Мастер. Встречи 9-10-11
Жизнь наградила Мастера знакомством и дружбой с талантливыми людьми. Каждый из них — от одноклассников до друзей родителей, от простых рабочих до утонченных специалистов в оформительском бизнесе, от рядовых сотрудников музеев до директоров крупнейших музейно-выставочных собраний России, — каждый по-своему был ему дорог и щедро делился знаниями и культурой профессии, чувствуя в нём неподдельный интерес и уважение к своему труду. Есть такие удивительные люди: с ними не жалко делиться самыми сокровенными знаниями, навыками, фактами, масштабом перспектив. Не жалко, потому что передаёшь в надёжные руки, знаешь, что не пропадёт, не будет исковеркано или передёрнуто. Потому что вольётся в дело, которому ты сам отдал много лет своего труда и своей жизни. Мастер был именно таким идеальным и желанным наследником: он любил и ценил не себя, не свою значимость на красивом поприще, а материальную культуры своей страны, её историю, её значимость, её сохранность. Он ценил и любил результат труда многих для передачи будущему.
Когда, с какой именно экспозиции всё началось, знают его коллеги. К сожалению, я не смогла увидеть все его работы, но старалась не пропускать ни одной с 2006 года. Только по его рассказам и фотографиям знаю о выставке вееров в Государственном музее А.С.Пушкина, о новом оформлении залов в музеях Кремля и о большом рабочем проекте в Коломенском. Но на трёх его рабочих площадках мне удалось побывать и даже уговорить некоторых из наших одноклассников пойти вместе. Это были незабываемые путешествия в мир истории и культуры России и его любимой Москвы.
Первая экспозиция, по которой Мастер водил меня сам, была на Красносельской — Музей истории шоколада и какао. Он строил для экспозиции корабль экспедиции Колумба, на котором какао-бобы впоследствии попали в Европу. Взахлёб рассказывал о каждой мелочи этой каравеллы, изучил массу моделей и рисунков, упивался названиями мачт и ветров. Была ли это легендарная «Санта-Мария» - кто может это сегодня утверждать, - но это был корабль его мальчишеской мечты. Как, вероятно, в каждом настоящем мужчине всю жизнь не умирает мальчишка-романтик, так и в Мастере страсть к путешествиям тогда, в его неприкаянном без прописки полулегальном и полуподвешанном состоянии, реализовалась в этой колоссальной модели-игрушке. И сегодня эта каравелла гордо несёт свои паруса, заражая детское воображение мечтами о прекрасном.
А ещё запомнилось, с каким уважением на грани преклонения Мастер показал мне фотографию семьи Юлиуса Гейса (Julius Heu; = Хойсса) — компаньона основателя фабрики «Эйнемъ» Фёдора Карловича Эйнема (Einem Ferdinand Theodore), а после его смерти — ставшего единоличным владельцем фабрики (ныне - «Красный Октябрь»). У Юлиуса Гейса от второго брака со своей кузиной, продлившегося 43 года, родилось 12 детей. И уже второе поколение Гейсов продолжало дело отца на благо потребления шоколада в России. И корни их множились; так и стоит у меня в памяти многорядная немецкая семья добротных российских предпринимателей со всеми внуками и правнуками. Было ли это неосуществлённой мечтой Мастера иметь большую и дружную семью, его грустью об абсолютном одиночестве в родном городе. Или его тоской по разумному миру порядочности, столь необходимому для любого выполнения своего долга.
На сайте музея (www.chokomuseum.ru/about/history/) можно получить подробную информацию об истории его создания и сегодняшнем дне интереснейших экскурсий как для взрослых, так и (в первую очередь!) для детей. А ещё я делюсь интереснейшим исследованием Галины Ульяновой, которое было опубликовано в 2015 году и вряд ли могло быть прочитано Мастером. Но у меня нет ни малейшего сомнения, что он проглотил бы этот материал с жадностью. Что я за него и сделала. И самое ценное в этом материале — международный культурный обмен, без которого нам вряд ли было бы сегодня чем гордиться. Хочется верить, что время разума возобладает над разобщённостью и подарит людям больше поводов гордиться своими достижениями, чем копить злобу и критику. Вот этот материал: (galinaulianova.ru)
Решение о закрытии Государственного Литературного музея в Нарышкинских палатах и о передаче его помещений изначальному владению Высоко-Петровского монастыря было не за горами, и, как лебединая песня, на прощание была задумана к 75-летнему юбилею ГЛМ выставка «Немое красноречие вещей» - Личные вещи писателей в собрании ГЛМ, 2009.
На неё я пригласила маму нашего одноклассника, большую любительницу русской словесности и глубоко симпатизирущего Мастеру человека.
Мы обошли все витрины, сунули нос в каждый комментарий, не упустили из виду ни одной подсветки, ни одного рисунка теней, отбрасываемых на стены, ни одной тканевой складки, ни одного цветового решения для фона редчайших автографов писателей и поэтов, их личных вещей, их портретов. Удивительным было пространственное решение узких секций по периметру небольших залов — каждое преломление тематических «окон» так выгодно преподносило экспонаты, их раскладка на «подиумах» была так тонко продумана, что создавалось впечатление, что владельцы этих вещей только что брали их в руки, только что встали и вышли, погасили лампу или задули свечу, отложили перья, ручки и сняли очки, потирая переносицу. Чувство наполненности и удовлетворения, как после многочасовой лекции или работы с папками архивного отдела в Ленинке, свалило нас с ног в одном из кафе Петровки, и мы с гордостью свидетельствовали друг другу, какой же он, наш Мастер, молодец, каким же полезным делом заняты его руки и душа.
Об этой выставке и её содержании можно почитать великолепную статью Ларисы Алексеевой с фотографиями С.Митурича в журнале «Наше Наследие»: Memoria: личные вещи писателей в собрании Государственного Литературного музея. (см. на сайте журнала
http://www.nasledie-rus.ru/red_port/litmuz01.php?begin=1)
— фото)
(http://www.nasledie-rus.ru/red_port/litmuz02.php — Слово об Ундервуде — ещё одна вещественная реликвия памяти культуры российских писателей).
Ещё только готовился к открытию «Музей Отечественной войны 1812 года», а выставка «1812 год в картинах В.В.Верещагина» на основе его 20 полотен в запасниках Государственного Исторического музея опередила и предвосхитила все прекрасные начинания экспозиционной культуры в диалоге со зрителем. Именно на ней можно было почувствовать подлинную гордость за отечественную историю, именно эта выставка продемонстрировала высокую художественную планку музейной педагогики и контекста, достойного самого художника в современном техническом оснащении. Мастер пригласил нас, своих одноклассников, и сам водил, погружая рассказами во все мельчайшие подробности художественных находок и решений. Для него, страстного любителя и собирателя исторической подлинности, каждая витрина, сабля, кокарда сливалась с событиями и персонажами верещагинских сюжетов. Он как будто бы сам был только что оттуда, с этих полотен, и нас щедро приглашал войти в них. Нас было шестеро, и глаза горели воодушевлением у всех. Именно тогда подумалось, как жаль, что такого уровня выставок об истории и культуре России не увидеть на западе.
Мастер подарил нам буклет к выставке, на котором мы попросили его расписаться. И хотя мы понимали, какая дружная команда историков, искусствоведов, музейщиков и инсталляторов трудилась над этим шедевром, для нас это была прежде всего частица его сердца, вложенная в работу. Вот прекрасное описание этой выставки:
«Устроители экспозиции, открытой в Историческом музее в 2010 г., стремились воссоздать атмосферу выставок, которые устраивал при жизни сам художник. Здесь также картины дополнены подлинными вещами, погружающими в атмосферу прошедших событий: это русские и французские военные мундиры, макеты орудий, походная кровать Наполеона, политические карикатуры на французского императора и его армию, коллекция солдатиков в мундирах русской и французской армий. Стоя перед полотном «Конец Бородинского сражения», зритель слышит звон оружия и грохот взрывов, далекий и печальный колокольный звон, видит клубящийся над полем сражения дым, а вокруг картины «Ночной привал великой армии» его охватывает бушующая метель.» (Т.В.Ильина, 2010 на http://www.mifograd.ru/vereshagin.html)
К большому сожалению, я не смогла побывать в обновлённом Планетарии, не увидела вживую экспозицию Коломенского музея ремёсел (только на фотографиях Мастера), и много других его работ. Я бесконечно признательна его главному начальству, под руководством и с художественными решениями которого он работал. Спасибо этому человеку за понимание и терпение ко всем слабостям Мастера, но прежде всего — за дружбу и преданность.
(иллюстрация с сайта Музея истории шоколада и какао и ГЛМ)
(продолжение следует)
13.12.2016 - Зальцбург
Свидетельство о публикации №216121300212