Священные тени Творения

            
                Священные тени Творения

 
 По мистическим мотивам  наивысшего метафизического диалога
между Воландом и Левием Матфеем,
провозвещённого мистиком 20-го века - Михаилом Булгаковым.
 
 В 29-ой главе «Мастера и Маргариты» присутствует многим внешне знакомый  диалог Воланда с Левием Матфеем, смысл и значение которого напрямую затрагивает самые главные вопросы «Небес и Земли»:
Смысл миротворения;
Определение наивысшего блага; и -
Решение проблемы Теодицеи
(оправдания благости Божией при наличии зла).

          
 
 «Ба! — воскликнул Воланд, с насмешкой глядя на вошедшего, — менее всего можно было ожидать тебя здесь! Ты с чем пожаловал, незваный, но предвиденный гость?»

Левию Матфею не обязательно «для личных целей» было посещать Воланда -
он обрёл Божией благодатию трансцендентальную прикосновенность ко блаженному сознанию Христа, но не имел ещё  достаточной силы видеть и понимать "концептологию" мироустроения во сознании Творца.

Левий — обрёл во Христе вечный Свет спасения,
но совершенно не хотел знать и понимать, говоря образно,-
«как сложно быть Богом».
Высший блаженный Свет ослепил сознание Левия и, прикоснувшись ко вселенской духовной блаженности, его более не интересовало ничего иное, «временное и ущербное», ибо сила блаженного Света явилась и высшим смыслом и завершением всех скитаний души по всем мирам дольности и горности.

  «Я к  тебе,  дух  зла  и  повелитель  теней, —  ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда».

И Левий не признавал права иметь место быть «любым теням»,
совершенно не понимая, что без «теней» нет и творенья; и Творцу «нечего было бы делать», и ничего, кроме Единой «Альфы и Омеги» «между ними бы ни было» -
то есть никаких миров, существ, и  даже «теодицей»,-
ибо первородное Бытье-Сознание-Блаженство — единственная «безтеневая» реальность - никогда бы ни обратилась чем-либо зримым.

  «Если  ты  ко  мне, то почему  же ты  не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? — заговорил Воланд сурово.
Потому  что я не  хочу,  чтобы  ты  здравствовал,  — ответил дерзко вошедший».

Левий не понимал, что «на одном «+»» миры не строятся, а взрастают они лишь сотканные из теней Света, и разделяются только по степеням их «инерционной плотности».

  «Но тебе  придется  примириться с этим, — возразил Воланд, и усмешка искривила его  рот, — не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я  тебе скажу, в чем она,—  в твоих интонациях.
Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла»

Воланд напоминает блаженному Левию — не только о непонимании структур мироустроения, но и о нетерпимости и обращает внимание на самый главный принцип «материализации» и объясняет соотносительность понятий «добра-зла»:

  «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом:
что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
Ведь тени получаются от предметов и людей.
Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ».

Воланд ясно объясняет — невозможно по принципу создать любой материальный мир, где существовал бы лишь один полюс, и где был бы свет, но не было бы теней и "обезличивающей" тьмы.

И с пронзительнейшей образностью риторически исспрашивает Левия Воланд:
 «Не хочешь ли  ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

И Воланд подытоживает — мало ещё возлюбить Свет для того,
чтобы понимать Божие сознание, Логос предвечного бытия и принципы материального миротворения...

И добавляет — ежели ты хочешь «содрать все тени» - ты на самом деле хочешь уничтожить всё явленное мироздание.
То бишь, говоря современным образным языком «земнонасущной тематики»,-
ни один «земной террорист» не сможет сравниться с таким вселенским террором -
ни оставить ничего, содрать всё, вся и навсегда.

  «Я не буду с тобой спорить, старый софист,— ответил Левий Матвей».

Левий же отвечает «из ничего иного не желающей знать блаженности»;
напоминая о том, что она и есть высший непреходящий смысл и всё иное — лишь высокие умствования.

  “Ты  и не можешь со мной  спорить, по той причине, о  которой  я уже
упомянул, — ты глуп, — ответил Воланд...».
 
Воланд, являя собою неизбежную «теневую сторону» явленного мироздания, прекрасно понимает, что следовало бы из реализации слов Левия о "чистом Свете" —
мгновенное обращение всего явленного в «пепел» ничто -
и отсего просто заканчивает эту часть диалога напоминанием о «необразованности» Левия.

И, исходя из сказанного, следует:
Раз существует мироздание — и Бытие не ограничивается одним бесформенным блаженным Светом - значит воля на то Божия есть так являть себя;
и хоть и является всё и вся из «огненного» Света Духа и туда же возвращается -
творение не должно проклинаться за неизбежную наличественность «биполярности»;
и не виноват здесь лишь «минус»,- это принцип наличия и самого «плюса» во едином духоявленном поле «светотеневой явленности».

Однако, и сие есть, пусть и наивысочайшее, лишь "мнение";
и над всем «и этим, и тем, небесным» - существует единственная вечная абсолютная реальность — Живой Дух —
извечное Сознание-Бытие-Блаженство,-
а всё остальное — соткано из светотеней пространственной временности.

И обычной человеческой логикой сей метафизический вопрос не разрешаем,
и пока человек не обретёт, будучи во духе, сознание Творца, где открываются многомерные видения за пределами даже самого высшего умопостижения,-
все попытки постигнуть непостижимое из временности -
обращаются лишь умственными иллюзиями, сколь бы величественны, благонамеренны и красивы оные ни были.

А пока, Воланд являлся нам адвокатом Творца, а Левий —
провозвестником "нирванического" освобождения «от всех и любых» теней мироздания.

  Не так ли?!
И - воистину священны ли и тени творенья?

Впрочем, советую лицезреть и со Небес, и взирать со земли -
одновременно.
И — прислушиваться ко высшим мастерам духа,
повествующим не только о теодицее, но и от теогонии,
и — напоминающих о великой вечной тишине
во преблаженных одеждах симфонических "шумов" мироздания...

  Духотворённой со-улыбки - из Предвечности на Земле!..


Рецензии
Что ж!
Зачем спорить с глупцом Левием?
Такие блаженные, как Левий, не знают, чего хотят, витают в чистых эмпириях, вместо того, чтобы решать насущные Задачи реальности.
Прав Воланд.

Пиротехъник   21.12.2016 07:11     Заявить о нарушении
Андрей - почтение Тебе на нашей Планете!

Рад вновь слышать Тебя здесь.

Что же касается Диалога Воланда с Левием -
я бы сказал так - есть право на Вечное Блаженство
у самого Бога, и во той степени, во которой сознаёт себя Человек
"оттуда" - во той и оказывается достоин сего.

Что же есть наивысшая ценность - Вечное Блаженство во Свете
или извечное хождение по волнам Игр Творца -
обычной логикой не постигается.

Ключ здесь - во известных Буддийских (просто многим знакомое выражение;
но можно привести примеры со всех Религий) словах мудрости:
"Сансара и Нирвана - это Одно".

И вот и Воланд прав, и Левий...
Но относительно "безразличия" Левия ко судьбам Миров
тоже возможно заявить как со стороны высшей отрешённости,
так и со позиции чёрствости сердца да и необразованности,
при вере, что подлинная устремлённость к Свету нивелирует все неведения и грехопадения.

Вероятно, - важно какая кастово-кармическая роль у тебя во Божием Оркестре...

Не так ли, ежели смотреть из Целого, - Андрюша?!

Юлиус Гольштейн Анандамурти   22.12.2016 17:23   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Юлиус.
Увы, "смотреть из Целого" пока что не могу. Возможно, есть изъян в моей программе эволюционной.
Но "подростковый инженерный ум" всё так же любит моделировать из частностей...

Пиротехъник   22.12.2016 17:31   Заявить о нарушении
Я понимаю, Андрей.
Вопрос лишь в том - насколь мы хотим из сердца
стать Видящими...
но и это, впрочем, во мирском смысле, некая суета сует,
хотя во Небесном - высшее назначение Человека...

Юлиус Гольштейн Анандамурти   23.12.2016 00:48   Заявить о нарушении
А я считал, что Идея Человека - стать оптимальной сущностью, проявленной осознанно во многих Мирах. Гармоничный Оператор реальностей.

Пиротехъник   23.12.2016 06:04   Заявить о нарушении
Это очень важное понимание, Андрей, -
и мне очень приятно сознавать, что Ты теоретически знаешь об этом!
Но, сколь много знаем мы о "Самом мистериальном деле" - "на деле"?!
Нам надобно ответить себе максимально честно, Андрюша; всем нам...

Юлиус Гольштейн Анандамурти   23.12.2016 22:47   Заявить о нарушении
Юлиус, это, может, и хорошо, что лишь - "теоретически".
Реальное со-участие человека в Процессах Многомерия (кроме знаний, интуиции, технологий и умений) требует высочайших этических норм и мудрости Духа.
Я знаю точно: не готов. Слишком несовершенен, глуповат и даже агрессивен.
Кроме того, - "подростковый инженерный ум"!

Пиротехъник   24.12.2016 15:43   Заявить о нарушении
Андрюша, - не есть ли признание "неготовности"
своего рода наитончайшая гордыня эго?*
Со-размышления во сердце!

Юлиус Гольштейн Анандамурти   25.12.2016 22:58   Заявить о нарушении
А не эго ли, Юлиус, всепонимающий блаженный август, плодоносец херов? В поблажке занимаемого положения осознающий плодность? Сентябрь недалеко...
Остальные м-цы кропотливо исполняют, не имея зрелости августа-сентября.
Плодность кустарную, скоротечную, не предлагаю как пример.

Прошу видеть показательность предпочтений Юлиуса(главное фото)

Лена Валевич   26.12.2016 23:25   Заявить о нарушении
Именно - "Май", - вечно-молодое Цветенье!

Елена, - какая Ты умудрённая .....болина!

С нежным "хамством", Май Июльевич Сентябрёв

Юлиус Гольштейн Анандамурти   26.12.2016 23:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.