Встречи с музыкой. Дьёрдь Лигети

Дьёрдь Лигети виртуозно владеет техникой композиторского письма. Он не ремесленник: перед нами талантливая творческая натура, истинный художник.

Лигети непредсказуем в своих художественных «изобретениях». В нём присутствует роскошный и, главное, светлый талант!

Тихая, застывшая музыка Лигети успокаивает душу, словно предрассветный туман над озером. Это тончайшая постимпрессионистская картина звуков и тембров.

Экспрессивная музыка Лигети не ранит душу. Но когда она спокойная и созерцательная – это сама утренняя свежесть, капли росы на лепестках ландыша.

«Ужасы» в музыке Лигети скорее театрально-декоративны, чем разрушительны, и поэтому легко переносимы. У композитора в целом светлое и ясное мироощущение.

Сарказм в опере абсурда «Великий Мертвиарх» Дьёрдя Лигети – это безудержный хохот сатаны-подагрика!

В музыке Лигети отсутствует широкая панорама жизни, какую встречаем у Артюра Оннегера и Сергея Прокофьева. Произведения Лигети по своему тону хрупки и нежны: перед глазами возникает узкая ленточка бытия, которая дрожит и в любую минуту может оборваться.

По оригинальности и яркости музыка Лигети не уступает музыке Сергея Прокофьева. Новаторство этих композиторов не уничтожает живую музыкальную речь.

Лапидарность и рельефность музыки характерны двум венгерским композиторам – Дьёрдю Лигети и Дьёрдю Куртагу.


Рецензии