Русский народ - космополитическая нация

         Споры о российской нации не утихают, так как это крайне болезненный вопрос, задевающий все народы России и бывшего СССР как источники власти. Так политолог Павел Святенков в своём выступлении на видеоролике, размещённом  в интернете на сайте Русский дозор под названием «Российская нация игнорирует русский народ» заявил о том, что «технологии СССР 2,0 заранее обречены на провал».
         В этом споре о российской нации, постепенно перетекающем в научное русло, заложена борьба терминологических смыслов, история которой уводит нас к 1920-м. Тогда под руководством Б.Муссолини итальянские фашисты формировали единую итальянскую политическую нацию, образовывали в Италии фашистское государство и соответствующий политический строй. В Германии под руководством А.Гитлера нацисты формировали арийскую расу, нацистское государство и соответствующий политический строй. Поскольку фашисты и нацисты Западной Европы объединились в своём политическом движении, то фашизм стал синонимом нацизма, а нацизм стал синонимом расизма из-за арийской расовой теории нацистов.
         Как известно, расовый вопрос относится к расоведению, являющемуся одной из дисциплин антропологии. Антропология как наука не подразделяется на социальную и биологическую антропологии, хотя социальная антропология как бы есть. В одном из учебников антропологии пишется: «Антропология не может подменять общественные науки, будучи во многих отношениях наукой биологической». (В.М. Харитонов, А.П. Ожигова, Е.З. Година, Е.Н. Хрисанфова, В.А. Бацевич) Кроме того расоведение в учебниках антропологии это этническая антропология. (В.М. Харитонов, А.П. Ожигова, Е.З. Година) В  этих учебниках  нация и раса находятся в одном разделе одной из глав, хотя по смыслу нация это не раса. В отличие от нации, раса в учебниках антропологии рассматривается как биологическая, а не как социальная  категория. Вот эта путаница в понятиях человек, индивид, раса, нация, этнос, народ приводит людей к сшибке их психических процессов, обнаруживаемой при решении национального вопроса, за которым скрывается политический, то есть государственный вопрос.
         Государство это полис. Впервые в истории полисы (города-государства) появились в Месопотамии, Междуречье около пяти тысяч лет назад. Тогда народ, этнос шумеры из городов-государств образовали государство Шумеры и стали государствообразующей – политической нацией. При этом в названии государства оказался тот же корень, что и в названии государствообразующего народа.  Со временем к шумерам присоединились (подселились) другие народности и Шумеры из однонациональной превратились в многонациональную страну. Стало ли при этом государство многонациональным – вопрос.
         Решение данного вопроса, надо думать, зависело от того, избирался глава государства или нет. Если глава государства избирался, то имело значение то, избирался он всеми народами, населяющими территорию страны, или одним избранным народом, имели равные политические права все граждане страны, или нет. То есть имело ли место политическое отчуждение в стране не по классовому, а по национальному признаку.
         И вот при решении вопроса о политическом отчуждении народов по национальному признаку выявляется возможность национального отчуждения. В какой-то мере он отражается в названии государства. Если, допустим, Казахстан образован только казахами и в президенты и во власть русское меньшинство выбиться не может, это обстоятельство может указывать на национальную дискриминацию. То же касается Узбекистана, Таджикистана, Эстонии, Латвии, Литвы, и т.д.
         Россия не Русь. Во власти России кого только нет. Есть представители не только «коренных народов», но и диаспор. И это обстоятельство указывает на космополитичность российского государства.
         Распространено мнение, что космополитизм это мировоззрение, основанное на приоритете общечеловеческих ценностей над национальными ценностями. Космополитизм может стать идеологией и политикой. Что это за общечеловеческие ценности, нужно разбираться. Думается, это ценности, единые для всех и каждого, некая ценностная система то ли материальная, то ли духовная, в зависимости от предпочтительности.
         Теперь следует сказать, что корни российского космополитизма уходят к тому времени, когда было объявлено, что Москва – Третий Рим, что на исторической сцене появилась новая Римская империя. Но это не рабовладельческая, а феодальная империя.
         В общем, космополитизм свёлся к империализму как высшей стадии капитализма рабовладельческого, феодального, буржуазного и государственного. Для капитализма человеческий капитал не имеет расового и национального значения. Он имеет другую – материальную ценность, измеряемую в системе универсального эквивалента, которым в наши дни служит не золотой стандарт, а доллар.
         Получается, что Москва была центром империализма при феодализме, государственном капитализме и теперь стала центром буржуазного империализма. Бывшие же советские республики не были и не могут стать империями в силу определённых обстоятельств. Поэтому они могут лишь примкнуть к какой-либо империи, западно-европейской, евразийской, или азиатской, формируемой около Пекина.
         В ХХI веке, как известно, начался процесс глобализации, предполагающий ликвидацию многополярности мира. И, по-видимому, вместе с этим произойдёт исчезновение империалистического полицентризма. Центр Социальной Вселенной – Космополиса будет один. Этот центр, надо полагать, будет иметь превосходство в технологии вооружения. То есть гонка вооружения расставит всё по своим местам.
         Опыт второй мировой войны, бомбардировка Хиросимы и Нагасаки указывают именно на этот аспект глобализации. Всё решит военнотехнический гений, а не деньги. Имеется в виду не один человек, а некое явление, подобное всплеску, ускорению развития в Древней Греции и Древнем Риме.


Рецензии