Последний английский капитан

ПОСЛЕДНИЙ АНГЛИЙСКИЙ "КАПИТАН"
ИЛИ БОЛЬШИНСТВО НЕ ВСЕГДА ПРАВО

Часто бывает так, что заинтересованные лица выносят свои идеи на государственный уровень и добиваются их осуществления за государственный же счет, делая ставку на общественное мнение.  Также часто эти идеи оказываются заведомо провальными, но "общественное мнение" оказывается сильнее, чем разумная критика профессионалов. Но редко бывает, когда государство признает свои ошибки . Хотя примеры в истории все таки есть.

Вот, например, в Лондоне в Соборе святого Павла висит мемориальная доска в память экипажа, погибшего вместе с броненосцем «HMS CAPTAIN». Кроме имен моряков, на доске выгравирована выдержка из заключения суда, состоявшегося по факту гибели корабля. Согласно записи, "корабль построили под давлением общественного мнения, выраженного в Парламенте". А дело было так...

... В марте 1869 года Королевский флот Великобритании готовился принять невиданное по тем временам «чудо» - башенный броненосец «HMS CAPTAIN», названный в честь корабля, который под командованием адмирала Нельсона участвовал в легендарном морском сражении при Сен-Винсенте. На строительство броненосца были выделены сумасшедшие по тем временам деньги – 350 000 фунтов стерлингов. Адмиралтейство и Парламент были в восторге от необычайного вида и рекламируемых достоинств корабля.

Броненосец, действительно, смотрелся странновато. Корабль низко сидел в воде, над его верхней палубой, где были установлены две башни с четырьмя 305-мм орудиями, располагалась навесная фальш-палуба, которая шла от носа до кормы корабля. Она опиралась соответственно на полубак и полуют. На носу и корме корабля было установлено по одной 178-мм пушке. Усиленный цельным броневым поясом по всей длине корпуса, корабль имел три треногие мачты и был оснащен парусами общей площадью 4650 квадратных метров, а кроме того двумя паровыми машинами общей мощностью в 5400 лошадиных сил. На броненосец возлагали большие надежды.

Тут надо заметить, что в XIX веке в кораблестроении, особенно военном, происходила настоящая революция: пар вытеснял паруса, металлические корпуса заменяли деревянные. Роль кораблестроительной науки возросла, требования к конструкциям строящихся кораблей и судов изменились. Появились смелые по тем временам гибриды - помесь парусника с «паровиком». Обусловлено это было тем, что паровые машины в то время были несовершенны, и их поломка во время длительного плавания могла стать неразрешимой проблемой. Поэтому океанские суда, и прежде всего военные, продолжали оснащать парусами.

Устройство корабельной артиллерии тоже переживало технический бум. Весьма перспективной представлялась монтировка бронированных орудийных башен — идея, которую одним из первых реализовал британский конструктор, капитан первого ранга Купер Фиппс Кольз. Он первым в 1859 году запатентовал вращающуюся орудийную башню собственной конструкции, подобные которой и были установлены на "HMS CAPTAIN».

Более того, именно благодаря энергии Кольза проект под названием "HMS CAPTAIN» был воплощен в жизнь. Идея британского конструктора заключалась в том, чтобы создать именно рангоутный броненосец, который имел бы небольшую высоту надводного борта, башни с самыми тяжёлыми орудиями и круговым обстрелом, и обязательно полную парусную оснастку. Так что корабль был спроектирован и построен под руководством этого офицера.

Проект оказался спорным. Большинство флотских специалистов были категорически против строительства этого парусно-парового сооружения с треногими мачтами. При этом ведущий эксперт-кораблестроитель Д. Рассел, изучив чертежи, предсказал: «Я нахожу конструкцию корабля во всех отношениях восхитительной. Но сделанные расчеты и измерения дают мне все основания утверждать, что судно не выдержит сильного волнения – оно неизбежно утонет».

Но произошло то, что часто бывает и в наши дни: здравый смысл профессионалов был погребен под лозунгами ура-патриотов и восторгами "радетелей" технического прогресса.

Купер Фипс Кольз, будучи женатым на племяннице одного из лордов, обратился к политикам, прессе, королевскому дому. Появилось «общественное мнение», и отрицательные мореходные качества броненосца отошли на второй план. Даже в Адмиралтействе, состоявшем, кстати, не только из военных моряков, но и тех, кто не имел ничего общего с ВМС, мнения разделились. В итоге многие горячо поддержали реализацию неоднозначного проекта Кольза - все восхищались вращающимися башнями, низкой высотой борта, сочетанием пара и парусов. «Чудо, чудо, таких кораблей нет в мире!»

Корабль спустили на воду. В суматохе флаг Королевского военного флота повесили вверх ногами, но это было первым неприятным моментом. Дальше открылись и другие: во-первых, корабль из-за броневого пояса оказался чересчур перетяжеленным. Экипаж корабля вместо проектных четырехсот человек составил пятьсот, что также добавило судну веса. В итоге при спуске на воду его осадка оказалась ниже проектной почти на полметра, а высота надводного борта стала около двух метров. Все такелажные работы, чтоб не мешать артиллеристам, велись на фальш-палубе, и появление этого навеса повлияло на центр тяжести судна, который стал, соответственно, выше проектной. Крена всего в 14 градусов хватало, чтобы срез палубы оказывался на уровне воды, а три мачты с парусами также не улучшали остойчивости. В общем, подтвердилось все то, о чем предупреждали эксперты.

Тем не менее, Кольз был уверен в себе, и на первых испытаниях «HMS CAPTAIN» показал довольно хорошие результаты. Броненосец успешно провел стрельбы из башенных орудий, которые, невзирая на сильное волнение, прошли без затруднения, под парусами он маневрировал прекрасно, и смог достичь скорости в 14 узлов, что позволило назвать его самым быстроходным броненосцем того времени.

Спустя четыре месяца после спуска на воду «HMS CAPTAIN» королевская эскадра, в том числе и броненосец, отправилась в поход. В принципе, этот поход и был организован для всесторонних испытаний нового броненосца, и Кольз решил лично участвовать в походе. В ночь на 7 сентября 1870 года эскадра, шедшая в Бискайском заливе, попала в сильный шторм. Все корабли старой конструкции справились с непогодой, а «HMS CAPTAIN» затонул в считанные минуты.

Корабль лег бортом на волну, все ожидали, что он выпрямится, но этого не произошло. Броненосец перевернулся и пошел ко дну настолько быстро, что почти никто из команды не успел выбраться из внутренних помещений. Спаслись единицы, и в их числе оказался командир корабля, который вместе с несколькими моряками держались на воде, ухватившись за корабельные обломки. Однако, когда подошла спасательная шлюпка, капитан отказался подниматься в нее, и разделил участь вверенного ему судна. Вместе с кораблем ушел на дно и конструктор Кольз, до последнего уверенный в непогрешимости своих расчетов.

Всего в крушении погибло почти пятьсот человек - как утверждают историки, английский военный флот потерял в этой катастрофе больше моряков, чем при Трафальгарской битве. После гибели «HMS CAPTAIN»  - броненосец был шестым в британских ВМС с таким именем – ни один английский корабль больше не носит такое название, а английский флот с той поры строят без учета "общественного мнения", полагаясь исключительно на научные знания. Решение же Королевского суда висит на стене собора для всеобщего обозрения. В назидание потомкам.



"... Суд пришел к выводу, что «HMS Captain» построили под давлением общественного мнения, выраженного в парламенте и другими способами, без принятия во внимание доводов главного инспектора военно-морских сил и возглавляемого им ведомства. Все свидетельства показывают, что они были в целом против его постройки..."


Рецензии
Кольз ползовался большим авторитетом в морском министерстве России.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   14.12.2016 19:34     Заявить о нарушении
Ну судя по тому как он " пробил" строительство этого супер-броненосца он и в Великобритании был в авторитете..К сожалению.. корабль утонул! Спасибо за отклик!

Морской Профсоюзный Телеграф   15.12.2016 09:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.