Черкесскому кинематографу быть!

(обзорная статья)
14 января 2016 г.

2016 год – Год кино в России - подходит к своему астрономическому завершению. Для адыгского (черкесского) кинематографа он стал, на самом деле, трамплином для дальнейшего перспективного развития. Казалось бы, совсем недавно, восемь лет назад еще стоял вопрос следующим образом: «Первые шаги национального адыгского кинематографа: снимать или не снимать!» (статья «Перспективы национального кинематографа», 2009 г.), и указывался немногочисленный перечень имен адыгских смельчаков-кинематографистов, которые в условиях полного отсутствия финансирования со стороны государства и на собственном энтузиазме создавали единичные кинопроекты. Например, художественно-этнографический фильм "Сумерки надежд" (Реж: Руслан Хачемизов и Касей Хачегогу, 1993), документальные фильмы кинокомпании «Черкессия-фильм» (продюсер – Аскарбий Нагаплев), художественные фильмы Мухадина Кандура и т.д. А про адыгскую (черкесскую) анимацию говорилось лишь как о перспективных планах на развитие в будущем.

Год кино в России и все мероприятия, прошедшие в его рамках в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, продемонстрировал наглядно достижения опытных и молодых адыгских кинематографистов, достойных наград, и новые перспективы развития уже окрепшего адыгского (черкесского) кино. В регионах создаются и активно работают кинокомпании: например, кинокомпания «Сторм Синема», киностудии «TemвAz», «Petrucho studio»,  «ReDreaMedia». Выпускники творческой мастерской режиссера Александра Сокурова, обучавшиеся на факультете искусства и средств массовой информации КБГУ по специальности «Режиссура кино и телевидения», уже выпустили свои кинопроекты и даже заявили о себе на российских и международных кинофестивалях. На площадке видеохостинга Youtube появились короткометражные анимационные фильмы на адыгском языке первого международного интернет-проекта по изучению адыгского (черкесского) языка «Си Бзэ».

Однако, не смотря на перспективную картину развития нашего кинематографа, все же пока остаются нерешенными многие проблемы, тормозящие его и мешающие его продвижению не только в России, но и за её пределами. Как бы ни расширялся круг адыгских (черкесских) кинематографистов, и ни выпускались новые кинопроекты, им приходится сталкиваться всё с теми же проблемами и трудностями, что и 8 лет назад. А если честно признать, что развитие черкесского кинематографа уже не остановить и не повернуть вспять, то видится целесообразным не только отразить радужные перспективы, но и поднять важный вопрос о привлечении государственной поддержки на региональном и федеральном уровнях в процессе создания и продвижения национальных кинопроектов.

Каковы же эти реальные достижения и перспективы развития черкесского кинематографа? И с какими проблемами и трудностями ему приходится сталкиваться? Какие меры следует предпринять для их решения?

Прежде всего, хотелось бы разобраться с понятием «адыгский (черкесский) кинематограф». Не выделенный пока еще отдельной статьей в свободной универсальной энциклопедии «Википедия», не введенный ни в науку, ни в обиход, адыгское кино не значится пока как отдельное направление национального кино в истории мирового кинематографа. Тем не менее, речь идет о кинопроектах (документальное, художественное и анимационное кино), создаваемых адыгскими (черкесскими) кинематографистами, в идеальном случае, на родном языке с оригинальной национальной драматургией, включая экранизацию народного фольклора и произведений писателей адыгской литературы.

До сих пор есть некоторые деятели культуры, которые могут сказать и говорят о бесперспективности и нерентабельности нашего национального кинематографа. Однако открытие  в этом году представительства Общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации» в Республике Адыгея и программа показов кинофильмов в рамках VII Международного фестиваля адыгской (черкесской) культуры, прошедшего со 2 по 5 октября 2016 г., ярко и наглядно продемонстрировали неоспоримый факт успешного развития адыгского (черкесского) кинематографа и его признания на региональном, федеральном и отчасти международном уровне. При этом в той программе были уже представлены не только документальные проекты («Очаг» (Реж.: З.Тов, С.Кушу, С.Тешева и Г.Бзегежева, Х.Дауров), «Черкешенка» (Реж.: А.Нагаплев, Х. Дауров), «Одинокий лебедь» (Реж.: В.Вороков), но и художественные фильмы («Антигона» (Реж.О.Хамоков), «Адам Грин» (Реж.: Т.Шовгенов и А.Тхаганов), «Человек кино» (Реж.: А.Жаман), «Запах вечности» (Реж.: М.Кандур) и «По небу босиком» (Реж.: С.Хажироко)), были показаны также и достижения в адыгской (черкесской) анимации (анимационные проекты режиссеров-мультипликаторов Р.Дышечева, А.Хамдохова, К.Куадже).

Сегодня пока не придают большое значение тому, на каком уровне сняты и созданы адыгские кинопроекты. Главное то, что они есть, что появились и активно работают талантливые и амбициозные адыгские создатели-кинематографисты, готовые развивать дальше черкесский кинематограф, и их значительно больше, чем участников программы показов кинофильмов в рамках VII Международного фестиваля адыгской (черкесской) культуры (М.Емиж (д/ф «Черкесские султаны Египта»), Ж.Зекорей (д/ф "Черкешенки не умирают"), Ю. Нехай (д/ф «Адыгэ Хабзэ») и другие). Этот неполный список кинодеятелей следует пополнить выпускниками мастерской кинорежиссера Александра Сокурова с их короткометражными дипломными проектами: К.Балагов («Молодой еще»), М.Калмыкова («Адиюх»), Т.Мастафова («Счастливая семья»), А.Дохов («Кавказёнок») и другие. В ближайшее время появятся новые кинопроекты, производство которых уже завершено (х/ф «Пиджак» (Реж.С.Хажироко)) или заявлено об их съемках в следующем году (проект режиссера А.Емкужа), в том числе и короткометражные анимационные фильмы (Адыгские сказки (Реж. А.Хамдохов/Проект «Си бзэ»), «Куижый и иныжи» (Реж.: К. Куадже)).

Немаловажное значение для развития черкесского кинематографа имеет и участие кинопроектов адыгских кинематографистов в российских и международных кинофестивалях, пусть даже порой в показах внеконкурсной программы. Так, документальный фильм «Черкесия. Возвращение» (Реж.: А.Нагаплев, Х.Дауров)  принимал участие в ежегодном международном кинофестивале «Золотая башня», который прошел с 25 по 28 ноября 2016 г. в Магасе в Республике Ингушетия, и был удостоен приза. А в 2015 году на том же кинофестивале документальный фильм «Черкешенка» (Реж.: А. Нагаплев, Х.Дауров) получил специальный приз в номинации «За лучшее раскрытие национального характера». Художественный фильм на кабардинском языке «Антигона» (Реж.: О.Хамоков) выиграл в этом году приз Международного форума молодого кино стран СНГ «Умут» на кинофестивале в Кыргызстане. Кинопроект Амины Жаман «Человек кино» был удостоен награды на кинофестивале в Софии (Болгария). Короткометражные фильмы выпускников мастерской А. Сокурова были показаны на 68-м Каннском кинофестивале, в рамках презентации альманаха студенческих работ Global Russians 2015. В том же году кинопроект «Адам Грин» киностудии «TembAz» вошел во внеконкурсную программу Канн Shot Film Corner. В 2016 году второй короткометражный фильм «Автобус» режиссеров студии А.Тхаганова и Т.Шовгенова включен наряду с документальным фильмом «Черкешенка» (Реж.: А.Нагаплев, Х.Дауров) во внеконкурсную программу первого Сочинского Международного кинофестиваля (Sochi International Film Awards (SIFA)), который проходит с 10 по 16 декабря 2016 г. Примечательно, что основателем и президентом самого Сочинского кинофестиваля является Любовь Балагова, поэт, сценарист, кинопродюсер, родом из Кабардино-Балкарии.

Говоря  о черкесском кинематографе, не стоит обходить стороной адыгские продакшн-студии, которые пока специализируются на производстве музыкальных и рекламных клипов. Среди таких «One Light Studio» (г.Нальчик), «Petrucho studio» (г.Черкесск),  «ReDreaMedia» (г.Нальчик), «Tkhach Company» (г.Майкоп), «Дышечев Production» (г.Майкоп). Многие музыкальные клипы сняты настолько качественно и умело, что остается сожалеть, что они пока не участвуют в соответствующих номинациях в кинофестивалях.

Перечисляя заметные достижения адыгского (черкесского) кинематографа, не стоит забывать имена кинематографистов, которые, можно сказать, стояли у его истоков. Хасан Хажкасимов, родом из села Сармаково (Кабардино-Балкария), считается первым черкесским кинорежиссером. Среди его киноработ полнометражные художественные фильмы «Всадник с молнией в руке» (1975), «Дюма на Кавкаазе» (1979), «Под знаком однорогой коровы» (1986). Хамед Хагундоков из аула Мамхег (Адыгея), известный своей ролью черкеса в «Неуловимых мстителях» (Реж.: Эдмонд Кеосаян, 1966) проработал с 1961 по 1972 гг. вторым режиссером на киностудии «Мосфильм». Мурат Кукан снимал в своё время игровые фильмы в рамках телепроекта «Междусобойчик».

Однако как бы перспективно не выглядел черкесский кинематограф к завершению Года кино в России, пока что его потенциал развивается благодаря собственной инициативе самих кинематографистов и, в лучшем случае, спонсорскому участию частных лиц. И хотя в Министерстве культуры Российской Федерации работает отдел государственной поддержки производства не игровых и анимационных национальных фильмов, и предлагаются даже гранты на национальные проекты, черкесским кинематографистам пока приходится создавать свой продукт без достаточных финансовых вложений, за свой счет либо изыскивая спонсорские средства. А их найти не так просто с учетом  бытующего мнения о нерентабельности национального адыгского кино.

Тем не менее, сегодня вполне востребован качественный кинопродукт на адыгском языке, и не только в регионах и в черкесской диаспоре, но и в России и за её пределами. Возможно, пока еще нет массового потребителя нашего кинематографа, но улучшая качество кинопроектов и используя последние технические достижения мировой киноиндустрии, можно будет создавать вполне массовый кинопродукт. Как это и сделал, например, молодой режиссер Индар Джендубаев, сняв фильм-фэнтэзи «Он-дракон» (Продюсер: Тимур Бекмамбетов, 2015). В связи с этим следует поднять вопрос о государственной финансовой поддержке национальных кинопроектов на региональном и федеральном уровнях. Особое внимание стоит уделять кинопроектам на национальном языке, направленным на продвижение регионов и культур народов, проживающих на их территории, а также нацеленных на детскую и юношескую аудиторию.

Другой немаловажной проблемой адыгского (черкесского) кинематографа остается национальная драматургия. Сегодня современные адыгские кинематографисты так или иначе учитывают и используют в своих проектах национальный адыгский колорит и контент.  Но не все прибегают к национальным сюжетам, отдавая предпочтение общечеловеческим темам. Это, возможно, обусловлено стремлением кинематографистов привлечь к своей работе массового зрителя, а также желанием обеспечить окупаемость своего кинопродукта. Считается, что черкесский кинематограф пока нерентабелен. Однако в современном маркетинге давно известно, что сегодня не спрос рождает предложение,  а наоборот, предложение рождает спрос. И тому показательным примером служат турецкий кинематограф, а также продукция анимационных студий «Анимаккорд» (проект "Маша и Медведь"), «Мельница». Современные технологии озвучивания фильмов и субтитры позволяют беспрепятственно продвигать кинопроекты на национальных языках в мире. Главное требование современного массового зрителя и в России, и за её пределами – интересное, талантливо созданное кино с захватывающим сюжетом и зрелищными эффектами. И черкесский кинематограф не будет исключением из правила. А благодаря системе регулярных фестивальных и клубных показов спрос зрителя на национальные кинопроекты может быстро возрасти. Но для этого следует стараться создавать оригинальные истории с национальным колоритом. Например, художественный фильм «Антигона» на кабардинском языке (Реж.: О.Хамоков) или анимационная экранизация адыгской сказки «Жадная собака» (Реж.: А.Хамдохов). Примечательно, что в Нальчике создан киноклуб совместно с Фондом «Южный полюс» Министерства культуры КБР для просмотра авторских кинопроектов, обладателей призов различных Международных кинофестивалей.

Третьей существенной проблемой адыгского кино, хотя сегодня она стоит не так остро, -это качество кинопроектов. В большей мере те, кто сегодня развивает черкесский кинематограф, - профессионалы своего дела. Однако в некоторых случаях не все проекты удается довести до совершенства по разным моментам. В одних случаях – слабая драматургия, в других – не проработанное изобразительное решение, в третьих – монтажные или технические недочеты. Все эти пока еще некритичные огрехи адыгского кино объясняются рядом причин. Одной из них, как уже говорилось выше, является недофинансирование. Другими причинами можно считать не проработанный предпроизводственный этап проекта, слабая техническая оснащенность производства кинопроекта, отсутствие профессиональных кадров сопутствующих специальностей (операторы, художники-постановщики, осветители, гримеры, звукорежиссеры и т.д.), а чаще всего их полное отсутствие в связи с небольшим бюджетом фильмов.

Возможно, создание студии игрового и документального кино с инфраструктурой как на «Мосфильме» в Нальчике, как это предлагает кинорежиссер Александр Сокуров, обучение новых профессиональных кадров в творческих мастерских в вузах регионов, а также в Москве и Санкт-Петербурге (по целевым направлениям), приведут к улучшению качества проектов адыгских кинематографистов и выведут черкесское кино на более высокий уровень, поставив производство национальных художественных и анимационных фильмов, а в дальнейшем и сериалов, на поток. Но и для этого необходимы значительные финансовые вложения и активная поддержка региональных властей. Ведь в наше время уже далеко не секрет, что кино – это самый быстрый и эффективный способ воздействия на массового зрителя. А с развитием Интернета и его возможностей потребность в национальной кинопродукции только растет.

В отношении остальных проблем, пока на данном этапе мы еще не говорим о правилах и трудностях продвижения и реализации адыгских кинопроектов, о соблюдении авторских прав их создателей. Всё, что снимается сегодня, выкладывается в видеохостинги открыто и бесплатно для общей аудитории. Но и об этом пора уже задумываться, так как полноценное развитие кинематографа, как и любого бизнеса, не возможно без самоокупаемости. Для разрешения всех этих проблем современным черкесским кинематографистам следует собираться ежегодно и в рамках фестивалей адыгской (черкесской) культуры, и в виде деятельности профессиональных кинематографических советов. Но, к сожалению, и это сегодня осуществимо лишь при полной поддержке региональных властей и государственном финансировании.

Возвращаясь к результатам Года кино в России, можно уже с полной уверенностью утверждать, что черкесскому кинематографу быть. А адыгским кинематографистом остается объединить свои усилия и приложить их для того, чтобы наше кино стало качественным и востребованным и заняло свое должное место в истории мирового кинематографа.

Автор: Фатима Теучеж (писатель, сценарист, продюсер)


Рецензии