II Международный театральный фестиваль Отечество

II Международный театральный фестиваль "История Государства Российского Отечество и судьбы", проходивший на сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова с 5 декабря по 13 декабря 2014 года по своим целям и далеко идущим планам тесно связан с предстоящим в 2016 года празднованием 250-летия со дня рождения Н.М. Карамзина. В нём участвовали Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева (Йошкар-Ола), Русский Академический театр имени Е. Вахтангова (Владикавказ), Самарский театр «Камерная сцена», Московский театр «У Никитских ворот», хозяева фестиваля — Ульяновский драматический театр имени И. А. Гончарова, а также заграничный гость из Израиля — театр Татьяны Хазановской (Тель-Авив), Пензинский драматический театр имени А.В. Луначарского. Фестивальные спектакли были поставлены по произведениям Н. М. Карамзина, В. Дорошевича, П. Санаева, А. С. Пушкина, Б. Окуджавы и Н. А. Римского-Корсакова.
Открытие фестиваля состоялось 5 декабря 2016 года на основной сцене театра коллективом труппы Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова премьерным спектаклем по произведению Николая Михайловича Карамзина "Бедная Лиза". Сколько бы раз я не смотрела этот спектакль - я не перестаю удивляться его оригинальному прочтению, которое постоянно открывает всё новые и новые грани и переживания в этом произведении. Сентиментализм! Как часто нам сейчас не хватает этой удивительной сентиментальности, которая проходит красной яркой нитью на протяжении этого грустного повествования печальной, вернее сказать, трагической повести... Невольно начинаешь понимать, что сентиментальность должна быть неотъемлемой частью любого любовного романа, который происходит либо на сцене, либо в жизни. Сентиментальность делает красивыми любовные незабываемые отношения даже в нищете. Эта красота так естественна, так органична, так потрясающа, несмотря на то, что в то же время в ней присутствует какая-то противоестественность. Эраст (актёр Денис Верягин) относится к любви, как к игре, которой в конце концов герой пресыщается... Он легковесный, и легкомысленный в таких серьёзных чувствах, как любовь. Он легко расстаётся с Лизой. Без всякого сожаления, даже с радостью, найдя такой повод, как война, в которой даже не участвует, он расстаётся с Лизой даже с каким-то облегчением и освобождением от этого столь волновавшего его глубокого чувства. Затем он легко проигрывает в карты состояние, доставшееся от родителей, все рассчитав, пользуется расположением и любовью влюблённой в него вдовы, совершенно не испытывая к ней никаких чувств, лишь для того, чтобы обеспечить себе безбедное положение в будущем. Его поведение на сцене - прекрасный пример для современных девушек и женщин полной безответственности мужчины в любовных отношениях. Его игра должна настораживать наших современниц. Они должны помнить, что любое даже очень ярко горящее чувство может угаснуть. И женщине необходимо помнить об этом!!! Не у всех мужчин сохраняется чувство долга перед любимыми...
Образ прекрасный Лизы, в которую невозможно было просто ни влюбиться, так изящно и трепетно сыгран актрисой Марией Прыскиной на сцене. Столько трепета, искренности в любви и столько неподдельного отчаяния в момент потери надежды на продолжение этого прекрасного чувства в её жизни... Конечно, на участников прочтения этой поучительной сентиментальной повести, наших современников, она произвела неизгладимое впечатление. Но вершиной профессионального мастерства и высоких человеческих чувств, как личности, была игра народного артиста РФ Алексея Даниловича Дурова. Этот образ редкого благородства, высоких моральных и эстетичных чувств надолго останется в наших сердцах. В его последнем монологе столько подлинного трагизма и неподдельного горя, что понимаешь - в любовных отношениях нет мелочей, что с любимыми нельзя расставаться. В спектакле очень много творческих находок как в декорациях, костюмах, так и в музыкальном сопровождении, особенно в исполнении народных песен, танцев. Музыка к спектаклю, как фольклорная, так симфоническая и электронная очень удачно подобрана и соответствует настроению и переживаниям героев. Очень многое в спектакле оставило в моей душе неизгладимые впечатления! Ярким удачным оказался образ матушки Лизы, созданный актрисой Марией Жежела. А фантастический образ уже умершего отца Лизы так удачен, что мне сложно подобрать слова для восхищения. Эта роль - ещё одна творческая удача замечательного актёра Юрия Гогонина. Финал спектакля просто потрясает... Он красив, трагичен и романтичен одновременно.
6 декабря фестивальную программу на основной сцене продолжила опера «Царская невеста» Марийского государственного театра оперы и балета имени Эрика Сапаева. В центре истории о временах царствования Ивана Грозного — проблема власти и драма любовного треугольника. Постановка обрадовала зрителей многими достоинствами: чудесными голосами, музыкальным сопровождением, декорациями, костюмами. К сожалению, я не смогла посмотреть этот очень красивый спектакль с самого начала, так как в этот же день на малой сцене театра была представлена музыкально-пластическая композиция «Восточный ларец», показанная  театром Татьяны Хазановской из Тель-Авива (Израиль). Автор сказок Влас Дорошевич — известный российский журналист и сатирик, современник Чехова, признанный театральный критик, носивший звание Король фельетона.               
7 декабря Пензенский театр показал на фестивале спектакль «История одного преступления», поставленный режиссером Ансаром Халилуллиным по пьесе известного московского драматурга Ольги Михайловой. Впечатление от этого спектакля останется на долго не только в моём сердце, но в душе многих зрителей да и труппы Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова.
Пьеса продемонстрировала зрителям судебное разбирательство, в котором принимают участие двое известных людей начала ХХ-го века — Пётр Столыпин и Лев Толстой.  Пьеса специально создана в 2012 году по заказу театра к 150-летию П.А. Столыпина. В пьесе два героя: Столыпин —  выдающийся российский реформатор и его оппонент — писатель Лев Толстой. Исторический детектив в одном действии. Но не только содержание, но и мастерство замечательных актёров позволило не только держать в постоянном напряжении зрителей, но дало возможность насладится прекрасными актёрскими работами на сцене. Удивительная пластика, исключительная артикуляция голосами (потрясающая дикция) произвели неизгладимое впечатление на публику. 
В 2013 году постановка «История одного преступления» стала участником проекта «200 лучших российских спектаклей»: 6 марта велась её онлайн-трансляция на интернет-портале российского культурного наследия «Культура.рф», а в настоящее время на этом же портале размещена полная видеозапись спектакля.
9 декабря ульяновцев порадовали своим выступлением гости из Владикавказа. Русский Академический театр имени Е. Вахтангова представит спектакль по роману Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Роман Павла Санаева в своё время потряс всю читающую российскую публику. Как написала "Ульяновская правда", Народный артист России, режиссёр-постановщик Марк Розовский в своём интервью сказал: «Я думаю, это лучшее произведение нашей литературы, так сказать, на семейную тему – о кошмаре переживаний ребёнка, детство которого попрано насилием, вырастающим из непомерной любви, из несостоятельности взрослых, - они правы и неправы все без исключения, одновременно». Очень интересно воссоздана обстановка советского времени. Такое ощущение, что действие происходит в твоей квартире, но очень радуешься, что в твоём детстве не было таких ужасных сцен, и что твои родители были обычные адекватные люди, очень любившие меня и мою сестрёнку, которые с такой мудростью и деликатностью решали все семейные проблемы!!! Посмотрев этот спектакль, человек сразу начитает заниматься переоценкой ценностей и в твоём сердце сразу появляется чувство глубокой благодарности к родителям, которые всегда старались создать условия для счастливого детства, несмотря на сложности быта и тесноту той обстановки, имевшей место в жизни многих моих сверстников, которые, несмотря на это, строили грандиозные планы на будущее и не думали о смерти вообще, не говоря уж о том, чтобы просить родных похоронить себя за плинтусом. Нужно отметить невероятное мастерство актёров, сумевших с теплом и состраданием подойти к созданию сценических образов, которые в силу своих серьёзных заболеваний и слабохарактерности причинили столько страданий такому незащищённому во всех отношениях созданию, как ребёнок...
10 декабря Самарский театр «Камерная сцена» показал спектакль «Капитанская дочка» по всем известной повести А.С.Пушкина. Спектакль о России, которая находилась в таком же противоречивом, сложном и почти безвыходном положении, как Россия 90-х. Спектакль также рассказал о невероятных обстоятельствах, в которые попал литературный герой, наш земляк Пётр Гринёв, о непостижимой тайне русского характера, в котором уживаются столько противоположностей: романтизм, мечтательность, широта души – и тяга к хаосу и беспорядку, иррациональной тоске. И, конечно, о любви – чистой, юношеской, самоотверженной, бескомпромиссной, победившей всё и нашедшей сострадание и в сердце губернатора, и в душе бунтовщика и душегуба Емельки Пугачёва, находившегося когда-то по невероятному стечению обстоятельств, в подвале помещения, размещавшегося на месте нашего прославленного театра. И ещё очень интересный факт - первый спектакль в этом театре также был о Емельке Пугачёвом. Что только доказывает о возможности стечения многих обстоятельств, нашедших отражение в спектакле. Скупыми и очень точными средствами труппа продемонстрировала многогранные переживания и масштабные по своему размаху события на сцене, за счёт необычных декораций и костюмов, которые создали талантливые художники.
11 декабря коллектив Московского театра «У Никитских ворот», с которым ульяновских артистов связывает давняя творческая дружба (на I Международном театральном фестивале "История Государства Российского Отечество и судьбы" был представлен мюзикл "Бедная Лиза"), показал спектакль «Будь здоров, школяр!». Автором повести, ставшей основой для спектакля, является Булат Окуджава, известный, прежде всего, как автор и исполнитель песен. Для многих зрителей проникновенная проза Окуджавы становится откровением: перед нами разворачивается автобиографичная и в то же время типичная, узнаваемая история о поколении «мальчиков», прошедших немыслимые ужасы Великой Отечественной войны. Незадолго до смерти папа мне рассказал несколько эпизодов из фронтовой жизни, которые он пережил сам, когда началась война ему было больше двадцати лет. Главный герой спектакля попал на войну со школьной скамьи. В пьесе были показаны воины разных возрастов. И потрясающая игра актёров убедила зрителей, что отношение в войне в зависимости от возраста очень даже разная...
Приятно было видеть в роли зрелого мужчины-воина нашего земляка Дениса Константиновича Юченкова. Когда я смотрела спектакль, то мне так стало жаль этих мальчиков-героев, но я в чём-то им, оставшимся в живых, позавидовала, несмотря на все ужасы войны, которые нам были показаны. Все они были там настоящие... Как-то мама с папой заговорили о времени, когда им люди нравились больше всего. И они решили в 70 лет, что такие люди жили в годы Великой Отечественной войны, когда их современники были предельно искренними, очень щедрыми, отзывчивыми и добрыми, делились последним. И папа подчеркнул, что они были тогда невероятно верными и смелыми, неспособными на предательство Я так благодарна Марку Розовскому, сумевшему воссоздать на сцене эти тяжёлые, страшные и в то же время жизнеутверждающие времена в истории нашей Родине. Многие во время спектакля вспомнили своих бабушек, дедушек, родителей, тётей, дядей, знакомых, которые правдиво рассказывали нам их детях о тех сложных днях жизни, которые доказали, как человек может стать велик, даже в мелочах.
Завтра День рождения моей внучки. Я решила подарить девочке автограф выдающегося режиссёра. Марки Григорьевич Розовский подошёл к моей просьбе с невероятной ответственность. Он очень серьёзно отнёсся к тексту пожелания. Дай Бог, чтобы добрые и очень мудрые слова его пожеланий сбылись. Пожелание было написано на программке спектакля. Режиссёр очень оригинально его оформил. Получилось, как произведение искусства.  Этот подарок произвёл невероятный фурор на праздновании Дня рождения. Отец внучки, прочитав поздравление и пожелание, был очень тронут. Он попросил его тщательно упаковать и поместить на доступное, но в то же очень безопасное для хранение место, чтобы его легко можно было достать и положить на место, не повредив. Каждый гость лично прочитал текст и подержал подписанную программку в руках. Это прибавило нашему празднику бОльшую торжественность и значимость. Очень интересный факт, связанный с Днём рождения моей внучки. 12 декабря 2006 года я, как главный редактор журнала "Спортшкола" была на торжествах, посвящённых 240-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзина, около нашего знаменитого памятника, установленного в Карамзинском Саду. Памятник был в буквальном смысле засыпан цветами. Около памятника местные поэты читали свои стихи. Я тоже прочитала свои стихи, посвящённые Карамзину, так как считала себя почитательницей и поклонницей его творчества и деятельности. Когда я читала стихи, то думала, что сегодня у меня могла бы родиться внучка. Когда в Губернаторском дворце я присутствовала на празднике, посвящённом 240-летнему юбилею великого историографа и слушала обо всех достоинствах нашего гениального земляка, то подумала ещё раз о том, что родившаяся бы сегодня девочка была такая же красивая, талантливая с таким же хорошим характером и миролюбивым нравом, как у Николая Михайловича Карамзина. От этих мыслей у меня даже закружилась голова. Я не выдержала и позвонила в первый родильный дом города Ульяновска. И вдруг слышу ответ на мой вопрос: "Ваша дочь только что поступила в родильное отделение. Позвоните часа через полтора..." Я побежала на работу в редакцию. Вскочила в помещение редакции журнала пулей и побежала тут же к телефону. Прошло чуть больше часа после моего первого звонка в роддом. Но я не могла терпеть до назначенного времени и позвонила в роддом раньше. Врач мне сказал по телефону, что ребёнок почти родился... И тут же выкрикнул: "Родилась красивая девочка".
Потом доченька мне рассказывала, что 12 декабря вместе с моей внучкой родилось ещё сорок детей в роддоме. Родили все беременные женщины, которые должны были родить уже несколько недель тому назад, но у них врачи не смогли вызвать искусственные роды за такой продолжительный срок. В этот день чуть раньше срока родила и невестка моей приятельницы. Так землячки Карамзина сделала необычный подарок своему замечательному земляку!!!   
12 декабря программу фестиваля подытожил завершил второй премьерный показ спектакля «Бедная Лиза», с новым составом актёров в главных ролях: Эраст - Александр Лебедев, Лиза - Надежда Иванова, Матушка - Дарья Долматова. И опять я смотрела на всё с новым взглядом и новыми переживаниями. Неисчерпаемость тем и мыслей о проблеме в этом спектакле необъятная. Эта удивительная загадка заложенная режиссёром в этом сентиментальном спектакле необъяснима и мною, наверное, никогда не будет разгадана.
Хочется немного рассказать об истории создания этого спектакля, а также непосредственно о его создателях.
Для осуществления этой постановки был получен Грант Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства К празднованию 250-летия со дня рождения Н. М. Карамзина в 2016 году При поддержке общественно-гуманитарной инициативы «Карамзинское движение: культура и история». Спектакль был создан, как (ПРО)ЧТЕНИЕ в одном действии. Непосредственные создатели спектакля:
"Режиссёр-постановщик и автор сценической версии повести — Сергей Морозов
Художник-постановщик — лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Дмитрий Аксёнов
Художник по костюмам — Дина Тарасенко (Санкт-Петербург)
Художник по свету — Тарас Михалевский (Москва)
Композитор — Олег Яшин
Консультант по фольклору — Олег Москаленко
Педагог по народному вокалу — Наталья Москаленко
Ассистент режиссёра по сценической речи — Людмила Бояринова (Санкт-Петербург)
Педагог по пластике — заслуженный работник культуры РФ Маргарита Январёва
Литературный консультант — Кира Бюрова

Продолжительность — 1 час 30 минут

Премьера состоялась 5 декабря 2014 года на открытии II Международного театрального фестиваля «История Государства Российского. Отечество и судьбы».

Повесть читают:
Старик - народный артист РФ Алексей Дуров
Эраст - Денис Верягин/Александр Лебедев
Лиза - Надежда Иванова/Мария Прыскина
Матушка - Мария Жежела/Дарья Долматова
Отец - Юрий Гогонин
Горожане и горожанки - все участники спектакля

Спектакль ведет Ольга Родионова

Лаконичное сценическое оформление, выставочного качества костюмы, исполненные с дотошным вниманием к мелочам, мощный сплав фольклорной, симфонической и современной электронной музыки разрушают стереотипное восприятие сентиментальной повести и создают на сцене стильный орнамент для напряженного и актуального конфликта. Сергей Морозов поставил себе целью донести до зрителя гармонию карамзинского текста в максимально неискаженном виде. Не прибегая к нарочитому осовремениванию, режиссер ищет ключ к «Бедной Лизе» в личности Рассказчика — Эраста в старости. Молодежь, занятая в постановке, наполняет знакомые со школьной скамьи строки живым, правдивым звучанием, острым переживанием любовных перипетий.
13 декабря артисты Московского театра «У Никитских ворот» показали зрителям один из своих лучших спектаклей «Песни нашей коммуналки»: ульяновцы прослушали более сорока шлягеров 30-х - 60-х годов в исполнении актеров театра. Особенным было приятно нашим зрителям появление на сцену заслуженного артиста России Дениса Юченкова, начинавшего свою актерскую карьеру на подмостках, нашего театра, где служили его дедушка заслуженный артист Украины Глеб Иванович Юченков и бабушка, его отец заслуженный артист РФ Константин Глебович Юченков и до сих пор служит преданного знаменитому театру его мама - Народная артистка РФ Зоя Михайловна Самсонова, и самого мэтра театра — народного артиста России Марка Розовского. Как приятно, что Марк Розовский в таком возрасте в такой прекрасной форме. Его появление на сцене очень украсило этот шикарный, многоцветный, невероятно яркий по игре и декорациям спектакль.
Так быстро закончился праздник... Ну, что же!!! Будем ждать новых талантливых и неповторимых спектаклей этого фестиваля. А также прекрасного праздника для Ульяновской (Симбирской) земли - торжеств, посвящённых юбилею, 250-летию (четверти тысячелетия) со Дня рождения нашего гениального земляка, создателя "Истории Государства Российского" Николая Михайловича Карамзина!!!

16.12.2014   


Рецензии