одна уходила в лес за ягодами и за травами. Этим и жила. Когда совсем занемогла, к ней стали заходить люди.  Носили хлеб, молоко.  Вот тогда она и рассказала, что она одна осталась из рода староверов. И просила людей похоронить ее по старообрядческим обычаям. Она сказала, что ее деды были сибирскими староверами. И причем, не теми, которые появились в Сибири с христианским расколом.  «Наши  поселения находились  между Енисеем и Обью. Это потом уже я попала в эти места прииртышские, когда всех с моего рода в 20 – х годах уничтожили власти» - говорила она. 
Некогда в Сибири существовало несколько крупных Царств – «Югорье» (Западная Сибирь и Урал), «Лукоморье» низовье реки Обь и часть побережий северных морей, несколько «Белогорий» (Манское, Янское, и т. д.), «Беловодье»,  (Верховья,  Ирия, часть Горного Алтая) и другие царства. Югра (Угра), это древнее название Печора. Все это за Печорой называлось Угра, а людей уграми (Югорами).  Можно предположить, в среднем и нижнем течении Оби располагался  некий центр, откуда предки славян, а возможно и Европеоидов вообще разошлись по всему миру.  А вот откуда они раньше сюда пришли?  Это навряд  ли даже бабки старые могут точно сказать. Говорят, просто «с севера», но север велик…    Но ведь в учебниках истории освоение Сибири русскими начинается только с походом Ермака! В истории нашей страны столько было испытаний и влияний на нее, что многие понятия просто стали «с ног на голову».  Так что любой бабке готовы поверить, что она знала от своих предшественников. Все что мы узнали, так ли оно. Факт ли это? Или «бабка на - двое сказала»? Как говориться:  - «Хочешь - верь, хочешь - проверь». 
Если семь поколений Чистяковых прожили в Сибири, значит это что - то значит! Конечно, без сомнений их можно назвать коренными сибиряками.   Здесь, вдоль берега Иртыша, за старой деревушкой, заросшей вековыми лесинами, прямо за развалившимися огородами,  растут несколько кедров. Самому старшему дереву около трех столетий. А может это наше родовое дерево?  В 80 лет кедр начинает плодоносить, а в 400 лет зазвенит, передавая накопившуюся энергию людям  Корни его глубоко в земле, а крона тянется высоко к небу. Из корней по стволу к каждой ветке, к каждому новому весеннему побегу передается информация от наших предков. А корни крепкие. Все поколения рода Чистяковых  жили  в Сибири по берегам великой Оби и ее самого крупного притока Иртыша. Если  нарисовать генеалогическое древо  нашего сибирского рода с глубокими корнями до семи колен,  и собрать все ветки снизу до самой вершины, получится  большое пушистое дерево, можно его представить,  посмотрев на этот  кедр. Мы должны знать 7имен предков своего рода.  Я, мой отец, мой дед, прадед, прапрадед, прапрапрадед, прапрапрапрадед.   Круг рода замыкается семи поколениями,  потому что семь и я – то семья. Выходит, после семи уже не родственники, а однофамильцы.  Не зря пословицы в народе существуют: «Седьмая вода на киселе», или «Родня – голенище от бродня».  Жизнь семи поколений входила в 175 – 210 лет. Если предположить, что примерно в 25 лет женились и у них появлялись дети другого поколения. Вот так, в старину приводит в дом сын себе невесту. А отец ее спрашивает, выясняя,  нет ли между семьями родственных связей: - «Ну,  сказывай,  девка,  какого роду племени будешь? –
Отвечает: - «Бакшеевска, я. Прохора, мельника средняя дочка».   
Женщины выходят замуж в семью с другой  фамилией.  Ее родовая фамилия постепенно растворяется в следующих поколениях. «Девка -  отрезанный ломоть» - говорили в старину. Она становится продолжателем рода своего мужа. Тут бы и разбавилась до последней капли кровь рода Чистяковых. Но одна из женщин нашего рода уезжает из тех сел, где остаются ее многочисленные родственники за много тысяч километров в бывший купеческий городок Ишим. Случай судьбы свел студентку Нину Чистякову с будущим мужем  Володей. Выяснилось, что он происходил  из рода Чистяковых. Значит, однофамильцы снова становятся родственниками.  Представим себе другое древо.  Эти древа составляют целый лес. Древа всех родов переплелись корнями. Получается, все люди  на земле братья и сестры. Рассуждать можно бесконечно. Как в Сибири говорят: - «Дальше в лес, больше дров».  Можно только еще раз повторить эти вечные слова: - «Чистяков род  да никогда не престанет!»

   
               


Рецензии