Учитель

                Учитель.
Есть много праздников у нас профессиональных! В России 5 октября отмечают День учителя.  День учителя – праздник не только для учителей, но и их учеников. Учениками были все! Во все времена  профессия учителя уважаемая и самая главная. Ведь без учителя нельзя стать врачом, инженером, летчиком, нефтяником. Учитель выдает  путевку в жизнь. С этой путевкой  шагаем по жизни, строя свою судьбу.  Судьба.  Благодарна  – ли я ей? Сегодня я могу сказать:  - «Да»!  Может   быть,  в силу своего возраста.  Ведь, за плечами годы большого творческого труда.  Сотни моих выпускников, разлетевшихся в разные края.  Где они? Какими они стали? У каждого своя судьба.  Какое счастье для  учителя, увидеть на пороге твоего класса уже взрослого состоявшегося профессионального моряка  в красивой форме,  только  что прибывшего из дальнего рейса.  Когда он рассказывает твоим сегодняшним первоклассникам  о своем далеком путешествии. А они, раскрыв рты,  смотрят на него большими удивленными глазами и представляют себе огромный  красивый корабль, качающийся на синих волнах в бескрайнем океане.  И, когда расставаясь,  может быть,  на долго, он скажет: - «Спасибо,  вам, моя первая учительница, что так завороженно рассказывала нам в детстве о чудесных дальних странах и о бушующих широких морях».  Вот тут и подумаешь, что не зря ты каждое утро переступала порог этой школы, Что не напрасно, не спала ночами, выдумывая  интересный урок для своих воспитанников.  Да, действительно творческий труд учителя делает детей такими, какими они должны стать: вежливыми, отзывчивыми, человечными и талантливыми. Ведь они сегодня маленькие, доверчивые девочки и мальчики, с которых можно все слепить. С ними договоришься, они с тобой соглашаются, если ты, учитель, будешь для них интересен, если ты носитель культурных и нравственных ценностей. Не каждый может стать учителем. Только дети определят талантливого учителя. Учитель чувствует своих воспитанников.
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
Нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
                В. Ключевский».
В свое время, великий  Д. И. Менделеев считал, что «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому, или тому подобным,  тех, которые  чувствуют к этому делу и к науке, созданное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение».   

Творчески подходить к профессии учителя, значит можно реализовать и другие профессии: художника, театрала. Ведь вы хотели  быть артисткой и учителем? А здесь можно стать учителем и артисткой. Творчество каждый день. Увлечь детей учиться,  играя в театр. Какое счастье, когда видя их лица, они тебя понимают! Сколько побед! Воспитывать личность, которая сможет отстоять свои интересы, которая будет активно бороться за сохранение дерева, речки, лесочка, родничка, если им угрожает опасность.
   В школе я писала сочинение на тему: «Кем быть?»   Я писала про свою любимую первую учительницу Анастасию Александровну. Хотела быть как она: настоящая, красивая и умная, носить платье с белым воротником и портфель с двумя застежками.  Может быть,  и мои ученики сегодня играют дома в школу, стараясь каллиграфически выводить элементы букв. И называют себя моим именем, говорят, что хотят стать как наша учительница.  Вот в чем счастье! Моя судьба в профессии учителя!  После окончания школы, мне не пришлось долго думать  - Куда пойти учиться? -  Получив профессию учительницы начальных классов, хотелось увидеть другие уголки нашей страны. Я проехала на поезде  несколько суток, наблюдая из вагона,  как меняются природные зоны. Вместо ровных как стол степей, появились холмистые  волжские лесостепи. Они сменились Уральскими горами, сибирскими хвойными лесами. Я в западной Сибири. Передо мной открылись красивые  лесные массивы по берегам Иртыша. За окном поезда оставались красивые со своими историями города и населенные пункты. И вот, великая сибирская река Обь, через которую переброшен огромный мост. Поезд привез меня на железнодорожный вокзал города Сургута. Где небо такое низкое, что, кажется, тяжелые тучи вот – вот заденут за крыши вагонов, проплывая мимо. Судьба распорядилась так, что первыми моими учениками стали первоклашки  Хантымансийского округа.  Меня,  молодую неопытную, вчерашнюю студентку ждали  любознательные доверчивые ребятишки. Как я волновалась перед встречей  с ними! Будут ли всегда сопровождать меня удачи?  Но не разу с тех пор не пожалела о выбранной профессии. 
Какое великое слово – Учитель! Как много в нем мудрости, света, тепла. Учитель, не Бог, а простой земной житель,  способный творить неземные дела! Учитель редактирует тетрадь  души ребенка! Возможно,  вы согласитесь со мной. Ведь у каждого из вас был свой учитель в школе, в жизни! Вы с теплом в душе вспоминаете своего любимого учителя.
Я родилась в сибирском поселке.  Ходила в школу, которая  за долгие годы своего существования  впитала в себя судьбы своих бывших учеников и учителей. У школы  своя судьба, которая связана с судьбой  нашей Родины.  Двери школы раскрывались  в начале учебного года, принимая шумную ватагу веселых ребят.  Летним июньским вечером с небольшой грустью провожала их из своих стен, выдавая путевку в жизнь.  Раз уж мы заговорили о судьбе.  Я попытаюсь представить судьбу моей школы, которая  была построена в конце тридцатых.  Я мысленно вас поведу по длинному  коридору  деревянного здания, где перед входом в каждый класс была сложена кирпичная печь.   Мы заглянем  в учительскую и конечно в каждый  класс нашей школы. Здесь учились еще наши  родители. Они пошли в первый класс еще до начала Великой Отечественной войны. Но, не долго,  продолжались их счастливые школьные годы. Пришлось оставить школу.  Во время войны Сибирь стала надежным тылом для многих других детей эвакуированных с кубанских,  украинских и поволжских степей. Когда пороги школ на оккупированной территории нашей страны топтали   сапоги  немецких солдат и офицеров, эксплуатируя их под свои потребности. Каждый кирпич этих зданий сопротивлялся.  Да, так оно и было!   В далеком сорок первом,  с  порога  этих школ уходили на фронт  учителя и целым  классом безусые мальчики и звонкоголосые девчонки, мечтавшие о послевоенном счастье.  Они были счастливы, освобождая от фашистского ига свой родной край.  Тогда  эти школы под свою крышу принимала раненых бойцов  Красной армии, становясь госпиталем. Бывшим выпускникам школы помогали ее родные стены поправляться и возвращаться в строй. А кому повезло,  и он вернулся  с войны, его стали называть ветераном.  И с нашей сибирской школы уходили выпускники далеко на запад, освобождая школы от фашистских захватчиков. Участники прошедшей войны приходили к ученикам и рассказывали о своих тяжелых боях и вспоминали, где стояла его парта.  Здесь у окна он сидел со своим школьным товарищем, который не вернулся с фронта.  Наверное, там далеко за линией фронта, в перерывах между боями школьные товарищи вспоминали свою учительницу и думали о том, что если мы не вернемся в родную сторонку, наши учителя будут рассказывать своим ученикам: «За этой партой сидел Сережка Прохоров. Он был прилежным учеником и отзывчивым товарищем. Он храбро сражался с врагом и погиб в бою за освобождение нашей Родины.  И  каждый из учеников, будет стараться заслужить право посидеть урок за нашей партой».   
Сегодня мы гордимся погибшими героями, которые,  на века  останутся  в нашей  памяти молодыми солдатами, учениками нашей школы.  Мои сегодняшние ученики помнят имена своих прадедов, которые смотрят на них со  старых военных фотографий, помещенных на школьных стендах. Подрастающим школьникам есть чем гордиться.  Они горды судьбой своей школы. Они будут помнить ее всю жизнь и своих учителей, которые за время учебы стали для них лучшими надежными товарищами, на которых можно положиться и доверить им свои детские тайны. Учитель – звучит гордо. Будьте настоящими учителями! Относитесь к ученику как к товарищу! К сожалению, сегодня не часто встретишь именно такого учителя! Ваш ученик  может стать кем угодно, превзойти тебя, поэтому не унижай его! Хочется напомнить таким учителям, которые нарушают свои учительские заповеди: - «Вспомни себя ребенком!  Учитель, тебе доверили чистую душу маленького хрупкого человека, не рань ее!»
Учитель принимает участие в формировании характера ребенка. А характер –  его судьба. Учитель только скажет маленькому первокласснику: «Вытри слезы, у тебя получиться, надо быть сильным и очень хотеть достигнуть цели!» И твой первоклассник поверит тебе, ведь учитель вселил в него надежду. Может быть, от нужных слов  во время сказанных  учителем, будет складываться  судьба  человека.  Так пусть она будет счастливой!
Скажу – ли я судьбе  - спасибо!
Она вела незримо за руку меня.
Учила жить любя, не спасовать,
Не ныть, не трусить, не роптать.
Далекий голос слышу я: - «Давай, вперед, еще вперед!»
Но вот постигла неудача на пути!
И ты растерянно стоишь и смотришь в след ушедшим дням.
Не раскисай, вставай, иди, не полагайся на «авось»
 И не плыви по тихому течению!
- Иди же к цели, будь упрям! -  Тебя судьба  учила.
 Сдаваться не привычно,  нам!
Не остановишь нас на пол – пути!
«С судьбой спорить бесполезно!» -   Говорят.
Но полагаться на нее и крылья опускать не стоит!
Остановись, постой, подумай, оглянись! Назад дороги нет!
Уйдут ошибки, неудачи, закалившие тебя!
Ты повернешь дорогу,  все осилив на лихом коне.
 «Поспорь с судьбой!» - издавна люди мудры говорили.
- Иди наперекор судьбе! Судьба,  бывает, благосклонна только к сильным!-


                Одноклассники.
Телефонный звонок! И мы у школьного крыльца!
Юность,  ушедшая, нас собрала!
Сорок лет улетело, ушло, утекло!
Отзвенело дождями, метелями зимними замело!
Жизнь несла тепло нам, радость и печали, отрывая листы календаря!
И вот, десятое сентября принесло на землю желтым листопадом!
Этот вечер друзья проведем в разговорах.
Потолкуем о внуках любимых сейчас.
Вспомним школу родную! Вернемся на время в 10 – Б класс.
Ничего, что волосы седы у нас и лучистые морщинки возле глаз.
Все равно, мы те же самые мальчишки и девчонки: Вовки, Васьки,  Любы и Аленки, Сережки. Сашки, Людки и Наташки, Кати, Вали, Светы и Тамары.
За годы эти мы горы отодвинули! Север покорили и далекие моря!
Ведь молодость такая беззаботная, беспечна и отчаянно сильна!
Сегодня, здесь у нашей школы все тот же смех и те же с детства нотки в голосах!
И бесконечные вопросы: Как сын? Как дочь? А в школу ходят внуки?
И разговорам нет конца.
Мы вспомним прошлых дней мгновения, двери открывая с упоеньем в класс.
Присядем за парты, которые помнят наши детские слезы,
 Знают победы и грезы!
И первая несмелая любовь осталась здесь у нас!
Здесь учителя дарили нам мечты на будущие годы!
Наша классная Екатерина, чуть постарше нас!
Мы ясно видим у доски ее сейчас!
С золотыми завитушками у строгих глаз!
С  указкой, книгами в руках,
Издалека слышны ее вопросы: 
Wochin  und wo und wer und was?
Di Kinder kommen Si die Klass!
Помоги с ответом и дай нам руку 10 класс!
Собрались мы, чтоб школьные годы вернулись.
Возраст нам не мешает:  не петь, не шутить!
 Детство где – то заблудилось! А сегодня будто бы вернулось!
Сорок лет без следа пробежали!    
А кажется, что вчера мы расстались!
Звонким смехом рассвет мы сегодня встречали!


Рецензии