Сказка о филигранной ложке

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были ложки. Они не просто так себе жили и были, а со всеми удобствами: в уютном деревянном сундучке, который стоял на комоде рядом с умывальником, который находился  в светлой просторной кухне, которая занимала почти весь первый этаж в большом синем доме, который давным-давно был построен на Солнечной улице рядом с памятником дождю в большом-пребольшом городе.  Даже не нужно говорить в каком именно - вы все его и так прекрасно знаете. Так вот ложки.
Это были очень хорошие ложки. Все из одного набора, блестящие, крепкие, с одинаковым узором из трех листочков на черенке. Сделаны они были из качественной нержавеющей стали, поэтому легко мылись, не темнели и не гнулись. Согласитесь сами – это очень удобно!
И по характеру они тоже были очень удобные – спокойные, рассудительные, не ссорились по пустякам, не завидовали друг другу. Вместе на работу просыпались, одновременно мылись и спать уходили. Просто коммунизм, да и только!

И вот однажды этому спокойствию и размеренности пришел конец.
Это случилось после приезда в дом какой-то важной бабушки. Она случайно (а может и совсем не случайно) оставила в гостях свою потертую бархатную сумочку, в которой лежали расческа, носовой платок и старинная серебряная чайная ложечка. Хозяйке сумочку почему-то не вернули, а отдали ее детям для игры. Ложку же отправили жить на кухню, к собратьям.

Все домашние ложки новенькую приняли холодно. Одни смеялись над ее внешним видом: «Экая она тонкая! Фи…фи… филигранная!». Другие неодобрительно отзывались о ее вычурности и непрактичности: «Вы посмотрите, как она изрезана! Ну как ей можно размешивать суп или кашу? Неудобная она! Фи… фи… Ну точно, филигранная!»  Так и закрепилось за ней это имя. Время шло, и вскоре все ложки перестали разговаривать с ней, отвернулись от нее, а после вообще затолкали в самый дальний угол своего сундучка так, что хозяева про нее совсем забыли.

А ложечка… Ей жилось очень-очень грустно. Она так любила доверять себя теплу человеческих пальцев, ей очень нравилось размешивать чай или брать вкусное тягучее варенье.…  А тут – никто, НИКТО не замечал ее.  Она даже потемнела и потускнела от одиночества.

И вот однажды в дом пришел праздник. Это был день рождения хозяйской дочери – ей исполнилось целых пять лет. В гостиной накрыли огромный стол для гостей, всюду были воздушные шарики, ленточки, слышался заливистый смех и неугомонная веселая возня, которая бывает, когда в доме соберется много детей. Когда дело дошло до праздничного торта, сама именинница неожиданно закапризничала и сказала родителям, что хочет к чаю только «волшебную» ложечку из бабушкиной сумки – так она назвала нашу Филигранную. Разумеется, родители не перечили девочке, тут же кинулись на поиски и, с огромным трудом, но все-таки выполнили ее просьбу. И вот, щурясь от непривычно яркого света, стесняясь своих потемневших узоров, почти задыхаясь от нечаянной радости, Филигранная ложка случайно задела чашку, стоявшую на столе. Раздался такой невероятно яркий, громкий и в то же время нежный звук, как будто сотня солнечных зайчиков сорвалась с места и проскакала по всей комнате. Люди замерли и удивленно посмотрели на Филигранную, а другие ложки просто онемели от восхищения. «Как???? Как это возможно??? Как это она делает? Невероятно! Волшебно!!!» А солнечные звуки все продолжали и продолжали скакать и искриться, пока не растаяли.

Это было настоящим чудом.
И продолжилось оно вечером, когда гости уже разошлись, и все ложки, чистые и блестящие, вернулись в свой сундучок. Филигранная  по привычке забилась в самый дальний уголок, стараясь поменьше привлекать к себе внимание собратьев. Но в этот раз все было по-другому. Ложки, немного пошептавшись между собой, вежливо пригласили ее в самую середину своего общества, извинились  за то, что грубо обращались с ней ранее и все, да-да, все вместе стали просить рассказать им, как это у неё получается так невероятно звучать. И еще, конечно, о давних временах.

С тех пор жизнь у нашей ложки наладилась. Каждый вечер она собирала вокруг себя общество больших и малых – все с интересом слушали ее воспоминания. Это были рассказы о балах и свечах, дамах и кавалерах, о любви и дружбе. Хозяева тоже постоянно пользовались ею, а хозяйская девочка – так та вообще души в ней не чаяла. И с каждым днем наша Филигранная все больше лучилась и сияла. Просто так, от удовольствия.

Прошло пятнадцать лет, девочка в семье выросла и вышла замуж. И в свое приданое она взяла набор столовых ложек. Это были очень хорошие ложки. Все из одного набора, блестящие, крепкие, с одинаковым узором из трех листочков на черенке. Сделаны они были из качественной нержавеющей стали, поэтому легко мылись, не темнели и не гнулись. Но блестели они, как серебряные. И, когда они касались посуды, то издавали такой невероятно яркий, громкий и в то же время нежный звук, как будто сотня солнечных зайчиков срывалась с места и скакала по всей комнате…


Рецензии
Рецензируемая проза представляет собой типичный образец детской литературной сказки и, как и все произведения данного эпического жанра, характеризуется отсутствием претензий на историчность повествования и нескрываемой вымышленностью сюжета. Анализ содержания позволяет заключить, что данная сказка не подражает фольклорной, но является дидактическим текстом на основе хорошо известных сюжетов, в которых главный герой страдает от игнорирования, непонимания и непринятия со стороны общества, а затем, подобно Гадкому утенку из одноименного произведения 19 века, с радостью принимается окружающими.

Оригинальность произведения достигается, прежде всего, благодаря задействованию в качестве главного героя неодушевленного бытового предмета – ложки. Вместе с тем, соблюдаются основные жанровые каноны, в соответствии с которыми неодушевленные объекты действительности наделяются человеческими свойствами (ср.: «…спокойные, рассудительные, не ссорились по пустякам, не завидовали друг другу. Вместе на работу просыпались, одновременно мылись и спать уходили…»). Кроме того, анализируемая сказка не отклоняется от канонов и в синтагматическом плане, характеризуясь инвариантностью набора функций (поступков действующих лиц), линейной последовательностью этих функций, а также набором ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами:
- герой (филигранная ложка);
- антагонист (другие ложки);
- помощник (девочка) и др.

Являясь типичным образцом детской литературы, рецензируемое произведение характеризуется наличием ярко выраженной воспитательной функции. Основная идея выражается посредством противопоставления двух метафорических линий. С одной стороны, «обычные» ложки, символизирующие комфортную, размеренную жизнь типичных и безликих представителей устоявшегося общества («Все из одного набора, блестящие, крепкие, с одинаковым узором из трех листочков на черенке. Сделаны они были из качественной нержавеющей стали, поэтому легко мылись, не темнели и не гнулись…»). С другой стороны, главный герой повествования – филигранная ложка, – противопоставленная другим по целому ряду свойств и символизирующая людей «необычных», непохожих на других и не принимаемых традиционным обществом. Описанное противопоставление составляет основной конфликт произведения, а разрешение конфликта происходит в кульминационной части сказки, где открываются необыкновенные способности главного героя, благодаря которым ложка-изгой принимается восхищенными собратьями на правах почетного члена общины.

Остроактуальная социальная проблематика произведения вкупе с его грамотной жанрово-стилистической организацией и умелым языковым выражением позволяет рекомендовать рецензируемое произведение к публикации на сайте «proza.ru» в разделе «Детская литература».

Павлик Шампанский   25.12.2016 19:25     Заявить о нарушении
ааааафигеть))) давно меня так никто не обругивал)))Благодарствую! Один маааленький нюанс - это не детская сказка. Это такой разряд педагогических сказок для взрослых)))Ну, может не для всех взрослых, а для тех, кто еще не начал стареть)))

Лора Палмерр   25.12.2016 23:17   Заявить о нарушении