Перспективы национального кинематографа

Первые шаги национального адыгского кинематографа: снимать или не снимать!

О роли игрового кинематографа в становлении сознания миллионов людей уже известно не понаслышке. Миллионы людей проникаются сверхидеями фильмов Большого кино, неважно какой национальности. Но, к сожалению, чаще всего, это американский кинематограф. У большинства народов нет ничего альтернативного предложить взамен. И об этом стоит только искренне сожалеть! Многие родители замечают, как их маленькие дети неосознанно имитируют поведение и повадки полюбившихся им американских героев. Паук, Бэтман и даже милые, но ушедшие в безвременье динозавры им намного милее, чем герои мудрых сказок и нетленных сказаний своего народа. А как бы хотелось всем нам, чтобы наши дети впитывали вековые народные традиции, действительно, с молоком матери, а точнее при первом неосознанном нажиме кнопки телевизора "Пуск".
Предполагалось, что все преимущества цивилизации будут содействовать жизнеспособности любого народа, пользующегося его благами, не мешая ему сохранять свою социально-культурную самобытность. Однако пока они способствуют только американизации всех и вся. Впрочем, никто не оставляет попыток самоопределиться в кинематографе. И слава Всевышнему! Правда, столь героические подвиги не всегда поддерживаются массами, несмотря даже на то, что они с удовольствием посмотрели бы национальное кино в реальном времени.
После распада Советского Союза, об адыгском кинематографе впервые всерьез заговорили в 1993 году, когда настоящие первопроходцы Руслан Хачемизов и Касей Хачегогу запечатлели на века по сценарию Нальбия Куека события XIX века, когда черкесский народ остро осознал необходимость объединения своих сил. Кинематографический конфликт мудрого аталыка Джамбота и князя Едиджа, отстаивающего независимость удельных черкесских княжеств, талантливо раскрытый в художественно-этнографическом фильме "Сумерки надежд", правдоподобно воссоздает атмосферу быта адыгского народа. И не удивительно, что самобытность и национальный колорит кинопроизведения был отмечен не только самими адыгами, не избалованными собственным национальным киноискусством, но и европейскими профессионалами. В 1993 году фильму "Сумерки надежд" был присужден Приз "Астуриас" на III Европейском кинофестивале в Кандасе в Испании.
В дальнейшем из-за трудоемкости и капиталоемкости производства кино, энтузиазм национальных героев исчез. И в этом нет их вины! Вся ответственность исторически лежит на самих черкесах, не сформировавших должный спрос на национальное кино во имя своей национальной идентичности и во благо будущих поколений.
Уже в XXI веке, возможно, по веянию души и с благословения Высших сил, Аскарбий Нагаплев в 2007 году представляет в качестве продюсера свой первый научно-популярный исторический фильм "Черкесия", съемки которого проводились и в Кабардино-Балкарии, и в Карачаево-Черкесии, и в Москве, и в Причерноморской Шапсуги, и, разумеется, в Адыгее. Как всем уже хорошо известно, документальный фильм "Черкесия" посвящен истории и культуре Черкесии, "истоки формирования которой уходят в глубь тысячелетий, и естественный ход развития был трагически прерван в XIX веке". Авторами этого фильма стали Самир Хотко (автор сценария), Брамхан Газиева, Хусейн Дауров (режиссеры).
Несмотря на сложности кинопроцесса и трудности дистрибуции подобных кинопроектов, Аскербий Нагаплев продюсирует в 2008 году съемки второго документального фильма "Черкесия. Адыгэ Хабзэ" по собственному сценарию, приглашая к сотрудничеству на этот раз режиссера документального кино Юрия Нехай. Еще одна попытка рассказать об адыгах. Как отмечает сам режиссер, этот фильм рассказывает "о красоте Адыгэ Хабзэ, о разных аспектах черкесских адатов, о наездничестве, о ювелирном и оружейном искусстве, об отношениях внутри семьи, о Уорк Хабзэ", об адыгском гостеприимстве, наконец. Кроме Юрия Нехая, в проекте приняли участие оператор Александр Никонов, ассистент режиссера Валера Хакунов, режиссер монтажа Олег Коптев, адаптацией сценария занималась Лейла Курашинова.
Однако документальное кино – это всего лишь часть необъятного кинематографа, посредством которого можно было бы рассказать об адыгах (черкесах) всему миру, поделиться не только историческими фактами трагической судьбы этого народа и его национальными традициями, но и тем, чем адыгский народ, независимо от границ субъектов Российской Федерации, живет сегодня. В данном случае, уместно вспомнить попытку Мухадина Кандура снять полнометражный игровой фильм "Потерянная в Чечне" (2005 г.). По сюжету этой драмы молодой кабардинский (черкесский) скрипач Руслан, потеряв веру в жизнь, удаляется в горы, где он случайно находит тяжело раненную англичанку Джулию Даунинг, работавшую в международной организации "Врачи без границ" и сбежавшую после нескольких дней заточения из Чечни.
Другую нишу – национальную анимацию – может уже представить 3D-анимационный мультфильм по книге "Сказания и сказки адыгов" "Нарт Саусруко" (2006 г), над которым работала целая творческая группа "Студия "Дышечев продакшн": режиссер Рашид Дышечев, аниматор Марат Казиев и звукорежиссер Аюб Бастэ. У этих смелых и отважных людей готовится и вторая серия мультфильма "Приключения Шабатнуко".
Однако это все еще пока разрозненные творческие люди и объединения, которые работают практически на голом энтузиазме. Как было уже кем-то сказано раньше, "пока в России не будет национальных кинокомпаний, разрешить проблему национального кино не удастся". На сегодняшний день говорить о наличии крупных национальных адыгских (черкесских) кинокомпаний рано и даже немного самонадеянно. Но, тем не менее, в настоящее время в Адыгее рождается молодая кинокомпания "Черкес-Фильм" на базе ООО "Даур", возглавляемого главным редактором ГТРК Республики Адыгея Хусейном Дауровым. В столь трудное кризисное время студия анимации кинокомпании во главе с её руководителем Кантемиром Куадже ведет активную работу над анимационным проектом, посвященным национальным адыгским сказкам. Более подробно о кинокомпании и её кинопроектах расскажут сами Хусейн Дауров и Кантемир Куадже.

eLot.ru: Когда появилась идея создать адыгскую национальную кинокомпанию "Черкес-фильм"?

Хусейн Дауров: Честно говоря, эта  идея, идея создания адыгского национального кинематографа давно витает в черкесском мире, существуют разного рода проекты как, например, национальный авторский кинематограф, и приписывать ее себе, или нашей творческой группе было бы нескромно. Но так как вопрос поставлен о киностудии "Черкес-Фильм", то больше двух лет решаю организационные вопросы. За это время содержание проекта качественно улучшилось, появились новые люди, новые идеи.

eLot.ru: А над какими проектами работает ваша кинокомпания в настоящее время?

Хусейн Дауров: Проект издания DVD диска с художественным фильмом-сказкой и мультфильмом, объединенных одной темой, но с разными сюжетными линиями, на основе адыгской сказки "Къуйжъыерэ иныжъхэмрэ". Сценарии и для фильма, и для мультфильма написаны мною. Проведена предварительная работа по созданию мультфильма: художник Сафербий Хакуз создал, по моему мнению, прекрасные персонажи; известные актеры Мурат Кукан и Аслан Хакуй, и известный певец Альберт Тлячев озвучили персонажей и подарили свои движения с помощью технологии motion capture (захват движений). Непосредственная работа над мультфильмом ведется Кантемиром Куадже.

eLot.ru: Кантемир, будет ли ваш 3D анимационный фильм похож на мультфильм "Студии "Дышечев продакшн" "Нарт Саусруко" или это совершенно другой подход к анимационному изложению черкесских сказаний?

Кантемир Куадже: К созданию нашего мультфильма мы подошли с другой точки зрения. Программные пакеты обработки у нас одни, но использование технологии motioncapture (захват движений) и таланта профессиональных актеров поднимет очень высоко уровень нашего мультфильма.

eLot.ru: А когда планируется выпуск вашего мультипликационного проекта? И как можно будет его посмотреть?

Кантемир Куадже: Работы по созданию мультфильма рассчитываю закончить весной 2010 года, как раз перед началом съемок художественного фильма-сказки. А посмотреть их можно будет вместе.

eLot.ru: Насколько нам известно, Вы, Хусейн, в силу своей профессиональной деятельности, больше занимались документальным кино. Что заставляет Вас обратить свое внимание на национальное игровое кино?

Хусейн Дауров: Я люблю кино во всех его аспектах, мой народ и его прекрасные традиции, что сподвигло меня на изучение истории адыгов. Учитывая современные тенденции получения информации из аудио-видео источников начал заниматься документальным кино.
Есть три основные причины, из-за которых решил заняться игровым кино. Во-первых, падение национального культурного уровня в современном черкесском обществе, в том числе падение престижа родного языка в разговорной речи. Во-вторых, отсутствие национальных художественных фильмов и растущая популярность американских мультипликационных фильмов. В-третьих, что немало важно, во время съемок документальных фильмов мне посчастливилось поработать с профессиональными актерами над постановочными сценами, что дало мне важный опыт.

eLot.ru: Не секрет, что производство кинофильмов, тем более игровых, всегда требует крупных финансовых вложений. Каким образом планируете вы находить средства под свои проекты?

Хусейн Дауров: Пока, традиционно, надеемся на спонсоров, но у нас огромная надежда на то, что  вопрос финансирования истории и культуры станет общенациональной черкесской идеей…

eLot.ru: В середине сентября текущего года прошла информация о том, что "Мосфильм" собирается технически оснастить в ближайшее время чеченский киноцентр "Чечен-фильм". Как вы оцениваете появление на Кавказе национального чеченского кино?

Хусейн Дауров: На своем опыте знаем насколько все это тяжело, чеченцы прошли этот путь, и  мы  преодолеем.  Искренне поздравляем всех чеченцев с появлением киностудии "Чечен-фильм".

eLot.ru: За последние пять лет несколько объединений предприняли первые шаги в направлении создания адыгского национального кино. Пока этот процесс сопровождается финансовыми трудностями и постоянным поиском спонсоров. Как вы думаете, стоит ли оно того? Как говорится, снимать или не снимать?

Кантемир Куадже: Конечно, снимать. У нас есть дети, которым нечего смотреть на родном языке, несмотря на огромное национальное культурно-историческое наследие. У них нет Героев, они забывают родной язык. Поэтому нельзя останавливаться.

Хусейн Дауров: Я полностью согласен с Кантемиром. У нас одно мнение, это нас сблизило и сплотило.

eLot.ru: В заключение, какие все-таки перспективы у национального адыгского (черкесского) кинематографа?

Хусейн Дауров: Я - оптимист. У национального адыгского кинематографа, в частности, и адыгов, как этноса, в целом, впереди всемирная известность и слава.
 
Мы благодарим вас за беседу и желаем всем, кто участвует в национальном проекте  "Черкес-фильм" творческих успехов!

2009 г.

Опубликовано:


Рецензии