Побочные эффекты перестройки

               
     В начале Горбачевской Перестройки мы большой компанией отправились на отдых в  деревню Глушь Псковской области. Перед отъездом нам удалось достать тушенку, рыбные консервы, сгущенное молоко, копченую колбасу и все то, что может храниться без холодильника. Несмотря на большие проблемы в то время с алкогольными напитками, каждый из нас вез с собой пару бутылок водки, надеясь прикупить кое-что по месту нашего отдыха.
   Прошла неделя нашего прекрасного пребывания на берегу озера. Количество продуктов существенно сократилось, хотя мы почти ежедневно ловили рыбу и ходили в лес за грибами и ягодами.
   Составив список нужных нашей компании продуктов, я женой поехал в небольшой поселок, располагавшийся в десяти километрах от нашей деревни, так как в нашей деревне магазина не было. Ехали мы медленно, рассматривая здешние красоты. Мы помнили, что в прошлом году собирали малину на огромном кусте, растущем рядом с дорогой, и решили около него остановиться, чтобы оценить урожай. Каково же было наше удивление, когда мы увидели в около дорожной канаве десятки маленьких и больший пузырьков из-под лекарств, духов, одеколона, а также пустые баллончики освежителя воздуха. Аналогичная картина была на всем пути нашего следования в поселок и обратно.
    По возвращении в деревню я подошел к нашему молодому деревенскому приятелю Феде, чтобы расспросить его подробно о жизни после начала Перестройки. И вот, что он мне рассказал.
    С продуктами питания в деревне всегда были проблемы, поэтому  жители заготавливали впрок грибы, ягоды, сушеную и вяленую рыбу, сами делали тушенку. Почти в каждом доме стояли большие чаны с брагой, на праздники сельчане гнали самогон. Однако в поселковом магазине почти всегда можно было купить дешевое красное вино, а иногда и водку. С начала Перестройки пропали сахар и дрожжи, а достать алкогольные напитки стало практически невозможно.
    Недаром говорят, что русские мужики смекалисты. Они тут же сообразили, в чем содержится спирт, и стали активно скупать жидкие лекарственные препараты и парфюмерию. А когда эти товары закончились, мужики нашли новый способ выпить и похмелиться. Как рассказал Федор, он и его приятели покупали самый дешевый освежитель воздуха, брали трехлитровую банку с водой, пробивали дно баллончика отверткой и тут же опускали его в банку. Содержимое баллончика перемешивалось с нужной порцией воды и потом  получившийся мутный напиток выпивали.
     - Недавно, - сказал Федя, - меня пригласили на свадьбу. – Я сначала не хотел идти, но затем подумал, что уж там-то будет что выпить. Все-таки свадьба. И я не ошибся. Когда я вошел в просторную комнату, то увидел такую картину: почти все гости уже расселись по своим местам, и перед каждым стоял трехсотграммовый флакон “Тройного одеколона”. Вот тогда мы погуляли на славу, - похвалился Федор.
     Выслушав такой грустный рассказ, я за обедом  под рюмку водки, привезенной из Москвы, рассказал друзьям о деревенском житие-бытие в период Перестройки. Было над чем задуматься.
    Прошло несколько дней. Мы только что вернулись из леса и разбирали грибы. В этот момент ко мне подбежал Федя. Лицо его было возбуждено.
   - Что случилось? – спросил я его.
   Он рассказал, что утром, встав с больной головой после перепоя, достал припрятанную бутылку жидкости для мытья окон и пошел к своему приятелю Карлу, жившему у самого берега озера, с кем накануне вечером он отмечал какое-то событие. На крыльце дома они выпили по полстакана жидкости, молча покурили, и Федор отправился домой, чтобы принести какую-нибудь закуску. Когда он вернулся, то застал Карла, лежащего без движения в неестественной распростертой позе на ступеньках крыльца. Подумав, что его приятель отравился выпитым недавно суррогатом, он и побежал ко мне за помощью как единственному врачу в деревне.
    Я тоже испугался этому сообщению, тем более, что средств для оказания помощи практически никаких не было, если не считать зонда для промывания желудка да сердечных капель. Мы с Федей уже подбегали к дому Карла, когда увидели, как тот медленно неуверенно приподнялся и сел на ступеньку крыльца.
     - Слава богу, - подумал я, - все, кажется, на сегодня обошлось.
    Пока я, стоя поодаль, наблюдал за неуверенными действиями Карла, Федя подошел к нему, вытащил из кармана принесенную закуску, взял стоявшую рядом недопитую бутылку синеватой жидкости, разлил ее по стаканам и протянул другу. Приятели чокнулись и выпили, пожелав друг другу здоровья.       
      


Рецензии
"Охота пуще неволи" - это поговорка и про любителей выпить всякую гадость. Мне таких людей очень жаль.

Татьяна Борисовна Смирнова   01.06.2023 23:58     Заявить о нарушении
Выпивать много плохо, Татьяна, однако и полный запрет не для русского мужика. Горбачёв был не прав. Спасибо. Ваш А. Киселёв.

Александр Киселев 6   02.06.2023 17:17   Заявить о нарушении