Гераська

ГЕРАСЬКА.


Мы возвращались с купанья. Солнце было высоко ,небо синевато сумрачное, стояла жаркая погода! На просторах необъятных полей созревали хлеба! По узкой тропе тяжелой походкой, шел старик, с авоськой в левой руке, в правой держал палку. Он был высок, широк, и очень старый. Лицо было большое, с легкой небритостью, через которую просматривалась розовина щек. Глаза бледно серые и слезились от старости.На ногах были старые глубокие галоши в грязи,видимо в овраге измарал,подумал я.Гераська остановился,внимательно взглянул,опёршись на палку . Говорил медленно, с расстановкой.

-Купаться ходили сорванцы, а я с магазина иду, устал, как собака, хорошо бы водицы испить.- Он аккуратно сел на бугорок под лозиной, раскинув ноги в разные стороны.-Жарко нонче!-. Мальчишки стали о чем то спорить, толкаться.-Тише! -Сказал Гераська, разводя руками.-Угомонитесь!- Он достал бутылку с водой, влажными губами сытно, медленно тянул ключевую воду.-В роднике набрал,чудесная водица!-Протягивая бутылку ребятам.-Д Гераська, а вы правда у Чапаева служили?-Спросил я проявляя интерес и присаживаясь к нему поближе. Гераська аккуратно палку положил промеж ног.

-А что было дело.-Он почесал затылок,пригладил мягкие седые волосы,разгладил аккуратно заросшие брови.- Я братцы вам расскажу,только немного отдышусь,устал малость.-И покровительственно посмотрел на нас.Шмель кружился над головой не давал покоя.-В психическую атаку пошли белые .Счастливо шли,небось испугать хотели, а мы их в кашу родименьких!-Он слегка улыбнулся,внутренне торжествуя.- Вот я там из пушки по ним дал и не раз.-Он разгорячился было ,но успокоился и перешёл на спокойный тон.-Не последним человеком в этом не простом деле я был, не осрамил Чапаева-Он чувствовал себя комфортно в этой дружеской беседе.-Чапаев мне говорил:"Не подведи Гераська!"

-Он выражал рассказанное с преувеличенным страхом и был доволен этим.-  Анку знавал!-Он зажмурился на солнце,пристально всматриваясь в нас.- Задушевная бабенка была,шипко боевая!-Сумрачно посмотрел ,сморщил лоб,потер мягкие большие ладони.-Тяжёлые времена сменили на времена радостные,хорошие.Ведь то время гибельное было.Грубые помещики косились на нас бедных и за людей не считали.-Гераська немного задумался,посмотрев на небо и помолчал какое то время.Из авоськи виднелась килька в томате , кулек мятных пряников и буханка черного хлеба . Он затаив дыхание вспоминал прошлое, или это были его очередные фантазии.-Диковинное время было в нищете обитали ,а счастливы были,потому что не было господ.

-Потом стал хвастать какой он был хороший воин и служил на славу Советской власти.-Сижу как то с Аннушкой вижу,как прохаживается Чапаев мимо нас ,думу думает .Мне говорит : "Язык надо добыть!-Неужель думаю других не нашлось солдат на это дело.Стало быть нет.Ну я с порога и в полынью.Смотрю за кустами белый сидит,сумрачно было,ясности никакой .Думаю подожду,тут он портки стал натягивать,я его и схватил,поволок в штаб.Василий Иванович восхитился моей ловкости!Потом оказалось это был местный крестьянин.Как вчера это было,явственно обмишурился.

-Иди и приведи мне настоящего языка.-Сказал Чапаев сурово.Он стоял в панталонах с большими усами,как Будённый и строго смотрел на меня.Я опешил ,немного и пошёл через овраги,поля к белым.Гераська потихоньку,кряхтя стал подниматься,опираясь на руки и на палку.-У меня дельце дома намечается, пора идти, да и жёнка заждалась наверное, и похлебка стынет на столе. Остальное потом расскажу.-Тяжело вставая,произнес он. Не спеша удалялся он от нас ,всматриваясь внимательно в тропинку ,утопающую в густой жухлой траве,а мы продолжали спорить о чём то долго,пока не разошлись по избам.

      (Анатолий Котов)


Рецензии