Время лечит, дружба крепнет!

   По обычаям тех времен,когда еще машины были большой редкостью,велосипед считался "чертовой повозкой","Зингер"выпускал свои машинки,мальчики могли жениться в 12-14 лет,возраст невестки тоже не превышал этот порог.
   Дед мой,жилистый,смуглый юноша,высокого роста с широкой ладонью огрубевших от полевых работ,с лепешкой и изюмом завернутые в поясок,работал тогда в колхозе табельщиком.
   Идя домой через кривые,узкие улочки кишлака,в котором тутовник раскидал свой шатер и осыпал землю сочными червячками-ягодами,взгляд его упал на милое создание в белой тюбетейке с заплетенными в 40 косичек волосами,создание это играла в камушки,одной рукой подкидывая камешек,в тот же момент,той же рукой надо было второй камешек переместить через пальцы другой руки,дворцовой аркой показывающие вход.И все это проделывалось с завидной ловкостью,настолько увлеченно,что никого вокруг она не замечала.
   Была скромная свадьба,где на конной арбе с песнями и плясками под "чилдирму"-барабан,под громогласный рев "карнаев"-труб,увезли девушку под венец.
   Полям не доставало воды,решением правительства,местными силами решено было вырыть канал,обеспечивающий водой все окрестные земли,что позволяло освоить пустынные зоны,где росла верблюжья колючка и бегали вараны.
   Началось рытье Большого Ферганского канала,протяженностью в 270 км,ежедневно выносилось 100 вагонов грунта,по несколько десятков трупов,тяжелый труд,невыносимые условия быта,делали свое черное дело.Около 200 000 тысяч дехкан и других представителей различных профессий рыли и кто в мешках,кто на тележках таскали грунт на поверхность по 5-8 метровой насыпи.Бабушка моя накрыв паранджу,поместив на голову узелок с едой,взяв за ручки двоих детей,прицепив третьего за подол пускалась в дальний путь,ей предстоит пройти 6-8 км до канала,найти мужа на участке и накормить его.За рекордные 45 дней по каналу потекла мутная,красноватая вода,орошая истомившиеся жаждой пустынные земли.
  У бабушки был дар,она легоньким поглаживанием исцеляла своих родных,как-то по молодости лет и ради забавы я и троя моих двоюродных братьев,разделившись на 2 лагеря устроили спаринг,мой неудачный выпад правой рукой стоил мне вывихнутого мизинца.бабушка моя не дергала,не вправляла его,просто ласково и легко его погладили,спросив:Ты чувствуешь тепло?Я его действительно чувствовал,ноющая боль притуплялась,освобождая место ласковому теплу.
  Она отличалась от тех старушек,которых я встречал,не было в ней усталости от жизни,почерневшей и огрубевшей кожи,висячей дряблости,когда шагаешь дрожа и шатаясь,мотая головой.Это была кругленькая,с круглым миловидным лицом женщина неопределенного возраста с родинкой на правой щеке.С длинными,уже поседевшими двумя косами,опускавшимся ниже пояса.Имевшая медаль "Мать героиня",взрастившая и выведшая в жизнь 11 детей.На семейных вечерах собиралась столько народу,что один 6 метровый зал был явно тесноват.

 
 Бабушка никогда и ничего у своих детей не просила,покорно растила внуков,таская этих здоровенных оболтусов на своей спине.Советовала и просила детей своих свои проблемы не ложить на плечи друг-друга.Хотя,думается,зачем нужна семья,если родные не могут помочь друг-другу.Через 12 лет после кончины моей бабушки от запущенного гриппа,запущенного,ибо она никах не хотела обременять своих ненаглядных детей,я стал руководителем учреждения.
  Необходимый совет,практическое руководство я изучал и получал от своего мудрого наставника,бывшего руководителя этого учреждения.
  Как-то сидя с ним и ведя разговоры о наследственности и влиянии родословной на поведение людей,о истории родов,мы дошли до наших семейных историй.
  Наставник мой выходец из семьи командира РККА,сын видного партийного чиновника,рассказал как во время смуты,басмачи перерезали всех членов семьи его дяди.Ведь дядя был сторонником коммунистических идей и преобразований.
-Какая ирония,-промолвил я,-в те года,про которые вы говорите,дядя моей бабушки,крупный региональный предводитель национальных сил,как их называют-басмачей,приглашенный на вечерний плов,сзади был задушен поясом тайным осведомителем "красных"-хозяином дома,именно поэтому сыновья и джигиты предводителя прискакав домой к хозяину вырезали всю его семью.
  Но несмотря на это,мы с вами,дорогой наставник,работаем вместе,имеем одни цели,действуя и думая одинаково,делаем все возможное ради процветания Родины.

 
   


Рецензии