Африка - любовь моя отрывок из книги

35. Неделя советского кино

Неделю советского фильма решили провести в кинотеатре «Вог», просторном старом кинотеатре  в центре города.  Заранее  подготовили  афиши  и программки  на всю неделю. Долго решали,  какой  фильм показывать первым. Из политических соображений решили начать с «Горячего снега» про Великую Отечественную войну.  Будь моя воля, я бы  начала показ с «Неуловимых мстителей». 
Хотя  это мероприятие готовило совпосольство, наш торгпред не остался в стороне. Чтобы обеспечить массовость, мы с торгпредом приглашали на торжественное открытие недели всех знакомых африканцев, с которыми так или иначе контактировали в городе:  во всяких службах,  министерствах и ведомствах, даже в банках и на почте.

Африканцы внимательно и сдержанно выслушивали  мои  приглашения  на неделю показа советских фильмов   и обещали  прийти, как мне казалось, только из вежливости.  Но встречая гостей у входа кинотеатра  рядом с послом  в  день открытия недели, я с радостью  констатировала, что все мои   знакомые  действительно пришли, да еще принарядились, как на праздник. Это было вдвойне приятно.
Вячеслав Георгиевич, наш посол, пожимал каждому гостю руку и улыбаясь приговаривал:
- Добро пожаловать!- Или : Мы рады вас видеть!
Я и еще одна девушка из посольства раздавали программки на всю неделю показа и приглашали приходить на все фильмы, отвечали на вопросы. Чаще всего нас спрашивали:
- А показ всю неделю будет бесплатным?
Народу пришло много. Большой зал кинотеатра был заполнен. В «Кокотье» даже на обожаемого всеми Бельмондо  столько зрителей никогда не приходило. Всем хотелось лучше и больше узнать про далекий и загадочный Советский Союз. В советские времена в наших вузах училось много  молодых африканцев. Конечно же, возвращаясь домой, они много рассказывали об СССР и, наверное, много хорошего, потому что  относились к нам в этой стране с неподдельной, искренней симпатией. Нас считали самой справедливой и самой лучшей страной в мире. Почти во всех учреждениях на столе или на шкафу я часто замечала  бюстик Ленина. Откуда они столько набрали? Может студенты, которые учились в Советском Союзе, навезли?  Эти бюстики не были безделушками: к ним относились здесь трепетно. А в кабинете  одного молодого руководителя министерства связи я с удивлением заметила на столе ксерокопии работ К.Маркса.  Перехватив мой взгляд, молодой человек пояснил:
- К сожалению,  трудно найти эту книгу. Она почти нигде не издается.
 Но бывало, что с досадой  нам выговаривали  за плохое качество наших товаров:  хозяйственное мыло  слишком темное и с плохим запахом, сгущенное молоко  пришло заказчику в  рваных картонных коробках, отчего банки помялись, поржавели и потеряли товарный вид. Французская сгущенка хуже  по вкусу, но зато как упакована! Коробки хоть в космос отправляй, - выдержат.  Местный коммерсант, заказавший наши консервы, понес убытки, и, конечно, потерял к нам интерес. 
Фильм «Горячий снег» мало того, что очень серьезный, еще оказался черно-белым.  Я ужасно волновалась за свою страну, боялась, что африканцы ничего не поймут про нашу войну и на другие фильмы просто не придут.
Мы, хозяева, разместились в задних рядах. Справа от меня оказалась  молодая африканская  чета.  Женщина сидела рядом со мной,  и я настороженно  поглядывала в её сторону, стараясь понять: травится ей, интересно или нет.  Я видела благородный профиль женщины, которая  пристально смотрела на экран, как и её спутник. Наверное, они изо всех сил стараются понять, что там происходит.  На экране идет снег. Мелкие белые комочки мельтешат в воздухе и ложатся на землю.  Я не выдерживаю и, наклонившись  к моей симпатичной соседке,  говорю:
- Это зимняя метель. Снег идет. Вы знаете, что такое снег?
Женщина отрицательно качает головой. Я объясняю:
- Зимой у нас так холодно, что вода превращается в лед. Вместо капель дождя на землю падают кусочки льда.
Что такое лед, они здесь знают.  Торговцы на рынках обкладывают свежую рыбу и креветки искусственным льдом, чтобы не испортились.
И так,  время от времени я тихонько объясняю соседке то, что ей трудно понять самой. Её спутник тоже прислушивается ко мне. Иногда она поворачивается и повторяет ему мои слова, чтобы он лучше понял.  В конце фильма, перед тем как уйти, оба  улыбаются мне, как старой знакомой, благодарят и на прощанье пожимают руку. Я спрашиваю:
- Понравилось?
- Да, очень.
- Придете завтра?  Будет фильм «Неуловимые мстители».  Он  цветной и веселый.
- Да,  конечно, - отвечают они.
И на другой день зал был полон. И все последующие дни приходило много людей, чтобы посмотреть наши фильмы. А говорили, что советские  фильмы очень сложные,  и африканцы их не понимают.
Мои знакомые, которых я приглашала  на открытие недели,  рассказывали мне потом, что они ходили каждый день, стараясь не пропустить ни одного  фильма. Что-то их очень привлекало в советском кино.


Рецензии